Магнит и его свойства
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми (подготовительная к школе группа)
Тема:
«МАГНИТ И ЕГО СВОЙСТВА»
Воспитатель: Гращенкова Елена Викторовна
МБДОУ д/с №22
г. Сафоново
Тема: «Магнит и его свойства»
Ведущий вид деятельности: познавательно-исследовательская (опытно-экспериментальная) работа.
Цель: Уточнить и расширить знания детей о свойствах магнита.
Задачи:
Уточнить знания детей о магните и его свойствах; упражнять в определении способности металлических предметов намагничиваться.
Расширить представления детей о свойстве магнита : прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; зависимость прохождения магнитных сил от толщины предметов, через которые они проходят.
Дать детям знания о сферах применения магнита.
Продолжать формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование.
Привлечь детей к активному высказыванию своих предположений и выводов, аргументированию своего мнения.
Материалы и оборудование: На каждого ребенка: прозрачные баночки с водой; магниты, по 10 скрепок; небольшие прямоугольники из бумаги, картона, дерева, стекла, книжки-малышки; по две коробочки с надписями: на одной - «да», на другой – «нет»; тарелочки с набором предметов из различных материалов: дерево, стекло, пластмасса, пенопласт, керамика, металл и др.
Ход деятельности.
В.-ль.: - Ребята, вам нравится все чудесное и необычное? А кто творит чудеса? Как вы думаете: какой предмет помогает волшебникам? Я предлагаю вам сейчас стать волшебниками. К сожалению, у нас нет настоящих волшебных палочек, но существуют предметы, которые по-настоящему могут творить чудеса. Но сначала послушайте, что я вам расскажу.
/звучит спокойная, негромкая музыка и рассказ воспитателя/
« Жил в горах пастух Магнус. Пропала однажды у него овца. Прихватил он свой посох и отправился искать ее. Шел-шел и попал в одно место: там повсюду лежали голые, темные камни, на которых ничего не росло, даже мхи. Вдруг стал замечать Магнус, что посох его прилипает к этим камням, словно они пытаются его задержать. Нагнулся Магнус, потрогал камни рукой – сухие и к руке не липнут. Опять тронул железным наконечником посоха – прилипают. Перевернул Магнис свой посох деревянным концом вниз – не притягивают камни. Набрал Магнус этих темных камней и принес домой. Люди, узнав их чудесное свойство притягивать железо, решили дать этим камням имя, и назвали в честь пастуха – магнитами. Сейчас геологи называют их магнитным железняком, потому что в камнях этих как, оказалось, содержится много железа».
Вы догадались, о каком предмете идет речь. А все ли предметы из различных материалов может притягивать магнит? Как вы думаете?
А давайте это проверим.
/дети, используя две коробочки с надписями и тарелочку с различными предметами, определяют свойство магнита притягивать только металлические предметы. Предметы, которые притягиваются – кладут в коробку с надписью «да», которые не притягиваются – в коробку с надписью «нет». /
(дети доказывают, что магнит притягивает только металлические предметы)
Молодцы! Вы отлично справились с заданием и доказали мне, что магнит притягивает только металлические предметы.
Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Станьте вокруг меня в круг. Я буду очень большим магнитом, а вы – различными предметами, какими? – я вам буду называть. Будьте внимательны: вы должны приближаться ко мне только тогда, когда будут называться предметы из железа. ( чашка стеклянная, ложка деревянная, нож металлический, скрепка, карандаш и т.д. )
А сейчас давайте займем места в нашей лаборатории и продолжим.
Посмотрите: я беру магнит, подношу к нему скрепку – она притягивается. Сделайте так же. К этой скрепке я подношу аккуратно вторую. Попробуйте и вы. Что произошло? Верно, она притянулась к первой. Давайте возьмем еще одну скрепку и поднесем ее ко второй. Все делаем очень аккуратно. Что происходит? Да, образовалась цепочка скрепок. А сейчас я возьму первую скрепку и осторожно уберу магнит. /дети повторяют за воспитателем/ Смотрите: цепочка не разваливается. Как вы думаете: почему? Верно! Скрепки притягивают друг друга потому, что пока находились рядом с магнитом, сами стали магнитами. Цепочки сохраняются недолго, распадаются. Это происходит от того, что скрепки обладают магнитными свойствами лишь незначительное время.
(дети делают вывод: металлические предметы при взаимодействии с магнитом намагничиваются на недолгое время)
А сейчас, мои милые волшебники, положите на ладонь магнит, накройте его листком бумаги, а сверху насыпьте несколько скрепок. Теперь удерживая магнит в руке, аккуратно переверните листок со скрепками вниз. Что происходит? Верно: бумага не мешает скрепкам и они притягиваются к магниту. Теперь картон, стекло и т.д. / дети проверяют все прямоугольники, книжку-малышку/
(дети делают вывод: действие магнита на скрепки осуществляется через различные материалы, но чем толще предмет, который разделяет магнит и скрепки, тем слабее магнитные силы.)
Ребята, а как вы думаете: действует ли магнит в воде? Давайте проверим. Бросьте все скрепки в баночку с водой. Приложите магнит к стенке баночки и очень аккуратно попробуйте поднимать его вверх. Что получается? Смотрите: скрепка медленно поднимается вместе с магнитом вверх. Что это значит?
(дети делают вывод: вода и тонкое стекло не препятствуют прохождению магнитных сил и притягивают скрепки)
Вот так мы вытащили все скрепки из воды и при этом совсем не намочили рук.
Ребята! Какой необычный предмет – магнит. Он, словно волшебная палочка, творит настоящие чудеса, а вы, словно волшебники, умеете им управлять.
А как вы думаете: для чего нужен магнит человеку, где и как можно его использовать? /ответы детей/
А сейчас я хочу рассказать и показать вам, где и как человек использует волшебные силы магнита.
Демонстрируются мультимедийные слайды о сферах применения человеком магнита и его сил: различные компасы, машино- и кораблестроение и многое др.
Воспитатель комментирует.
Ребята, а вы знаете, что волшебники тоже любят получать подарки? Я приготовила для вас подарок, положила его вот в этот сундучок и закрыла на замок. Но вот неприятность – я уронила ключ от замка в ящик с песком. Как его теперь найти? Не высыпать же весь песок на пол? Но не зря же вы сегодня были волшебниками. Я думаю, что вы что-то придумаете, и мы сможем достать ключ.
(Дети предлагают достать ключ при помощи магнита.)
(В сундучке игра: удочки с магнитами и металлические рыбки, на которых написаны различные буквы и цифры )
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму.»
…и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Магнит и его свойства
Мы считаем, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследовательской ак...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Магнит и его свойства"
Конспект познавательно-исследоватеьской деятельности для подготовительной группы для формирования понятия "магнетизм"...
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. Магнит и его свойства.
Тема: «Магнит и его свойства». Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита. Задачи: познакомить детей с понятием « магнит»; сфо...
Совместная деятельность детей подготовительной и младшей групп по познавательной деятельности. "Магнит и его свойства".
Совместная деятельность подготовительной и младшей групп детского сада по познавательное деятельности. "Магнит и его свойства"...
Конспект занятия по экспериментированию: «Как дети помогли Иванушке» (магнит и его свойства)
подготовительная группа...
Методическая разработка к организации исследовательской познавательной деятельности детей 5-6 лет Тема: «Магнит и его свойства».
Цели: Сформировывать представления о магните и его свойствах. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.Задачи: развивать стремление к познанию через творческо-эксперимен...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы « Этот чудодейственный магнит и его свойства»
· Технологии речевого развития; исследовательский метод; технология опорных сигналов (алгоритмы); решение проблемных ситуаций; сказкотерапия;·...