МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе пересказа произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёзд
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Развитие положительного отношения к литературным произведениям, звуковой культуры речи в процессе обучения пересказа сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 5-6 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПЕРЕСКАЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Ценность: Главное в любом живом существе — это его добрая душа, а не яркая и привлекательная внешность.
Тема: Пересказ сказки Бориса Заходера: «Серая Звёздочка».
Цель: Развитие положительного отношения к литературным произведениям, звуковой культуры речи в процессе обучения пересказа сказки.
Образовательная область: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Образовательные задачи:
Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам и стремление внимательно слушать литературный текст; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться; воспитывать положительное взаимодействие между детьми.
Обучающие: Учить детей воспринимать, осознавать содержание сказки Б. Заходера «Серая Звёздочка»; пересказывать сказку с помощью картинок и мнемотехники; участвовать в беседе.
Развивающие: развивать интонацию, выразительность речи; умение устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Материалы: Сказка Б. Заходера «Серая Звёздочка» с иллюстрациями, опорные картинки, мнемотаблица, мультимедийная презентация (слайд – физкультурная минутка), ,.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат: умеют воспринимать, осознавать содержание сказки; пересказывать сказку с помощью картинок, мнемотехники; участвовать в беседе.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона
Принципы обучения: принцип наглядности, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип деятельности
Методы воспитания: беседа, художественное слово, игра.
Методы обучения: беседа, рассказывание
Последовательность деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Этап организационно-мотивационный Задача: Заинтересовать детей на предстоящую деятельность, воспитывать желание слушать | Беседа. Иллюстрация. Художественное слово. Стимулирование занимательным содержанием. | В: Мне сегодня на телефон пришло интересное сообщение. Хотите я его вам прочитаю? (Эмоционально включает в вслушивание) «Я дома сижу один, мне скучно. Помогите мне, пожалуйста, ваш друг». В: Я загадку загадаю. Вы загадку отгадайте, Зверя дружно называйте: «Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно... ». В: Кто же это? Д: Это ёжик. В: Правильно! (показывает фото ёжика) А как называется домик ёжика? Д: Нора. В: Правильно, ребята! (показывает фото ёжика в норе) Наверно у ёжика, что то случилось. Нужно ему помочь. Поможем, ребята? (Ответы детей) В: Как вы думаете, ребята, чем же мы сможем помочь ёжику? (активизируем процесс мышления.) В: А я знаю ещё один способ. Когда кому-то скучно ему можно прочитать сказку. В: Садись ёженька поудобней, да слушай. Ребята, какие сказки с участием ёжика вы знаете? Д: «Ёжик в тумане», «Палочка-выручалочка», «Про ёжика и кролика». В: А сегодня давайте расскажем ёжику сказку «Серая звёздочка». Да и вы, ребята, ее послушаете. | Внимательно слушают воспитателя, участвуют в беседе, отгадывают загадки Высказывают свою точку зрения. | Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность, проявляют желание слушать. |
2.Первичное чтение без установки на пересказ Задача: Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку | Рассказывание, Иллюстрация | Воспитатель рассказывает сказку (рассказ сопровождается показам иллюстраций в презентации).
| Дети внимательно слушают сказку | Демонстрируют умение внимательно и заинтересованно слушать сказку. |
3.Беседа Задача: Создать целостное впечатление о сюжете сказки, героях Воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе. | Беседа | Воспитатель задает вопросы. -Ребята, вы внимательно слушали сказку? -Как она называется? -Она вам понравилась? -Что особенно запомнилось? -О чём эта сказка? (О Жабе, Цветах, Учёном Скворце, Слизняке, Жуке, Гусенице, Бабочке Крапивнице и Глупом Мальчике). (активизирует процесс мышления) В: Давайте вспомним: -Где жила Жаба? -Какая она была? -Она знала об этом? -Почему не знала? -А это важно иметь яркую внешность? -Кого она встретила в саду? -Что они у неё спросили? -Как они хотели назвать Жабу? -Кто придумал ей имя «Серая Звёздочка»? -Каким был Учёный Скворец и что он умел делать? -А это важно быть учёным, умным? -От кого Серая Звёздочка защищала Цветы? -Как Цветы стали жить, когда к ним в сад поселилась Серая Звёздочка? -Какая была Серая Звёздочка для Цветов, Птиц и Умных Людей? -Кто не любил Серую Звёздочку? -Кто решил помочь врагам Цветов? -Какая она была на вид, а какая была на самом деле? -Что она придумала? -Хороший поступок совершила Бабочка Крапивница? -Как поступил Учёный Скворец с Крапивницей? -Правильно поступил Учёный Скворец с Бабочкой Крапивницей? -Почему? -Что сказал и сделал Мальчик? -Правильно ли поступил Мальчик? -Можно ли исправить этого Мальчика? -Как можно исправить? -Кто помог Серой Звёздочке? -Что случилось с Серой Звёздочкой? -Кто и как успокаивал Серую Звёздочку? -Что решила Серая Звёздочка? -Какие главные слова в этой сказке? Как вы думаете, что важно – иметь яркую и привлекательную внешность или добрую душу? | Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, выражают свое мнение | У детей создалось целостное впечатление о сюжете сказки, героях. Проявляют доброжелательное отношение к героям сказки, художественной литературе. |
4.Вторичное чтение с установкой на пересказ Задача: формировать умение запоминать содержание сказки, подготовить к пересказу. | Рассказывание | Воспитатель повторно рассказывает сказку, сопровождая ее выкладкой картинно по содержанию. - Ребята, сейчас я расскажу сказку второй раз, а вы постарайтесь ее закончить, а затем мы попробуем ее пересказать. Внимательно вслушивайтесь, как я буду рассказывать. (эмоционально включает в вслушивание) | Дети слушают повторный рассказ сказки воспитателем, запоминают содержание. | Дети запомнили содержание сказки, готовы ее пересказывать. |
5.Перессказы детей Задача: Упражнять в умении пересказывать с помощью мнемотехники фрагмент сказки. Формировать умение взаимодействовать с воспитателем, развивать диалогическую и монологическую речь. Способствовать развитию умения подбирать синонимы, развивать образность речи. | Поощрение Беседа Мнемотехника | А сейчас, ребята, давайте попробуем пересказать эту сказку. Давайте определимся, кто будет начинать пересказывать, а кто будет продолжать. Не торопитесь, пересказывайте выразительно, четко, что бы ежонок вас слышал (дети рассказывают по частям) - А кто попробует пересказать сказку полностью? А кто хочет рассказать о герое сказки? | Дети пересказывают сказку с помощью мнемотехники Рассказывают с помощью мнемотехники. | Демонстрируют умение пересказывать фрагмент сказки с помощью мнемотехники, умение взаимодействовать с воспитателем, диалогическую и монологическую речь. Умеют подбирать синонимы, демонстрируют образность речи. |
Физкультминутка Задача: Снять мышечное напряжение, подготовить к дальнейшей деятельности. | Показ | В: Дождик вылился из тучки, Вымыл ежику колючки. Ёж доволен — сыт, умыт, На кроватке сладко спит! | Дети повторяют упражнения за воспитателем. | Дети расслаблены, отдохнули, подготовлены к дальнейшей деятельности. |
6.Этап рефлексии (подведение итогов) Задача: Формировать умение оценивать результат своей деятельности, подводить итоги | Беседа. Поощрение | Воспитатель побуждает детей к высказываниям. - Ребята, вы большие молодцы. Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку. - А чей рассказ вам понравился больше? | Дети отвечают на вопросы, участвуют в беседе. | Демонстрируют умение оценивать результат деятельности, подводить итоги. |
7. Открытость Задача: Ориентировать детей на дальнейшую самостоятельную деятельность | Беседа | - Кто был главным героем сказки? (Правильно Серая Звёздочка). А есть ещё сказки о жабах? Я хочу узнать какие. Почитайте дома с родителями сказки с участием жаб. Принесите эти книги в детский сад, и мы вместе с ребятами их посмотрим. - Слышите храп? Это наверное наш ежонок уснул. Спасибо вам ребята. Вы ему помогли, пусть он отдыхает. А вы вставайте все за мной, отправляемся домой. | Дети участвуют в беседе | Ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конструирование образовательной ценностно - ориентировочной ситуации с детьми младшей группы на основе сказки "Теремок"...
Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".
Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта организации образовательной ценностно-ориентирова...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций....
МИРЗОЯН Ж.М. Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 5-6 года жизни на основе произведения художественной литературы (Сказка Б. Заходера "Серая Звёздочка" - Чтение)
Конструкт направлен на воспитание у детей интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев....
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Полное, развернутое описание занятия по художественной литературе с детьми 4-5лет....
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 года жизни на основе произведения художественной литературы
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций с детьми 3-4 года жизни...
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материал для воспитателей по конструированию образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 3-4 лет на основе украинской народной сказки "Рукавичка"....