Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)
Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_saoobrazovaniyu.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Опыт работы
по теме: «Мнемотехника – метод развития речи детей
младшего дошкольного возраста»
Автор:
воспитатель:
Стадник Е.С.
пгт. Ярега
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету.
К.Д. Ушинский
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Актуальность
Наблюдая за своими воспитанниками, отмечено, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года, 51% детей второй младшей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа, пересказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно.
Это реальность, в которой оказываются наши дети. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Новизна заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).
Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов: Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянской, Т.А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.
Цель работы: развитие связной монологической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
Задачи работы:
- Способствовать развитию связной речи;
- Расширять и обогащать словарный запас детей;
- Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации);
- Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Ожидаемые результаты:
- Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;
- Активизация речевой деятельности детей;
- Обогащение словарного запаса;
- Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.
Свою работу по методической теме я начала с подборки и изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:
1. Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
2. И.Н. Куцакова «Трудности, ошибки, пути преодоления»
3.Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
Анализ этой литературы позволил теоретически обосновать возможность развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.
Связность – это категориальный признак текста. Она характеризуется взаимосвязанностью содержания, смысла, композиционной структуры, логики изложения и языковых средств.
Связная речь – развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. В методике развития речи детей дошкольного возраста термин «связная речь» употребляется в трех значениях:
1) связная речь – процесс, деятельность говорящего, пишущего;
2) продукт, результат этой деятельности – текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи детей.
Связная речь существует в двух формах – диалогической и монологической.
Диалогическая связная речь (диалог) – это первичная естественная форма речевого общения, суть которой состоит в обмене репликами между партнерами по общению. Она относится к разговорному стилю речи. Для нее характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность. Развитие связной диалогической речи у дошкольников предполагает формирование у них совокупности речевых и поведенческих умений, необходимых для ведения диалога/
Монологическая связная речь (монолог) – это речь одного лица, выражающего в развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Устная монологическая речь – это развернутое высказывание на заданную тему.
Виды монолога – описание, повествование, рассуждение или смешанные формы (например, повествование + описание, рассуждение + описание и т.д. Свойства монологической речи: связность, логичность, обоснованность, смысловая завершенность, наличие распространенных предложений, большая приближенность к книжной речи, выразительность и образность.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т.д. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную виды памяти. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий.
Работа с детьми:
Работа с детьми ведется по следующим направлениям.
1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и
детьми, самостоятельно детьми старшей и подготовительной групп).
2. Загадывание и отгадывание загадок.
3. Разучивание стихотворений.
4. Составление рассказов о временах года.
5. Описательные рассказы о животных и предметах.
6. Пересказ сказок.
7. Пересказ рассказов.
8. Рассказ о профессии.
9. Дидактические игры.
Краткая характеристика направлений работы с детьми.
1.Составление мнемотаблиц. Это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Этапы работы с мнемотаблицами.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или
рассказ по заданной теме. Чтение стихотворения с опорой на символы
(образы), т.е. отработка метода запоминания.
Работа с мнемотаблицами в младшей и средней группах проходит с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Требования к мнемотаблицам:
1.Модель должна отображать обобщённый образ предмета.
2. Модель должна раскрывать самое существенное в предмете.
3.Содержание модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им
понятна.
2. Загадывание и отгадывание загадок.
В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
3. Разучивание стихотворений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.
1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения,
мотивация детей на выполнение данного задания.
2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).
3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.
4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.
5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.
6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).
7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.
Родителей я тоже научила составлять такие мнемотаблицы, и они с удовольствием пользуются этим приемом при разучивании стихотворений со своими детьми дома (рисуют разноцветные мнемотаблицы).
4. Составление рассказов о временах года.
Используется наглядно-игровое мнемотехническое пособие «Круглый год». Оно знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Пособие состоит из 4 разноцветных подвижных кубиков (синий, зеленый, красный, желтый,8*8см, закрепленных в деревянной раме). В пособии схематично отражены основные особенности сезонов («Название сезона», «Погода», «Растительный мир», «Сезонная одежда»).
Это пособие я использую многофункционально:
• работа с использованием всех кубов пособия: рассказывание по готовому плану – схеме, поиск несоответствий данному в задании времени года, самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях.
• работа по одному из кубов позволяет составлять рассказы по узким темам: «Сезонные изменения в природе», «Жизнь растений», «Сезонная одежда».
Данное пособие позволяет использовать индивидуальный подход к детям: учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания, восприятия, уровня развития речи.
Провожу игру «Составление описательного рассказа по опорным картинкам» с использованием наглядно-игрового пособия «Круглый год».
Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.
Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.
5. Составление описательных рассказов о животных и предметах.
С помощью мнемотехники обучаю детей составлять описательные рассказы по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном изображённом на картинке.
6. Пересказ сказок.
Педагог медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.
7. Пересказ рассказа
В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице.
Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служит планом рассказа. Педагог сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.
Методика работы с мнемотаблицами при пересказе:
1.Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.
2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель - мнемотаблицы.
3.Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.
4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.
Использование наглядно–игровых пособий на занятиях по развитию связной речи позволяет, учитывая особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое), задействовать и развивать все анализаторы ребенка, включать различные механизмы памяти, активизируя правое и левое полушария головного мозга. Мнемотехника, составляющая суть пособий, является одним из средств здоровьесбережения, так как создает условия для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для здоровья. Мнемотехнические приемы, опираясь на сохранные процессы памяти, развивают другие, что делает их применение универсальным для любых детей (как с нормальным, так и с проблемным развитием).
Работа с родителями:
Работу по развитию связной речи дошкольников с помощью мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- теоретические семинары;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка».
Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике. Для родителей были изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу». Для развития компетенции родителей по использованию мнемотехники ,для развития связной речи ребенка дома проведен мастер-класс на тему: «Учим ребенка запоминать. Тренируем память!».
Родители посещают совместные мероприятия. По результатам анкетирования выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.
Опрос родителей показал положительную динамику в удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами детского сада по проблеме развития связной речи детей средствами мнемотехники.
Работа с педагогами:
Своими опытом работы постоянно делюсь с коллегами. Участвую в конкурсах детского сада, готовлю консультации. Провела консультации для педагогов по темам «Игры с использованием мнемотехники в работе с детьми», «Как изготовить мнемотаблицу».
Подготовила сообщение для педсовета и выставку в методическом
кабинете детского сада на тему «Мнемотехника – эффективное средство
развития связной речи дошкольников».
Вывод:
Подводя итоги за 2019 – 2020 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью. Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры. Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.
Перспективы дальнейшей педагогической деятельности:
При реализации темы столкнулась с некоторыми трудностями:
- Не у всех детей имеется достаточно высокий уровень развития связной речи;
- Есть дети, которые не научились в достаточной степени пользоваться мнемотаблицами как планом пересказа или рассказа (у них нарушается логика изложения);
- Имеются недостатки в диалогической связной речи детей: недостаточно сформированы диалогические умения вступать в диалог, поддерживать его, заканчивать; задавать вопросы и отвечать на них.
Для преодоления этих недостатков и трудностей в связной речи дошкольников планирую продолжить работу по методической теме: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников» в старшей и подготовительной группе и дополнительно ввести синквейн.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 198 с.
8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
9. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009. – 20 с.
12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
13. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи
дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230 с.
14. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
18. Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"...
Интерактивное обучение как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
В презентации подробно представлено использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников....
ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Цель данного педагогического опыта – развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники....
Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так ...