Методическая разработка.СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ как метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.
методическая разработка (средняя группа)
На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере.
В области тактильного восприятия: в младенческом возрасте отмечается отрицательная эмоциональная реакция на прикосновения, пеленание, купание, в более старшем — непереносимость одежды, обуви, чистки зубов. У другой группы детей с РАС наблюдается слабая реакция на прикосновения, мокрые пеленки, холод.
В области зрительного и слухового восприятия: непереносимость яркого света, громких звуков у одной группы детей с аутизмом и слабая реакция на них у другой. В ряде случаев аутичные дети ошибочно оценивались как глухие. Снижение ориентировки на речевые сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду оказывают в дальнейшем тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи.
Снижение ориентировки на речевые сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду оказывают в дальнейшем тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya_doklad.docx | 54.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.
Введение
На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей с РАС обнаруживается целый ряд отклонений в сенсорной сфере.
В области тактильного восприятия: в младенческом возрасте отмечается отрицательная эмоциональная реакция на прикосновения, пеленание, купание, в более старшем — непереносимость одежды, обуви, чистки зубов. У другой группы детей с РАС наблюдается слабая реакция на прикосновения, мокрые пеленки, холод.
В области зрительного и слухового восприятия: непереносимость яркого света, громких звуков у одной группы детей с аутизмом и слабая реакция на них у другой. В ряде случаев аутичные дети ошибочно оценивались как глухие. Снижение ориентировки на речевые сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду оказывают в дальнейшем тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи.
Снижение ориентировки на речевые сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду оказывают в дальнейшем тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи.
Особенности сенсорной сферы детей с расстройствами аутистического спектра становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам дезадаптивного поведения. Многие трудности, вызванные сенсорными особенностями детей с РАС, можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду или используя специальное оборудование. При этом особенности восприятия каждого ребенка с РАС строго индивидуальны
Поэтому для создания оптимальных условий обучения каждый раз необходимо исследовать сенсорную сферу ребенка и опираться именно на его индивидуальные особенности. При наличии у ребенка значимых сенсорных нарушений часто бывает необходима консультация специалиста, который поможет понять проблемное поведение, связанное с необычной сенсорной чувствительностью.
Задача специалиста — на основании полученного сенсорного профиля создать комфортную обстановку для обучения ребенка, убрав все непереносимые раздражители. Ими могут быть предметы или явления, не приносящие обычным людям явный дискомфорт, например, яркий свет лампы, запах дезодоранта, громкий голос преподавателя и т.п.
Помимо исключения неприятных для ребенка с РАС сенсорных раздражителей, важно обеспечить ему возможность получать приятные ощущения. Получение приятных сенсорных ощущений помогает ребенку успокоиться. Именно это становится причиной того, что многие дети с РАС трясут руками, раскачиваются, постоянно произносят какие-то фразы или издают звуки, стучат по парте и т.п
Такие стереотипные формы поведения и аутостимуляции (стимминг) у людей с РАС являются попыткой сохранить неизменность, комфортность среды, справиться с сенсорной перегрузкой, отрегулировать сенсорную систему.
О.Б. Богдашина приводит несколько примеров разных функций самостимуляции :
– защитная, чтобы уменьшить боль, возникающую из-за гиперчувствительности или сенсорной перегрузки, например: ребенок с гиперчувствительностью в слуховой сфере в условиях сенсорной перегрузки (голоса детей в классе) рассказывает самому себе стихи или повторяет определенные фразы;
– самостимулирующая, чтобы улучшить восприятие поступающей информации в случае пониженной чувствительности, например: ребенок постоянно лижет и сосет жесткие предметы, стимулируя таким образом низкую тактильную чувствительность рецепторов рта;
– компенсирующая, чтобы понять окружающую обстановку в случае «недостоверной» сенсорной информации (при фрагментарном, искаженном восприятии), например: один ребенок из-за фрагментарного восприятия не мог запомнить окружающих его людей (т.к. не видел человека целиком, а воспринимал его как набор разных частей тела); для запоминания он ориентировался на обувь: вид обуви и ее разглядывание давали ему достоверную информацию о человеке и успокаивали;
– создание приятных ощущений, что помогает «уйти в себя», отдалиться от сбивающей с толку и подавляющей окружающей обстановки. Это похоже на сенсорную защиту, но в данном случае ребенок сознательно использует приятные ощущения для «отдыха», «ухода от реальности», например: ребенок стереотипно фантазирует при каждом удобном случае, таким образом отдыхая и регулируя свое состояние.
- Если аутостимуляция служит средством компенсации, то разумно поддерживать такое состояние, хотя многих родителей сильно огорчает подобное поведение их ребенка, поскольку оно привлекает внимание окружающих и, по мнению родителей, именно оно приводит к тому, что ребенок воспринимается другими людьми как «ненормальный» или больной. Специалист обязательно должен разъяснить родителям причины подобного поведения, его функцию, и попытаться убедить их относиться к нему более спокойно.
- С другой стороны, поглощенность стереотипными формами поведения может препятствовать обучению и социализации. Для достижения ребенком комфортного состояния специалист может организовывать сенсорную стимуляцию социально приемлемым способом (например, качание на качелях или вращение на карусели). Это может предотвратить другие социально неприемлемые формы аутостимулирующего поведения
Кроме того, родитель или учитель могут использовать сенсорные игры, обеспечивающие приток «сенсорной пищи», для установления взаимопонимания с ребенком. Нужно помнить, что способность людей с РАС последовательно и целостно воспринимать физический мир, снижена, также отсутствует устойчивая база для более сложного поведения. В связи с этим возможность адаптироваться к окружающему миру сильно ограничена. Слишком большая сенсорная перегрузка может привести к «остановке» работы системы, и ребенок перестанет воспринимать и осмысливать окружающую его информацию. Попытки активно воздействовать на него в эти моменты (например, говорить «посмотри на меня» или «слушай внимательно») только ухудшат ситуацию: ребенок еще больше может «уйти в себя», или появится аутоагрессивное поведение. Специально организованная внешняя среда, «сенсорная диета» обеспечивают комфортное состояние ребенка с РАС и повышают общий уровень продуктивности его деятельности.
Особенности функционирования сенсорных систем у детей с РАС
Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.
Существует несколько классификаций сенсорных систем.
Как правило, все они выделяют:
– зрительную,
– слуховую,
– обонятельную,
– вкусовую,
– тактильную,
– проприоцептивную,
– вестибулярную сенсорные системы
Основные свойства сенсорных систем
- Чувствительность к адекватному раздражителю
Чувствительность оценивают с помощью следующих критериев:
Абсолютный порог ощущения – минимальная сила раздражения, вызывающая возбуждение сенсорной системы, которое субъективно воспринимается как ощущение.
Дифференциальный порог ощущения – минимальное изменение силы раздражителя, которое субъективно воспринимается как изменение интенсивности ощущения.
Интенсивность ощущений – степень субъективной выраженности ощущения. Зависит как от интенсивности раздражителя, так и от функционального состояния сенсорной системы
- Инерционность – сравнительно медленное возникновение и исчезновение ощущений. Ощущения сохраняются в течение некоторого времени после устранения раздражителя. Поэтому, например, при определенной частоте вспышек свет ощущается как неперывный, а не мелькающий.
- Адаптация сенсорной системы – способность приспосабливать уровень чувствительности к интенсивности раздражителя: при постоянной силе раздражителя, который длительно воздействует на сенсорную систему, ее абсолютная чувствительность снижается, а дифференциальная возрастает. При воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при воздействии слабых раздражителей (или их отсутствии) чувствительность увеличивается. Так человек перестает чувствовать на себе одежду буквально через несколько секунд, после того как ее наденет
- Фильтрация сенсорной информации; в результате такой фильтрации на определенные уровни обработки поступает только часть полученной предшествующими уровнями сенсорной информации. Поскольку информация, которую нервная система получает через органы чувств, избыточна, необходим механизм, который позволяет обнаружить значимый сигнал на фоне сенсорного шума.
- Тренируемость – повышение чувствительности и ускорение адаптации в результате сенсорной деятельности
- Способность к взаимодействию сенсорных систем; все сенсорные системы осуществляют свою деятельность не изолировано, а в тесном взаимодействии друг с другом. Восприятие мира имеет иерархическую организацию ощущений: от простого к более сложному. Целостный уровень восприятия обеспечивается интеграцией ощущений разных модальностей: соматосенсорная, зрительная, слуховая информации объединяются и перерабатываются на уровне коры головного мозга. Это обеспечивает осмысленное восприятие и активное исследование (потрогать, увидеть, услышать) окружающего мира. Межсенсорное (кросс-модальное) взаимодействие на корковом уровне создает условия для формирования целостного представления об объектах внешнего мира
- Взаимодействием сенсорных систем объясняют также наблюдающийся у некоторых людей феномен синестезии – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так у некоторых людей звуковые волны способны создавать ощущение окрашенности окружающего пространства в тот или иной цвет
- Сенсорная модуляция – способность сенсорной системы регулировать и организовывать адекватные адаптивные реакции на сенсорные воздействия. Эта способность приводит к удержанию баланса между процессами возбуждения и торможения и к своевременной адаптации к изменениям среды.
- Нарушения чувствительности сенсорной системы приводят к повышенной или пониженной реакции на соответствующие стимулы. В случаях повышенной чувствительности даже нейтральный для других людей раздражитель воспринимается как очень сильный, а в ряде случаев как болезненный. При снижении чувствительности, наоборот, стимул не воспринимается, и реакция на него может отсутствовать.
- При нарушениях адаптации и фильтрации сенсорной информации, в частности, серьезно страдает функция внимания, поскольку утрачивается возможность концентрироваться на значимых предметах и действиях и игнорировать малозначительные раздражители.
Тактильная система
На особенности функционирования тактильной системы могут указывать такие поведенческие феномены как:
– избегание определенных видов одежды или материалов (например,шероховатых или с грубой текстурой). Или же, наоборот: необычные предпочтения в одежде или материалах (к примеру, мягких тканей, длинных штанин или рукавов);
– стремление стоять в конце ряда, чтобы не контактировать с другими;
– стремление уклониться от прикосновения (когда оно носит ожидаемый характер) или взаимодействия, связанного с прикосновениями,включая избегание прикосновений к лицу;
– избегание игр, связанных с телесным контактом, что иногда проявляется стремлением играть в одиночестве;
– отвращение или сопротивление, когда ребенка ловят, обнимают или сжимают.
Также ребенок часто:
– испытывает дискомфорт при мытье и расчесывании волос, стрижке ногтей, волос;
– сопротивляется при чистке зубов;
– испытывает отвращение к материалам для творчества, например, избегает пальчиковых красок, теста или песка.
Важно не пытаться заставить ребенка преодолеть отрицательные реакции и не следует убеждать его, что не нужно так себя вести!
Помимо перечисленного выше, при проблемах в тактильной сфере ребенок может:
– не узнавать объекты на ощупь, не может сказать без зрительного контроля, до какой части тела дотронулись;
– лить на себя очень холодную или очень горячую воду;
– иметь пониженную чувствительность к боли;
– неаккуратно одеваться, например, не замечая перекрученных штанин, развязанных шнурков и т.п.;
– испытывать трудности в мелкомоторных движениях, все делать только под зрительным контролем;
– любить сидеть в бассейне с шариками, фасолью, лежать под тяжелыми одеялами, матами и т.п.
Проприоцептивная система
Проприоцепция (проприорецепция) – это способность к ощущениям, возникающим в результате обработки информации от специализированного вида рецепторов, дающих информацию о положении мышц, суставов и сухожилий.
Проблемы в проприоцептивной сфере можно заподозрить в тех случаях, если ребенок:
-приходит в волнение, когда его конечности двигаются активно, мышцы сжимаются или растягиваются;
– избегает движений, связанных с преодолением собственного веса (например, не хочет прыгать, бегать, ползать, крутиться, скакать), и других физических действий, которые способствуют сильным проприоцептивным ощущениям;
– если двигается, то движения слабо дифференцированы, ребенок движется всем телом, плохо манипулирует мелкими предметами.
Также особенности функционирования проприоцептивной системы могут приводить к тому, что ребенок:
– имеет низкий мышечный тонус;
– может врезаться и наталкиваться на предметы вокруг себя,
«набивать синяки»;
– может стучать пятками о пол или стул;
– может модулировать уровень возбуждения, включаясь в самостимулирующую деятельность, например, биться головой, кусать ногти, сосать палец, хрустеть суставами пальцев, скрипеть зубами;
– любит, чтобы его крепко завернули в одеяло или потискали перед сном;
– прикладывает неоправданно большие усилия, когда что-либо делает, поэтому часто ломает предметы;
– любит постоянно жевать предметы, например, воротничок рубашки, завязки от шапочки, манжеты, грызть карандаши, игрушки и резинки, может любить еду, которую нужно долго жевать
Вестибулярная система
Функция вестибулярной сенсорной системы состоит в обеспечении мозга информацией о положении головы в пространстве, о действии гравитации и сил, вызывающих линейные или угловые ускорения. Эта функция необходима для поддержания равновесия, т.е. устойчивого положения тела в пространстве, и для пространственной ориентации человека.
Адекватными раздражителями вестибулярной системы являются гравитация и силы, сообщающие телу линейное или угловое ускорение.
Гиперчувствительность в вестибулярной системе проявляется в виде гравитационной неуверенности и в виде опаски при движениях, когда тело отклоняется от вертикального положения, или когда ноги оторваны от земли
При гравитационной неуверенности, часто встречающейся при РАС, бывает, что:
– ребенок старается держаться в стороне от других людей, чтобы его кто-то не подвинул, не толкнул;
– медленно ходит по лестнице, чаще других хватается за перила;
– не любит наклоны головы, перекаты, кувырки;
– ребенок не любит, боится прыжков, качелей, каруселей;
– боится упасть и редко падает;
– испытывает сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении, или ноги оторваны от земли;
– ребенок очень боится ездить на эскалаторе, лифте.
Усиление проприоцептивных ощущений давления на суставы, мышцы и туловище уменьшает гравитационную неуверенность!
Непереносимость движения проявляется по отношению к тем перемещениям, которые большинству людей показались бы безвредными. Быстрое перемещение или вращение ребенка приводит к сильному дискомфорту.
Ребенок с непереносимостью движения:
– не любит качели, карусели, пугается, если кто-то двигает его;
– избегает лифты, эскалаторы;
– испытывает дискомфорт при движениях, связанных с наклоном головы (зарядке, завязывании шнурков);
– испытывает трудности при прыжках, стоянии на одной ноге.
Нередко проблемы, связанные с особенностями функционирования вестибулярной сенсорной системы, приводят к тому, что ребенок: – быстро устает, ему тяжело держать голову, он постоянно ложится, «растекается» по парте;
– может раскачиваться из стороны в сторону, трясти ногой, головой;
– находится в постоянном движении, кружится, не испытывая головокружения;
– плохо координирует движения конечностей, в связи с этим он испытывает трудности с завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.п.;
– любит сильные неожиданные движения: подбрасывание, сильное раскачивание на качелях и др.;
– не замечает, когда падает, не выбрасывает руки вперед, пытаясь защититься.
Обонятельная система
С участием обонятельного анализатора осуществляется ориентация в окружающем пространстве, и происходит процесс познания внешнего мира. Он оказывает влияние на пищевое поведение, принимает участие в апробации пищи на съедобность, в настройке пищеварительного аппарата на обработку пищи (по механизму условного рефлекса), а также – на оборонительное поведение, помогая избежать опасности благодаря способности различать вредные для организма вещества.
Гиперчувствительность в сфере обоняния может приводить к тому, что ребенок:
– отказывается заходить в определенные места с ярко выраженными запахами (например, в туалет);
– отказывается принимать определенную пищу из-за запаха;
– может испытывать неприязнь к людям с определенным запахом, ароматом духов, шампуня и т.д.
При гипочувствительности обонятельной системы ребенок может:
– не замечать или игнорировать неприятные запахи;
– выпить или съесть что-то ядовитое.
Вкусовая система
В процессе эволюции вкус сформировался как механизм выбора или отвержения пищи. В естественных условиях вкусовые ощущения комбинируются с обонятельными, тактильными и температурными, получаемыми человеком в процессе еды. Сочетание всех этих раздражений создает ощущение вкуса и формирует адекватную реакцию на пищу.
Проблемы в работе вкусовой сенсорной системы могут приводить к негативной реакции на многие вкусовые раздражители, в связи с чем ребенок ест только определенные продукты, его рацион питания очень ограничен, или он любит есть очень соленую или острую еду. В некоторых случаях вкусовые ощущения могут быть основным источником получения информации о внешнем мире. Тогда ребенок может облизывать, брать в рот или есть несъедобные предметы.
Слуховая система
Слуховая система – одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека. Ее функция состоит в формировании слуховых ощущений в ответ на действие акустических (звуковых) сигналов, которые представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой.
Гиперчувствительность в слуховой сфере приводит к тому, что многие шумы воспринимаются преувеличенно, а многие звуки — искаженно.
У ребенка с гиперчувствительностью в поведении присутствуют следующие признаки:
– ребенок выглядит рассеянным, ошарашенным, зажимает уши, когда все вокруг смеются, шумят, разговаривают;
– ребенок может слышать звуки, разговор на большом расстоянии. Кроме того, на проблемы в слуховой сфере могут указывать такие особенности ребенка как:
– трудности при распознавании или игнорирование определенных звуков,
– стремление издавать громкие ритмичные звуки, стучать предметами и т.п.
Зрительная система
Зрительная система – важнейший сенсорный канал, который связывает человека с внешним миром. Зрительная система воспринимает видимый свет – узкую часть диапазона электромагнитных излучений с различными длинами волн: от сравнительно коротких (красный цвет) до более длинных (синий цвет). При проблемах в зрительной сенсорной системе ребенок может демонстрировать особые формы поведения, например, избегать яркого света, видов активности, при которых необходимо групповое движение, глазного контакта. Также он может пугаться движущихся предметов, плохо оценивать расстояние. В других случаях, наоборот, детей привлекают движущиеся, яркие и мигающие объекты, а на неподвижных объектах они с трудом удерживают внимание. Они сами двигаются, крутят головой, например, во время письма. Таким образом, при расстройствах аутистического спектра очень часто отмечаются особенности функционирования сенсорных систем.
Это могут быть повышенная и/или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам, нарушения фильтрации, проблемы адаптации и взаимодействия сенсорных систем и др. Эти особенности приводят к специфическим формам поведения, которые собственно и указывают на наличие сенсорной дисфункции. Некоторые из них имеют защитную функцию, другие помогают ребенку успокоиться в стрессовой для него ситуации, третьи обусловлены необходимостью компенсировать нарушения в других сенсорных сферах. При этом одни и те же поведенческие феномены могут быть обусловлены различными причинами.
Например, ребенок отказывается мыть руки. Это может быть связано как с повышенной тактильной чувствительностью, так и с непереносимостью запахов (например, мыла) или слишком ярким светом в ванной. Отказ от определенных видов пищи может быть вызван специфическими вкусовыми ощущениями, которые она вызывает, или неприятными для ребенка тактильными или проприоцептивными ощущениями в ротовой полости. С другой стороны, один и тот же сенсорный стимул может вызвать целый спектр поведенческих реакций: так неприятный звуковой стимул может привести к тому, что ребенок будет закрывать уши, кричать, или начнет жевать воротник, или кусать себя.
В связи с этим помощь детям с РАС обязательно должна включать мероприятия, направленные на улучшение функционирования сенсорных систем. В настоящее время разработаны и широко применяются специальные методы и программы, цель которых – улучшение функционирования сенсорных систем. В настоящее время разработаны и широко применяются специальные методы и программы, цель которых – улучшение функционирования сенсорных систем. В частности, широкое распространение приобрело направление, в котором разработаны методы, направленные на улучшение сенсорной интеграции. А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей описывают сенсорную интеграцию как неврологический процесс, организующий сенсорные ощущения, поступающие извне и от собственного тела, и дающий возможность использовать тело в окружающей среде наиболее эффективно.
Сенсорно-интегративная терапия – это программа вмешательства, включающая виды деятельности, которые характеризуются усиленными ощущениями, особенно тактильными, вестибулярными и проприоцептивными
Занятия в рамках этой и других аналогичных программ приносит ребенку с сенсорными дисфункциями ощутимую пользу, но они не исключают необходимости оказания помощи дома, в детском саду, школе и т.д. Первое и самое главное условие эффективности такой помощи – понимание причин, лежащих в основе тех или иных проблем ребенка. Очень важно, чтобы окружающие относились к такого рода особенностям детей и с пониманием, и с уважением, не раздражаясь от поведения ребенка, вызванного трудностями, которые он постоянно испытывает, а оказывая ему необходимую помощь.
Для того чтобы помощь была целенаправленной, необходимо определить, какие именно сенсорные дисфункции у ребенка имеются, иначе говоря, определить его сенсорный профиль, который для каждого является уникальным
Для определения сенсорного профиля часто используют сенсорный опросник как простой, удобный в использовании информативный способ диагностики особенностей функционирования сенсорных систем.
Выявление особенностей функционирования сенсорных систем
Для того чтобы помочь ребенку справиться с сенсорными проблемами, создать доброжелательную среду и разработать индивидуальную «сенсорную диету», прежде всего, необходимо выявить и оценить имеющиеся у него особенности функционирования сенсорных систем. С этой целью имеет смысл воспользоваться предлагаемым вопросником, созданным О.Б. Богдашиной , который позволяет построить сенсорный профиль для каждого конкретного ребенка .
Сенсорный профиль оценивает особенности функционирования сенсорных систем, а именно:
∙ Зрение.
∙ Слух.
∙ Тактильную чувствительность (осязание).
∙ Обоняние.
∙ Вкус.
∙ Проприоцепцию.
∙ Вестибулярный анализатор.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой сфере, – 20. Чем больше баллов, тем более выражена проблема. На вопросы должен отвечать человек, который проводит с ребенком много времени и хорошо его знает.
Вопросник для определения сенсорного профиля;
Ключ для оценки результатов: Шаблон для заполнения
Сенсорный профиль: (шаблон для заполнения)
Результаты тестирования
Помощь детям с сенсорными проблемами
РАЗБОР ПРИМЕР СИТУАЦИЙ
Помощь детям с повышенной чувствительностью к сенсорным раздражителям
Поведение :Ребенок часто закрывает руками уши и зажмуривается, реагируя на различные звуки. Если кто-то рядом громко говорит или поет, то ребенок может ударить этого человека. Во время школьных праздников ребенок часто плачет или кричит, отказывается идти на уроки музыки.
Возможная причина: Повышенная чувствительность к слуховым стимулам
Помощь
– Научить ребенка пользоваться шумопоглощающими наушниками или берушами.
– Сажать ребенка дальше от источников шума: открытых окна, дверей, гудящих аквариумов и пр. – Предложить провести перемену в тихом месте (библиотеке, сенсорной комнате).
– Во время шумных массовых мероприятий посадить ребенка ближе к выходу, чтобы он имел возможность выйти в коридор и отдохнуть.
– В шумных местах предлагать использовать плеер, чтобы слушать любимую музыку через наушники.
Поведение:
Ребенок щурится, закрывает глаза, становится беспокойным или невнимательным при ярком освещении или в классе с большим количеством зрительных стимулов.
Возможная причина
Повышенная чувствительность к зрительным раздражителям.
Помощь
– Носить кепки с козырьком, шляпы, капюшоны, солнцезащитные очки.
– По возможности избегать яркого освещения, особенно люминесцентного, использовать лампы низкой мощности с матовым стеклом: они дают мягкий и равномерный свет.
– Использовать очки для блокировки бликов.
– Если ребенку сложно списывать с доски, положить ему дубликат с
текстом на парту. Лучше, если образец будет лежать на приподнятой/наклонной поверхности.
– Не перегружать класс разнообразными зрительными стимулами
(плакаты, картины и пр.) или сажать ребенка таким образом, чтобы
он находился к ним спиной
Помощь детям с пониженной чувствительностью к сенсорным стимулам
Поведение Ребенок не реагирует на свое имя.
Возможная причина Пониженная чувствительность к звуковым стимулам, отсроченная реакция на раздражители, проблемы фильтрации в слуховой сфере.
Помощь – Дать ребенку некоторое время (несколько секунд), не повторять его имя насколько раз подряд.
– Уменьшить шум в помещении (выключить телевизор).
– Увеличить активность, воздействующую на вестибулярную систему, тесно связанную со слуховой.
– Использовать методы, направленные на обучение способности выделелять определенные звуки и слова (имя) из фона
Поведение Ребенок не ощущает боль так, как большинство других детей.
Возможная причина Пониженная тактильная чувствительность
Помощь
– Учитывать повышенную вероятность получения травм, ожогов и пр.
– Обеспечить безопасность.
– Увеличить активность ребенка, стимулирующую тактильную систему
Помощь детям с выраженным самостимулирующим поведением
Как говорилось выше, у детей с РАС часто наблюдаются повторяющиеся стереотипные действия (стимминг), которые помогают ребенку успокоиться и улучшить саморегуляцию. Внешне аналогичные формы поведения могут иметь и другую функцию, например, для улучшения восприятия поступающей информации при сниженной чувствительности или для того чтобы получить приятные ощущения. Подобные формы поведения нередко становятся привычными, постоянно воспроизводятся и могут препятствовать обучению и пребыванию в группе. В этом случае следует предоставить ребенку возможность получать те же самые ощущения приемлемым способом во время занятий и увеличить в течение дня количество занятий, обеспечивающих воздействие на ту или иную сенсорную сферу.
Поведение Ребенок сжимает щеки других.
Возможная причина Получение проприоцептивных ощущений в руках.
Помощь Использовать занятия с пластилином, эспандеры, массажеры для рук, сенсорные игрушки.
Поведение Ребенок часто скрипит зубами.
Возможная причина Получение проприоцептивных ощущений в челюстных суставах.
Помощь – В течение дня использовать сенсорные игрушки для ротовой полости, в том числе вибрирующие.
– Предлагать хрустящую еду и еду с вязкой консистенцией, которую необходимо долго жевать, например, жевательные конфеты.
– Периодически в течение дня сдавливать щеки.
– Надувать гору из мыльных пузырей (опустить трубочку в мыльный раствор и дуть, чтобы получилась гора из пузырьков. Предварительно убедиться, что ребенок не будет втягивать раствор в рот).
Поведение Ребенок часто кружится, бегает по кругу.
Возможная причина Стимуляция вестибулярной системы.
Помощь
– Разрешать недолго побегать с умеренной скоростью.
– Увеличить количество действий и занятий, стимулирующих вестибулярную систему.
Сенсорная перегрузка
Слишком длительное и/или интенсивное воздействие на органы чувств, особенно у детей с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, может привести к сенсорной перегрузке. В свою очередь, такая перегрузка может вызвать срыв или истерику. Часто такое состояние называют мелтдаун, или «отключение», когда человек полностью или частично перестает реагировать на внешние раздражители.
Признаками, указывающими на сенсорную перегрузку у ребенка с РАС, могут быть внезапно возникшие: – крики, – агрессия, – аутоагрессия, – попытки убежать или спрятаться, – отказы выполнять задания.
Кроме этого, очень часто возникают повторяющиеся моторные движения: раскачивания, прыжки, хлопанье в ладоши, повторения одной и той же фразы и т.п. Такие повторяющиеся действия принято называть стиммингом, который очень часто встречается при РАС.
Считается, что стимминг помогает успокоиться и сосредоточиться и часто является проявлением эмоций. (Например, ребенок начинает трясти кистями, когда радуется). Следует иметь в виду, что при сенсорной перегрузке возникают повторяющиеся движения, которые обычно не появляются в спокойной обстановке. Например, ребенок часто трясет кистями и прыгает, а внезапно появляются хлопки или раскачивание, что не типично для его поведения.
Помимо перечисленных признаков при сенсорной перегрузке также могут наблюдаться: – ухудшение координации, – бледность или покраснение лица, – учащение сердцебиения, – сильное потоотделение, – боли в животе, тошнота, рвота.
В подобных ситуациях необходимо как можно быстрее избавить ребенка от слишком сильных сенсорных раздражителей: увести в тихое спокойное место, помочь надеть наушники. Не следует много говорить и просить объяснений возникшему поведению. Также можно воспользоваться следующими рекомендациями.
– С ребенком говорит только один взрослый, который, если есть такаявозможность, уединяется с ним в тихом месте.
– Взрослый (без слов) берет руки ребенка в свои.
– Взрослый сильно прижимает свои ладони к ладоням ребенка.
– Взрослый дает ребенку мячик для снятия стресса; взрослый сжимает мячик в руках ребенка (все действия взрослого сопровождаются«глубоким», ощутимым давлением на руки ребенка, которое поможет ему избавиться от напряжения в мышцах).
– Взрослый, желательно по инициативе самого ребенка, может крепко обнять его (ребенок стоит спиной ко взрослому).
– Некоторых детей может успокоить коробочка с приятными на ощупь предметами.
– Если ребенок владеет устной речью, то взрослый может спросить, что его встревожило.
– Во время тяжелой сенсорной перегрузки дети, владеющие речью,
могут потерять способность говорить. Если ребенок не может говорить ни слова, взрослый задает односложные вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет» жестами.
– Взрослый избегает легких прикосновений к ребенку.
– Если ребенок причиняет себе боль, бьет кулаками по предметам или стучит головой об стену, то взрослый переключает ребенка на другие действия. Например, в первом случае, когда ребенок бьет кулаками по предметам, следует переключить ребенка на другие действия: бить кулаками по мячу или по подушке; в другом случае, когда ребенок бьет головой об стенку, взрослый защищает ребенка от таких ударов, подкладывая подушку (желательно плотную, ортопедическую).
– Если ребенок не избегает прикосновений, то взрослый кладет на его колени утяжеленные покрывала, жилет, подушки или может крепко запеленать ребенка в одеяло или простыню.
При вспышках гнева (tantrum):
– Поведение преследует некоторую цель.
– Обычно вызвано желанием что-то получить (предмет, внимание ипр.) либо избежать чего-то.
– Возникает в присутствии другого человека и направлено на него.
– Ребенок контролирует свое поведение.
– Прекращется, если цель достигнута (например, ребенок получает игрушку, или ему позволяют не выполнять задание).
Занятия, игры и оборудование, рекомендуемые для детей с сенсорными проблемами
Дети, имеющие сенсорные дисфункции, нуждаются в специальных занятиях, цель которых заключается в том, чтобы: – дать возможность ребенку получить необходимые ему ощущения, чтобы уменьшить стимминг, мешающий обучению и социализации;
– понизить или повысить чувствительность к сенсорным раздражителям;
– обеспечить возможность расслабиться и предотвратить сенсорные перегрузки
В зависимости от особенностей сенсорного профиля ребенка следует использовать различные формы активности, обеспечивающие воздействие на ту или иную сенсорную сферу.
Ниже приводятся виды занятий, а также простое и доступное оборудование и материалы, которые можно применять как в школе, так и дома.
Виды активности, материалы и приспособления, воздействующие на тактильную систему:
– Пересыпание мелких предметов, игры с крупой.
– Пластилин, массы для лепки.
– Пальчиковые краски.
– Сжимание рук (взрослый регулярно с силой сжимает руки ребенка).
– Глубокий массаж.
– Сквишбоксы (Squish Box) – мягкие антисресс-игрушки для сжимания.
– Утяжелители.
Виды активности, воздействующие на слуховую систему:
– Звуковое лото.
– Движения под музыку.
– Пение.
– Занятия с музыкальными инструментами.
– Аудиокниги.
– Использование наушников.
– Использование плееров с любимой музыкой.
Виды активности, воздействующие на зрительную систему:
– Визуальное расписание.
– Конструкторы Marble.
– Мигающие игрушки
– Калейдоскоп.
– Игры с лабиринтами.
– Лава–лампа.
– Сенсорные бутылки.
– Игры, в которых нужно бросать предметы, попадая в цель.
– Специальное место для сенсорной разгрузки (релаксации).
– Антибликовые приспособления.
Виды активности, воздействующие на проприоцептивную систему:
– Крепкие объятия.
– Массаж.
– Батут.
– Различные упражнения, требующие физических усилий.
– Отжимание от стены.
– Игры с тестом.
Виды активности, воздействующие на вестибулярную систему:
– Качели.
– Велосипед.
– Батут.
– Карусель.
– Висеть вниз головой.
Виды активности, воздействующие на систему обоняния:
– Занятия с ароматизированным тестом.
– Рисование ароматизированными пальчиковыми красками, ароматизированными фломастерами.
– Использование ароматизированных сенсорных игрушек.
Виды активности, воздействующие на вкусовую и орально-моторную сферы:
– Выдувать мыльные пузыри.
– Дуть в свистки, дудочки и пр.
– Хрустящая и вязкая еда.
– Жевательная резинка.
– Игрушки для жевания.
– Пить из трубочки густые напитки.
– Пить из бутылок с питьевым клапаном (обычно используются спортсменами: для получения воды требуется слегка надавить зубами на
клапан).
– Съедобные бусы («бусины» - сухофрукты, твердое печенье и пр.).
– Игры «угадай вкус».
Виды активности, требующие физических усилий:
– Прыгать на батуте.
– Толкать или носить коробки с тяжелыми предметами.
– Толкать нагруженные тележки.
– Возить на санках детей.
– Возить чемоданы на колесах, наполненные тяжелыми предметами.
– Регулярно проводить занятия с использованием упражнений, в ходе которых изображаются движения животных, например:
– упражнение «краб»: сесть на корточки, наклониться назад, опустить руки на пол, приподнять туловище и начать движение вбок;
– упражнение «медведь»: из положения стоя опустить руки на пол, начать движения вперед, одновременно передвигая правую руку и правую ногу, затем левые руку и ногу.
– упражнение «лягушка»: сесть на корточки, положить руки на пол между коленями, делать прыжки вперед, приземляясь на руки и на ноги.
Эти и подобные упражнения требуют значительных физических усилий и могут выполняться на уроках физкультуры, дома и на переменах.
Оборудование места для релаксации
– Уголок для релаксации должен находиться в наиболее спокойном месте квартиры или класса.
– Удобно использовать палатку, в которой ребенок может уединиться и в то же время не мешать другим (не отвлекать других детей).
– Внутрь стоит поместить мягкие подушки, коврики, одеяло с утяжелителями и т.п
– Также в уголке должны находиться разнообразные сенсорные игрушки: игрушки для жевания, калейдоскоп или лава–лампа, сенсорные бутылки, картины с пересыпающимся песком, вибрирующие игрушки, игрушки для сжимания и пр.
– Эти игрушки удобно поместить в специальную коробку, из которой ребенок сам может выбрать то, что ему требуется в данный момент.
Сенсорная комната
Сенсорная комната - это особое помещение, предназначенное для развития сенсорных ощущений посредством специального освещения, музыки и оборудования. Первые сенсорные комнаты появились в Голландии в 70-х годах XX столетия. Они были оснащены панно с мерцающими лампочками, массажным оборудованием, креслами для релаксации и растениями. Основной задачей этих комнат была искусственная стимуляция всех органов чувств, и использовались они в медицинских учреждениях в работе с самыми тяжелыми пациентами с интеллектуальными нарушениями, психоневрологическими расстройствами и ДЦП. Позднее в Великобритании значительно расширили репертуар применения сенсорных комнат, и они стали использоваться также и в работе с обычными детьми. К настоящему моменту популярность сенсорных комнат в мире очень велика, их можно встретить не только в медицинских, но и в образовательных учреждениях. Современная сенсорная комната – это особым образом организованная и оформленная окружающая среда: развивающее оборудование, 56 разнообразные игры, успокаивающая музыка. Стены и полы комнаты покрываются мягкими панелями или матами, наполняются мягкими пуфами и подушками. Это делается для того, чтобы ребенок мог свободно передвигаться по комнате, не боясь упасть или удариться. Мягкая отделка сенсорной комнаты – это идеальная среда для отдыха и расслабления. Такое помещение можно оборудовать своими силами или закупить оборудование в специализированных магазинах. Можно купить сенсорную комнату в готовом виде. Правильно спроектированная сенсорная комната воздействует на все органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы, а также на вестибулярный аппарат. Сенсорное оборудование может помочь в развитии важных умений и навыков, включая коммуникацию, моторные навыки, распознавание цветов и умение следить взглядом за движущимся предметом. Если площадь помещения позволяет, то лучше разделить сенсорную комнату на две зоны – релаксационную и активационную (зоны пассивного и активного отдыха).
Релаксационная зона создается для того, чтобы успокоить ребенка. Для этого ему можно предложить посидеть в сухом бассейне, наполненном специальными шариками и прекрасно расслабляющем все группы мышц. Находясь там, ребенок, например, может смотреть на успокаивающие проекции на стенах и потолке помещения. Эта зона комнаты имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Световые приборы и фибероптические волокна создают рассеянный свет и фибероптический эффект (звездное небо, звездный дождь). Используются также подвешенные подвижные конструкции (зеркальный шар, «сухой дождь»). Такая зона дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой. Здесь применяется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с мягкими тактильными ощущениями.
Активационная зона предназначена для противоположных целей: она побуждает ребенка двигаться, взаимодействовать с предметами и с другими детьми, если они присутствуют. Для этого используется интерактивное оборудование, сенсорные панели, подвесные и подвижные конструкции, а также разнообразные предметы яркой и необычной формы. Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног: специальными сенсорными тропами для ног, воздушно-пузырьковыми трубками, создающими вибрацию при касании. В комнате размещены световые приборы, имеющие светооптический эффект и звуковое сопровождение (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Здесь могут находиться массажные мячики и прочие подобные предметы. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, зрительно увеличивающие площадь комнаты. По типу освещенности в сенсорной комнате обычно можно разделить светлую и темную зоны.
В светлых сенсорных зонах обычно расположены сухие бассейны для активных игр, батуты и яркие фитболы, качели и туннельные модули со спортивными элементами, – все это помогает стимулировать ребенка к активным действиям. Занятия в светлой зоне – это, как правило, веселая энергичная игра. Целью посещения темной зоны является восстановление эмоционального состояния и расслабление. Обычно там присутствуют декоративные световые панели, мягкие массажные модули, световые шнуры и фонтаны, интерактивные модули. Некоторые ученики посещают сенсорную комнату по расписанию, которое встроено в их школьный день, другие приходят туда по мере необходимости.
Оборудование для сенсорной комнаты
Световое и цветовое оборудование. Назначение – воздействие на зрение человека.
Проекционный дизайн. Назначение – создание фона и световых иллюзий
Воздушно-пузырьковое оборудование. Назначение – привлечение внимания, расслабление
Лавовые лампы. Назначение – физическое расслабление; развитие визуального восприятия, координации, внимания.
Звуковое оборудование. Назначение – воздействие на слух.
Ароматическое оборудование. Назначение – воздействие на обоняние человека
Тактильное оборудование. Назначение – развитие тактильных ощущений.
Мягкое игровое оборудование. Назначение - снятие физического и психологического напряжения
Сухие бассейны предназначены как для расслабления, так и для активизации
Вестибулярное и проприоцептивное оборудование. Назначение – развитие координации и опорно-двигательного аппарата.
Подвесное оборудование. Качание – один из способов стимулировать вестибулярную систему, которая обрабатывает движение и помогает в сенсорном регулировании.
Крутящеися кресла и диски Эти вращающиеся во все стороны игрушки обеспечивают мощную вестибулярную обратную связь
Фитбол, или сенсорный мяч, способствует дополнительной стимуляции вестибулярной системы.
Крэшпэд, или «аварийная подушка», необходим детям, у которых нарушены представления о границах собственного тела, что приводит к неприятным физическим ощущениям, трудностям с координацией, неуклюжести, к проблемам при планировании собственных действий, к плохой усидчивости
Различные виды качалок и кресел. Качалки и кресла различных видов также служат для расслабления, развития координации и опорно-двигательного аппарата
Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе
Во время посещения сенсорной комнаты ребенок получает необходимые ему сенсорные переживания. А также: – у ребенка возникает положительный эмоциональный фон, преодолеваются нарушения в эмоционально-волевой сфере; – повышается интерес к исследовательской деятельности; – развиваются когнитивные процессы; – совершенствуются моторные навыки; – улучшаются навыки коммуникации и взаимодействия.
Заключение
Люди с РАС особым образом воспринимают окружающий мир. В значительной степени это обусловлено спецификой функционирования сенсорных систем. Повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам, нарушение межсенсорного взаимодействия, процесса фильтрации сенсорных стимулов и другие сенсорные дисфункции приводят к специфическим формам поведения, которые могут затруднять обучение и социализацию ребенка. Пониженная чувствительность приводит к тому, что ребенок плохо или совсем не реагирует на некоторые стимулы, например, не чувствует боль или затрудняется при выполнении некоторых движений, действий, например, делает слишком сильный нажим при письме. При повышенной чувствительности многие стимулы воспринимаются как неприятные или болезненные, что вынуждает ребенка защищать себя от таких воздействий. Это может проявляться в попытках избежать определенных мест или видов деятельности. Нередко повышенная чувствительность приводит к нарушениям внимания, поскольку даже очень слабый и нейтральный для других людей раздражитель вызывает реакцию и мешает сосредоточиться. Как известно, для людей с аутизмом характерны стереотипные движения или действия (стимминг). Такие формы поведения так же во многом обусловлены сенсорными особенностями. Некоторые из них являются реакцией на перегрузку или стресс и помогают успокоиться и улучшить саморегуляцию. Они, по сути, становятся для ребенка «якорем», удерживающим его в буре переполняющих ощущений и эмоций. С другой стороны, функция аутостимуляции может заключаться в получении приятных ощущений и стать до такой степени привычной, что ребенок оказывается поглощен ею почти постоянно. Все это приводит к необходимости обеспечить детям так называемую «сенсорную диету»: минимизировать воздействие раздражителей, приводящих к возникновению неприятных ощущений, предоставлять ребенку необходимые сенсорные ощущения и для того, чтобы справиться со стрессом, и для того, чтобы уменьшить потребность в аутостимуляции. Создание дружелюбной сенсорной среды, применение специальных занятий и видов активности, использование специального оборудования помогают ребенку справиться с имеющимися у него проблемами и облегчить процессы обучения и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА"
Для педагогов,дефектологов , работающих с детьми с различными нарушениями, в том числе с РАС. В реферате дается систематизированный материал по данным статей за последние 5 лет....
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ...
Рабочая программа логопедических занятий для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда составлена для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройством аутист...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Методическая разработка «Особенности сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра»
ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности освоения им Программы на разных этапах её реализации. Программа дошкольного ...