Использование фольклора в развитии дошкольника
статья

nadia.yakovleva

Значение фольклора в развитии дошкольника. Использование его в различной деятельности и в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фольклор для дошкольников29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в развитии дошкольника

Яковлева Надежда Николаевна

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского р-на СПб

Для плодотворного общения взрослого и ребёнка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры (песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки).

Фольклор (англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемы народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются: коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

 Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной, красочной; привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки привносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх.  Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего и мы с детства помним: «Аты-баты шли солдаты…». Колыбельные песни  успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Замечено, что к педагогу, владеющему виртуозно образным народным фольклором, тянутся дети. Их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под  потешки, дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходит скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развивается память, внимание, мышление и речь. А если он  выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Предлагаем вашему вниманию варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка, как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях.

        Использование фольклора в режимных моментах

1. Во время умывания:

        * Из колодца принесла курочка водицы,

        и ребята всей гурьбой побежали мыться.

*Водичка, водичка,

        Умой мое личико,

        Чтоб глазки блестели,

        Чтоб щечки горели,

        Чтоб смеялся роток,

        Чтоб кусался зубок.

        *Ай, лады, лады, лады,

        Не боимся мы воды,

        Чисто умываемся,

        Маме улыбаемся.

        *Чистая водичка умоет Саше личико,

Анечке - ладошки, пальчики - Антошке.

Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите, где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик? Дети покажут, охотнее  будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.

 В играх детей с куклами можно напомнить слова потешки и «умыть» куклу.

2. Расчесывание волос:

*Расти, коса, до пояса,

        Не вырони ни волоса,

        Расти, косонька, до пят -

        Все волосоньки в ряд.

        Расти, коса, не путайся, -

        Маму, дочка, слушайся.

*Уж я косу заплету,

        уж я русу заплету,

        я плету, плету, плету,

        приговариваю:

        - Ты расти, расти, коса,

        всему городу краса!

Потешку можно использовать  во время расчесывания  и во время игр с куклами.

3. Во время еды:

*Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

        Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

*Травка-муравка со сна поднялась,

        птица-синица за зерна взялась,

        зайка за капусту, мышка – за корку,

        а детки за молоко.

        Пейте, детки, молоко – будете здоровы!

*Идет коза рогатая,

        идет коза бодатая.

        Кто кашу не ест,

        Молоко не пьет –

        Забодает, забодает.

*Пошел котик на Торжок,

        купил котик пирожок.

        Пошел котик на улочку,

        Купил котик булочку.

        Самому ли съесть,

        Либо деткам снесть?

        Я и сам укушу,

        Да и деткам снесу.

4.Во время игр:

        *Киска, киска, киска, брысь!

        На дорожку не садись!

        Наша деточка пойдет,

        Через киску упадет.

*Как у нашего кота шубка очень хороша!

        Как у котика усы удивительной красы.

Зубки белые, глазки смелые.

*Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу во серебряную.

Труба точеная позолоченная,

песня ладная, сказка складная.

*У Аленки в гостях два цыпленка в лаптях,

петушок в сапожках, курочка в сережках,

селезень в кафтане, утка в сарафане,

а корова в юбке, в теплом полушубке.

5.Выход на прогулку:

        *Вот мои сапожки:

        этот с левой ножки, этот с правой ножки.

        Если дождик пойдет – мы пойдем в сапожках.

Эта потешка научит детей правильно различать правый и левый сапог.

*Наша Таня маленька,

        на ней шубка аленька.

* Раз, два, три, четыре, пять,

        собираемся гулять.

Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее.

6.Во время прогулки:

Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешки или заклички.

*Зеленейся, зеленейся мой зеленый сад,

        расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки!

*Божья коровка, черная головка.

        Улети на небо, принеси нам хлеба.

        Черного, белого, только не горелого.

*Сосна, сосна, отчего ты красна?

        Оттого я красна, что под солнцем росла!

*Воробей, воробей! Не гоняй голубей,

        Не клюй песок. Не тупи носок!

*Жук, жук, где твой дом?

        - Мой дом под кустом.

        Ехали бояре – мой дом растоптали.

*Пчелы гудят – в поле летят.

        С поля идут – медок несут.

А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями.

*Дождик, дождик,

        полно лить, малых детушек мочить!

*Солнышко-ведрышко!

        Взойди поскорей,

        Освети, обогрей –

        Телят да ягнят,

        Еще малых ребят!

         *Ой, ты, радуга-дуга! Не давай дождя,

        Давай солнышка – колоколнышка!

*Ой, та, зимушка-зима, ты с морозами пришла.

        Ветер воет, вьюга вьет, вдоль по улице метет.

*Вей, вей, ветерок,

        натяни парусок.

8.Обед

Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их.

9.Перед сном:

        * Баю, баю, баиньки, прилетели чаиньки,

        Стали крыльями махать, наших деток усыплять.

        *Баю, бай, баю, бай,

        ты, собачка, не лай.

        Белолапа не скули,

        Наших деток не буди.

*Котя, котенька, коток, котя – серенький лобок.

        Приходи к нам ночевать, наших деточек качать.

        А уж я тебе, коту, за работу заплачу.

        Дам кусок пирога, да горшок молока.

10.После сна:

        *Котик серенький присел на печурочке

        И тихонечко запел песню Юрочке:

        Вот проснулся петушок, встала курочка.

        Подымайся, мой дружок, вставай, Юрочка.

Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Это для тех детей, которые с трудом просыпаются.

        *Петушок, петушок, золотой гребешок,

        масляна головушка, шелкова бородушка.

        Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

        деткам спать не даешь?

Принести в спальню игрушечного петушка и будить потихоньку детей, рассказывая потешку.

        *Рано солнышко встает

        на зарядку всех зовет.

Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна.

11.Если ребенок плачет:

        * Не плачь, не плачь, детка,

        Прискачет к тебе белка,

        Принесет орешки -

        Для тебя потешки.

*Это что еще за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Вова – ревушка.

*Не плачь, не плачь, куплю калач.

Не плачь, дорогой, куплю другой.

Не плачь, не реви, куплю тебе – три!

С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки. Втянуть ребенка в игру.

Общие рекомендации: рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность; объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание – движущая сила в развитии ребенка!  

Использование фольклора для развития движений ребенка

Пальчиковые игры:

*Сорока-белобока

печку топила, кашку варила.

На порог скакала, деток созывала:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

А этому не дала.

- Ты, малец-удалец, за водой не ходил,

дров не носил, кашу не варил.

И не получил!

Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце – грозят. Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать маме или воспитателю.

*Ладушки, ладушки,

где были? У бабушки.

Дети хлопают в ладоши.

*Улитка, улитка!

        Покажи свои рога, дам кусочек пирога,

        Пышки, ватрушки, сдобной лепешки.

Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки. Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой.

        Игры на развитие общей моторики:

        *Поехали, поехали за грибами, за орехами…

        Приехали, приехали с грибами и орехами.

Дети скачут, как «лошадки», затем приседают.

*Большие ноги шли по дороге:

        ТОП, ТОП, ТОП.

        Маленькие ножки бежали по дорожке:

        Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Дети учатся делать широкие и мелкие шаги, высоко поднимать колени.

*Дедушке – поклон,

        бабушке – поклон,

        папе – поклон,

        маме – поклон.

        А вам, детушки,

        Рост большой!

Дети выполняют наклоны вперед.

Народные подвижные игры:

*Мыши водят хоровод,

на лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

*- Гуси, гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Ну, летите же домой!

- Серый волк под горой

не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите,

только крылья берегите!

*Как у дяди Трифона

было семеро детей,

семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели.

Делали все так…

Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним.

*Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка –ты его поймай-ка!

Считалки:

*Раз, два, три, четыре, пять,

будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы –

Ты пойди-ка поводи!

*Шла кукушка мимо леса – за каким-то интересом,

инти, инти, интерес, выходи на букву «с».

Потешки для новичков

Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки.

*Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший. Ванечка пригожий!

(- Познакомьтесь, дети, это – Ваня, ваш новый друг.)

*Красные кафтанчики. Синие карманчики.

На дубу они сидят меж собою говорят:

Все про Галеньку, все про маленьку.

Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет расти и питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Использованная литература:

  1. Современный словарь иностранных слов. «Дуэт», «Комета».- СПб, 1994.
  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю.Г. Круглов.- СПб, «Просвещение», 1993.
  3. На золотом крыльце сидели… Сб. русского народного фольклора. Сост. И.Л. Паршукова. - СПБ, 1995.
  4. Рассыпушки. Народные песенки, поговорки, загадки. И. Карнаухова. Ленинград «Художник РСФСР», 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника...

Использование фольклора в развитии речи дошкольников

     Фольклор по - английски означает: народная мудрость, народное знание. это традиционное искусство. фольклорные богатства - песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это бог...

Использование фольклора в развитии ребенка - дошкольника

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений,важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры...

Презентация на тему «Использование фольклора в развитии ребёнка-дошкольника»

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. Фольклор – как прояв...

«Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...