Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
статья по коррекционной педагогике
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек РECS"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы.
Тема: Развитие
коммуникативных умений у детей с расстройствами
аутистического спектра с использованием системы альтернативной
коммуникации с помощью карточек PECS
Автор: Учитель-дефектолог Лысова Н.В., Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Земляничка», городской округ г.Бор Нижегородской области
Счастье - это когда тебя понимают!
За последние десятилетия заметно возросло количество детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра, в частности.
По данным статистики - Число детей с диагнозом аутизм в России превышает 31 тыс. человек. В нашей стране 0,1% детского населения страдают аутизмом (Елена Байбарина, директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава, 2018 г.). Сейчас в Нижегородской области зарегистрированы более 500 (516) детей с РАС, ежегодный прирост таких детей составляет 23-25 %.
В условиях гуманизации общества в целом, а так же при обеспечении государственных гарантий доступности получения полноценного образования для всех категорий детей с ОВЗ, дети с аутизмом в настоящее время активно включаются в систему образования и имеют равные возможности с другими детьми в получении необходимых знаний, умений и навыков в учреждениях образования на разных уровнях.
Аутизм – особая форма аномалии психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, а также эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основными признаками аутизма, так называемой «триадой аутизма», являются нарушение коммуникации, стереотипное поведение и ослабление способности к социальному взаимодействию (Башина В. М., 1993).
По данным многих исследователей, таких как: М.К. Бардышевская, О.С. Никольская, В.В. Лебединский, Ю. Фриз и др., коммуникативные способности детей с расстройствами аутистического спектра характеризуются недоразвитием в целом и искажённостью их компонентов, в частности, их структура, и проявление в коммуникативной деятельности неадекватны как возрасту, так и социальной ситуации.
Такие исследователи как Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская, U.Frith, L. Wing и др. подчёркивают, что одним из главных нарушений, препятствующим успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с данным типом дизонтогенеза в обществе является недостаточное развитие, а по ряду данных (Е.С. Иванов, В. Bettelheim и др.) отсутствие потребности и способности к общению, проявляющиеся в виде уклонения от контакта, отставании или отсутствии разговорной речи, неспособности завязать или поддержать разговор, отсутствие диалоговых форм взаимодействия, непонимание своих и чужих переживаний, дисгармоничность когнитивного развития и другие специфические особенности.
Т.О. многие исследователи отмечают, что дети с расстройствами аутистического спектра имеют явную особенность, такую как нарушение сферы коммуникации в целом, а так же развития коммуникативных умений и навыков в частности.
Сегодня, мы хотим с вами поделиться опытом работы по теме «Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS», которую мы организуем на базе МБДОУ детского сада №19 «Земляничка» г.Бор на протяжении последних 3-4 лет.
Актуальность данного вопроса и острота проблемы в современном обществе определяется не только в связи с необходимостью включения этой категории детей в сферу дошкольного образования, но и в связи с недостаточностью научно обоснованных организационно-психологических условий для этого, малой изученностью данного вопроса со стороны педагогов и психологов, а также практических работников сферы образования.
Начинать коррекционно-развивающую работу с детьми аутистами -нужно как можно раньше. Все дети с РАС характеризуются нарушением в сфере коммуникации и речевого развития. Дети необщительны, у них нет потребностей и способностей к общению, они не играют с другими детьми, не любят когда в его игре хотят принять участие окружающие его сверстники и взрослые. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры их носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, они эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей и пр. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я", не умеют выражать свои мысли и чувства, выражать свои просьбы к окружающим и пр.
Главную цель нашей работы мы определили как :
Разработать систему работы по развитию коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра посредством использования системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
Задачи работы с детьми:
-Развивать умения детей с расстройствами аутистического спектра выражать свои просьбы и требования в совместной с другими людьми деятельности;
-Развивать умения детей задавать вопросы разного характера, привлекать к себе внимание окружающих;
Развивать диалоговые форм общения детей с РАС с окружающими людьми;
Развивать умения детей называть, комментировать и описывать окружающие предметы, людей, действия, события окружающие их;
Развивать умения выражать свои эмоции,
чувства, сообщать о них окружающим в совместно организованной деятельности;
Развивать социально-ответные реакции детей, умения отвечать на поставленные вопросы окружающих;
- Развивать социальное поведения у детей с РАС.
Основная педагогическая идея- Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра будет результативнее и эффективнее, если системно и целенаправленно использовать систему альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS).
Наша педагогическая работа состоит из нескольких этапов: подготовительный, основной, итоговый.
На подготовительном этапе мы:
Изучили проблему;
Определили диагностический инструментарий;
Определили психолого-педагогические условия: разработали содержания ППРС; разработали систему коррекционно-педагогической работы со всеми участниками образовательных отношений и пр.
На основном этапе:
Главное - Организация коррекционно-педагогического процесса по развитию коммуникативных умений у детей с РАС с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS.
Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ по реализации намеченных целей и задач работы с каждым конкретным ребенком с РАС осуществляется нами через использование разных видов и способов коммуникации:
- это и вербальная коммуникация (построение фразы, обмен репликами, обращениями, задавание вопросов и ответы на вопрос, выражение просьб словами, использование местоимения «я»);
- и невербальная коммуникация без использования специальных средств (это указывание, взгляд, жесты/пантомимика, выражение лица, вокализация и пр.)
- и альтернативная коммуникация с помощью карточек PECS -Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками), которая позволяет ребенку выражать свои потребности, желания, делиться чувствами, мыслями и проявлять себя, используя невербальные или специальные средства общения.
Обучение PECS применяется среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используется и при прочих проблемах, сопровождаемых «невербальностью» ( при ДЦП, ЗПР, тугоухости и др.). Основные способы обучения общению с помощью карточек PECS базируются на принципах Прикладного анализа поведения. Первая версия учебного протокола ПЕКС была создана доктором АВА Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 80-х гг. прошлого века. По сей день программа постоянно совершенствуется и дорабатывается. В рамках этой программы мы обучаем детей умению выражать собственные желания и комментировать различные ситуации.
Работа по программе включает определенную последовательность обучения и специальные стратегии:
- Обучение ребенка давать карточку.
- Обучение ребенка отдавать карточку.
- Обучение ребенка распознавать предметы, изображенные на карточке.
- Обучение ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне…(предмет)».
- Обучение ребенка отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?»
- Обучение ребенка различать предметы, о которых его спрашивают, а так же о которых он сам говорит.
В работе с детьми мы используем цветные рисунки, изображающие окружающих людей, предметы, явления и пр.; под каждой картинкой размещается ее текстовая подпись на русском языке; папки и бумажные разделители, на которые можно прилепить карточки на липучках; картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке, разные виды расписаний.
Работа с ребенком по программе PECS включает в себя несколько этапов:
- На первом этапе вводятся карточки, обозначающие «да» и «нет», выполненные в разных цветах (зеленом и красном). Эти карточки необходимы нам, если ребенок не умеет использовать кивки и отрицательное покачивание головой. Если же ребенок способен произнести «да»/«нет» или обозначить их движениями, в использовании таких карточек нам нет необходимости.
- На втором этапе вводится набор карточек: с базовыми и мотивационными предметами (банан, конфета, мороженое, яблоко, зефир), карточки на разные лексические темы, карточки с действиями. Как только ребенок перестает смотреть на картинку и начинает называть нужный ему предмет устно – использование соответствующей карточки мы прекращаем.
- На третьем этапе обучения PECS мы начинаем использовать карточки с обозначением различных событий дня (умываться, кушать, гулять на улице, играть в игры, читатьи т. д.), разные виды расписаний.
Работа с каждым ребенком осуществляется индивидуально в организованной деятельности с педагогом (на начальных этапах с помощником) через разные виды детской деятельности, но в основном через игровую деятельность (познавательную и др.), с использованием разных методов и приемов: игровые методы и приемы, разнообразные упражнения, работа с «Коммуникативной книгой», моделирование и пр. Работа с детьми активно осуществляется в структурированной учебной среде, так и в неформальной учебной обстановке.
Обязательное условие для начала обучения по программе PECS –вызвать у ребенка самостоятельное желание что-то получить или сделать. Конечная цель –самостоятельное и активное общению детей с РАС с окружающими его людьми, длительное по времени и продуктивное.
Очень важно для наших детей - давать поощрение сразу после выполнения задания. Мы используем разные поощрения: социальные (молодец!), пищевые стимулы, предметные стимулы, жетоны для получения пищевого или предметного поощрения.
Альтернативная коммуникация с использованием невербальных средств общения используется нами как активное дополнение к вербальной коммуникации, при обязательном учете психо-физических особенностей детей, их когнитивных способностей, сенсорных и поведенческих особенностей, а так же индивидуально-дифференцированного подхода.
Конечно, большая роль в работе с детьми с РАС мы отводим родителям (законным представителям). Мы доносим до родителей главную мысль – что родители являются движущей силой развития ребенка, они главные помощники педагогов . Педагоги ДОУ дают цели, задачи и направление работы с детьми, а закрепление полученных навыков в быту осуществляют родители дома.
На заключительном этапе мы:
-Подвели итоги в коррекционно-педагогической работы по результатам мониторинга.
- Определили эффективности применяемой системы работы.
- Определили удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.
- Обобщили педагогический опыт работы по выбранному направлению.
В рамках представленной работы, в условиях ДОУ мы осуществляем мониторинг развития коммуникативных умений у детей с РАС на начало и конец коррекционного периода. За основу диагностической методики мы используем рекомендации А.В.Хаустова (Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, 2010г.).
Согласно полученных результатов мониторинговых исследований можно отметить, что программа РЕСS в работе с детьми с РАС для развития коммуникативных умений является эфффективной и результативной. Анализ мониторинговых данных на начало коррекционного периода показывает, что 90% детей с РАС имеют низкий уровень развития коммуникативных умений, и лишь 10%- средний. Дети с РАС не заинтересованы в общении с окружающими, малоактивны, их тяжело вовлечь в предложенные игры. Детям тяжело даются речевые высказывания, они отказываются от диалога, не отвечают на вопросы.
На конец коррекционного периода можно отметить, что у детей повысился уровень коммуникативных умений: 30% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных умений; 60% - средний, 10%-низкий. Дети умеют выражать свои мысли, просьбы и требования; отвечать на вопросы и задавать их; вести диалог с другими и пр. Т.О. выявлена положительная динамика у большинства воспитанников в развитии коммуникативных умений.
Уровень развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра (2016-2019 г.)
Обучение детей с РАС с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек длится довольно долго ( от нескольких месяцев до нескольких лет, в ряде случаев), однако полученные результаты не могут нас не радовать. Первоначально молчащие дети: 1. обучаются самовыражаться; 2. продуктивно осуществлять коммуникацию с другими людьми, 3. проявлять чувство удовлетворения и комфортности от взаимодействия с другими, 4.овладевают устной речью, 5.контролируют свои поведения и чувства.
Подводя итог, мы можем смело сказать, что целенаправленная, систематическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра с использованием современных развивающих программ, таких как РЕСS , а так же индивидуализация процесса обучения позволяют правильно подобрать ключики к каждому ребенку, наладить с ним коммуникацию, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка.
Мы в дальнейшем планируем:
- продолжать использовать систему альтернативной коммуникации с использованием карточек РЕСS в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра,
- разработать и распространить методические рекомендации по теме «Использование программы РЕСS в работе с детьми с аутистическим спектром »,
- использовать программу РЕСS в работе с другими категориями «неговорящих» дошкольников.
Использованная литература:
Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004.
Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
Волкова С.М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002.
Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Екатеринбург, Рама Паблишинг, 2018.
Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- С-Пб: Детство-пресс, 2019.
Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. - 2007.
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М., 1986.
Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. - Минск: Четыре четверти, 2007.
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 2018..
Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006.
Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. М.: Теренвинф, 2011.
Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП, 2010.
Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развития речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»
Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной речью, обусловлена в первую очередь важным ...
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь....
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ
Использование карточек Пекс в работе с детьми...
Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"
Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР
Из опыта работы....
Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»
laquo;РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»...