Использование фольклора в развитии дошкольника
статья
Значение фольклора в развитии дошкольника. Использование его в различной деятельности и в режимных моментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фольклор для дошкольников | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора в развитии дошкольника
Яковлева Надежда Николаевна
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского р-на СПб
Для плодотворного общения взрослого и ребёнка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры (песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки).
Фольклор (англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемы народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются: коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной, красочной; привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки привносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего и мы с детства помним: «Аты-баты шли солдаты…». Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.
Замечено, что к педагогу, владеющему виртуозно образным народным фольклором, тянутся дети. Их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки, дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходит скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Предлагаем вашему вниманию варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка, как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях.
Использование фольклора в режимных моментах
1. Во время умывания:
* Из колодца принесла курочка водицы,
и ребята всей гурьбой побежали мыться.
*Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
*Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
*Чистая водичка умоет Саше личико,
Анечке - ладошки, пальчики - Антошке.
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите, где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик? Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
В играх детей с куклами можно напомнить слова потешки и «умыть» куклу.
2. Расчесывание волос:
*Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся, -
Маму, дочка, слушайся.
*Уж я косу заплету,
уж я русу заплету,
я плету, плету, плету,
приговариваю:
- Ты расти, расти, коса,
всему городу краса!
Потешку можно использовать во время расчесывания и во время игр с куклами.
3. Во время еды:
*Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
*Травка-муравка со сна поднялась,
птица-синица за зерна взялась,
зайка за капусту, мышка – за корку,
а детки за молоко.
Пейте, детки, молоко – будете здоровы!
*Идет коза рогатая,
идет коза бодатая.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет –
Забодает, забодает.
*Пошел котик на Торжок,
купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Либо деткам снесть?
Я и сам укушу,
Да и деткам снесу.
4.Во время игр:
*Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
*Как у нашего кота шубка очень хороша!
Как у котика усы удивительной красы.
Зубки белые, глазки смелые.
*Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу во серебряную.
Труба точеная позолоченная,
песня ладная, сказка складная.
*У Аленки в гостях два цыпленка в лаптях,
петушок в сапожках, курочка в сережках,
селезень в кафтане, утка в сарафане,
а корова в юбке, в теплом полушубке.
5.Выход на прогулку:
*Вот мои сапожки:
этот с левой ножки, этот с правой ножки.
Если дождик пойдет – мы пойдем в сапожках.
Эта потешка научит детей правильно различать правый и левый сапог.
*Наша Таня маленька,
на ней шубка аленька.
* Раз, два, три, четыре, пять,
собираемся гулять.
Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.
6.Во время прогулки:
Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешки или заклички.
*Зеленейся, зеленейся мой зеленый сад,
расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки!
*Божья коровка, черная головка.
Улети на небо, принеси нам хлеба.
Черного, белого, только не горелого.
*Сосна, сосна, отчего ты красна?
Оттого я красна, что под солнцем росла!
*Воробей, воробей! Не гоняй голубей,
Не клюй песок. Не тупи носок!
*Жук, жук, где твой дом?
- Мой дом под кустом.
Ехали бояре – мой дом растоптали.
*Пчелы гудят – в поле летят.
С поля идут – медок несут.
А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями.
*Дождик, дождик,
полно лить, малых детушек мочить!
*Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще малых ребят!
*Ой, ты, радуга-дуга! Не давай дождя,
Давай солнышка – колоколнышка!
*Ой, та, зимушка-зима, ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет, вдоль по улице метет.
*Вей, вей, ветерок,
натяни парусок.
8.Обед
Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.
9.Перед сном:
* Баю, баю, баиньки, прилетели чаиньки,
Стали крыльями махать, наших деток усыплять.
*Баю, бай, баю, бай,
ты, собачка, не лай.
Белолапа не скули,
Наших деток не буди.
*Котя, котенька, коток, котя – серенький лобок.
Приходи к нам ночевать, наших деточек качать.
А уж я тебе, коту, за работу заплачу.
Дам кусок пирога, да горшок молока.
10.После сна:
*Котик серенький присел на печурочке
И тихонечко запел песню Юрочке:
Вот проснулся петушок, встала курочка.
Подымайся, мой дружок, вставай, Юрочка.
Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Это для тех детей, которые с трудом просыпаются.
*Петушок, петушок, золотой гребешок,
масляна головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
деткам спать не даешь?
Принести в спальню игрушечного петушка и будить потихоньку детей, рассказывая потешку.
*Рано солнышко встает
на зарядку всех зовет.
Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна.
11.Если ребенок плачет:
* Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для тебя потешки.
*Это что еще за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Вова – ревушка.
*Не плачь, не плачь, куплю калач.
Не плачь, дорогой, куплю другой.
Не плачь, не реви, куплю тебе – три!
С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки. Втянуть ребенка в игру.
Общие рекомендации: рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность; объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание – движущая сила в развитии ребенка!
Использование фольклора для развития движений ребенка
Пальчиковые игры:
*Сорока-белобока
печку топила, кашку варила.
На порог скакала, деток созывала:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
А этому не дала.
- Ты, малец-удалец, за водой не ходил,
дров не носил, кашу не варил.
И не получил!
Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце – грозят. Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать маме или воспитателю.
*Ладушки, ладушки,
где были? У бабушки.
Дети хлопают в ладоши.
*Улитка, улитка!
Покажи свои рога, дам кусочек пирога,
Пышки, ватрушки, сдобной лепешки.
Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки. Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой.
Игры на развитие общей моторики:
*Поехали, поехали за грибами, за орехами…
Приехали, приехали с грибами и орехами.
Дети скачут, как «лошадки», затем приседают.
*Большие ноги шли по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Дети учатся делать широкие и мелкие шаги, высоко поднимать колени.
*Дедушке – поклон,
бабушке – поклон,
папе – поклон,
маме – поклон.
А вам, детушки,
Рост большой!
Дети выполняют наклоны вперед.
Народные подвижные игры:
*Мыши водят хоровод,
на лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
*- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой
не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
только крылья берегите!
*Как у дяди Трифона
было семеро детей,
семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Делали все так…
Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним.
*Скачет зайка маленький около завалинки.
Быстро скачет зайка –ты его поймай-ка!
Считалки:
*Раз, два, три, четыре, пять,
будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы –
Ты пойди-ка поводи!
*Шла кукушка мимо леса – за каким-то интересом,
инти, инти, интерес, выходи на букву «с».
Потешки для новичков
Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки.
*Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший. Ванечка пригожий!
(- Познакомьтесь, дети, это – Ваня, ваш новый друг.)
*Красные кафтанчики. Синие карманчики.
На дубу они сидят меж собою говорят:
Все про Галеньку, все про маленьку.
Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет расти и питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Использованная литература:
- Современный словарь иностранных слов. «Дуэт», «Комета».- СПб, 1994.
- Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю.Г. Круглов.- СПб, «Просвещение», 1993.
- На золотом крыльце сидели… Сб. русского народного фольклора. Сост. И.Л. Паршукова. - СПБ, 1995.
- Рассыпушки. Народные песенки, поговорки, загадки. И. Карнаухова. Ленинград «Художник РСФСР», 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника
Это материал о использовании фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...
Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника
планирование с сентября по май...
Использование фольклора в развитии речи дошкольников
Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...
Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений,важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры...
Презентация на тему «Использование фольклора в развитии ребёнка-дошкольника»
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. Фольклор – как прояв...
«Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»
Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...