Игра – средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий
методическая разработка
В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра – средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий
Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.
Именно в старшей группе детского сада разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребёнку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему ещё не скоро будут доступны.
Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается ещё и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Дети старшего дошкольного возраста воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок конструирует, создаёт, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребёнок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приёмов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребёнка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра – отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются.
В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, даёт радость творчества, радость созидания.
Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребёнок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлечённость, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идёт везде, где только ребёнок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребёнка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребёнку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.
В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребёнка без отрыва от социального развития!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о физических свойствах окружающего мира средствами детского экспериментирования
По мнению психолога Н.Н.Поддьякова, детское экспериментирование является одним из главных механизмов развития творчества ребенка. Оно способствует формированию познавательного интереса, развивает набл...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ образовательном процессе дошкольного учреждения учебное э...
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности
Совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари»....
Лэпбук, как средство формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях.
В данном материале представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях по средствам использования лэпбука как формы совместной деятельно...
Статья на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"
В данной стать представлено исследование на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"...
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире профессий по средствам программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
Подготовка детей к изучению технических наук способствует технических наук способствует воспитанию активных, увлеченных своих делом людей, обладающих инженерно - конструкторским мышлением....
Игровая деятельность как средство формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о мире профессий
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Как заметил Э. Эриксо͏н, игра является пограничным со многими видами деятельности явлением, но при этом «игрив...