Статья на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"
статья (старшая группа)
В данной стать представлено исследование на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ohremchuk_e.a.docx | 49.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно – пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре
В настоящее время назрела серьёзная необходимость в том, чтобы подрастающее поколение научилось чувствовать уникальность своего народа, знало историю своей семьи, страны, любило и уважало свою родину, свои национальные традиции – иными словами, имело представление о народной культуре.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное, духовное развитие личности, а ребенок испытывал потребность в культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для восприятия культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего в сфере образования и культуры. В данном случае культура приобретает не только духовный аспект, но и педагогический.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение детей к системе культурных ценностей своего народа.
Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Так и сформировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках.
Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также обряды и таинства. Сохранение этого наследия – главная задача дошкольного образования.
Но как, каким образом построить образовательный процесс в ДОУ на современном этапе? Как сделать процесс познания народной культуры интересным и увлекательным?
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в целях обеспечения эмоционального благополучия ребенка, а также с целью получения наиболее положительного эффекта от образовательного процесса педагог должен организовать предметно-пространственную среду в детском саду. Которая, в свою очередь, должна строиться следующим образом:
‒ обстановка должна быть комфортной, почти домашней, только в этом случае дети быстро осваиваются в ней, свободно общаются, выражают свои эмоции;
‒ все предназначенные для детей помещения не должны быть перегружены, а оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно;
‒ комфортная среда ‒ это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом;
‒ комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, положительно влияющим на ребенка, вызывающим положительные эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание ребёнка в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ним возможности выбора рода занятий, способа деятельности, материалов, личного пространства.
Необходимость совершенствования образовательного процесса в ДОУ требует от предметно-пространственной среды максимального развивающего эффекта, который бы обеспечил воспитание ребенка, позволил ему полнее и активнее реализовать себя в процессе самостоятельной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как часть образовательного процесса и компонент образовательной деятельности.
Роль развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений о народной культуре у дошкольников определяется исходя из ее основных функций:
1. Развивающая функция ‒ ведущая, определяется наличием в среде материалов и предметов, с которыми ребенок может действовать как самостоятельно, так и вместе с взрослыми и сверстниками (развивающие игры, пазлы (герои народных сказок), конструкторы.
2. Стимулирующая функция ‒ среда развивает ребенка только тогда, когда представляет для него интерес, служит непосредственным организатором деятельности.
3. Информационная функция – каждый предмет несет определённую информацию об окружающем мире, являясь средством передачи социального опыта, ярким источником познания окружающего мира (изделия народных мастеров, предметы быта, народные инструменты, элементы народных костюмов).
4. Функция сохранения психологического здоровья – содержание материалов, оборудования, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики обеспечивают ребенка положительными эмоциями, вызывая чувство защищенности и комфорта, оказывая влияние на эмоциональное состояние.
5. Воспитывающая функция ‒ накопление опыта взаимоотношений, зарождение сотрудничества, организованного поведения.
6. Организационная функция ‒ непосредственная организация деятельности детей.
Современный детский сад - это то место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в более важных для его развития сферах жизнедеятельности.
Предметно-пространственная среда - это комплекс санитарно-гигиенических, материально-технических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизнедеятельности детей в ДОУ.
Предметная среда должна создаваться с учётом возрастных возможностей детей, половых склонностей и интересов и конструироваться так, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя занятие по душе. Подбор материалов, дидактических игр, пособий, детской литературы должен учитывать особенности разных уровней развития детей и помогать осуществлять требуемую коррекцию для положительного продвижения каждого ребёнка.
Однако, развивающая предметно-пространственная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама по себе, без руководства взрослого, эффективно воздействовать на их познавательную активность. По мнению А. Г. Гогоберидзе, «…только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми их сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка». Он определяет свое место в среде относительно каждого ребенка. Например, интеллектуально развитые дети не нуждаются в подробном разъяснении действий, результатов деятельности, напротив, им необходима атмосфера постоянного писка, новые увлекательные задания, действия со сверстниками и возможность индивидуальной работы. Им достаточно только предложить материалы, и они сами выполнят задания. Но есть также дети, нуждающиеся в поддержке и помощи взрослого, его объяснениях, показе, совместной работе.
Хочу поделиться своим опытом работы. На начальном этапе, поставив перед собой задачу формирования представлений о народной культуре у детей старшей группы, я составила перспективный план работы, включающий в себя три основных направления деятельности: организация предметно-пространственной среды в группе, комплекс мероприятий для работы с детьми, организация совместной деятельности с родителями. Среди них основополагающей является работа по организации предметно-пространственной среды, так как без организации данной среды дальнейшая работа по формированию представлений о народной культуре у детей дошкольного возраста будет нецелесообразной, обеднённой, неполной.
Содержание мероприятий по всем направлениям деятельности представлено в таблице 5.
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре
Возраст детей: 5-6 лет
Месяц проведения | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Организация предметно-пространственной среды | Ответственные |
сентябрь | «Все, что есть в печи, на стол мечи». Цель: дать детям представление о русской печи, русской народной кухне. | Ярмарка домашних пирогов «Изба красна не углами, а пирогами» | Изготовление макета русской печи, использование предметов быта: чугунок, ухват | Родители, воспитатели группы |
сентябрь | «Хлеб – всему голова» Цель: дать детям представление о значении хлеба для русского народа | Изготовление макета русского каравая из солёного теста | Родители, педагог дополнительного образования | |
октябрь | «Праздник Покрова» Цель: знакомство детей с календарными православными праздниками | Выставка поделок и рисунков «Великий праздник Покрова» | Родители, воспитатели группы, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель | |
октябрь | Праздник «Капустница» Цель: дать детям представление о народных традициях | Конкурс рецептов засолки капусты | Использование предметов народного быта: сеча, деревянная кадка | Воспитатели группы, родители |
ноябрь | «В поле выросла рубашка». Цель: дать детям представление о выращивании и обработке льна. | Стебли льна, льняная народная рубаха | Воспитатели группы | |
ноябрь | Праздник «Осенины». Цель: познакомить детей с народными названиями осенних месяцев | Рисунки на тему «Красавица Осень» | Воспитатели группы, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель | |
декабрь | «Нам мороз не беда, коль душа молода». Цель: познакомить детей с зимними народными забавами | Помощь в строительстве снежного городка | Строительство снежной крепости | Родители, воспитатели группы |
декабрь | «Зима – не лето, в тёплую шубу одета» Цель: дать детям представление о старинной зимней одежде (зипун, шушун, армяк и др.) | Тематический альбом «Старинная зимняя одежда», Заочная экскурсия в музей старинной зимней одежды | Воспитатели группы | |
январь | «Праздник Рождества» Цель: познакомить детей с календарными православными праздниками | Макет «Рождение Иисуса», выставка рисунков, картины русских художников о Рождестве | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
январь | «Крещенские гулянья» Цель: познакомить детей с календарными православными праздниками | Картины русских художников о Крещении | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
февраль | «Голубая Гжель» Цель: знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа | Помощь в организации выставки изделий гжельских мастеров | Изделия гжельских мастеров, заочная экскурсия в музей Гжели | Воспитатели группы, родители, педагог дополнительного образования |
февраль | «Золотая Хохлома» Цель: знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа | Помощь в организации выставки изделий мастеров Хохломы | Изделия с образцами хохломской росписи, заочная экскурсия в Хохлому | Воспитатели группы, родители, педагог дополнительного образования |
март | «Сказка–ложь, да в ней намёк» Цель: продолжать знакомство детей с народными сказками | Выставка книг по теме «Сказки народов мира» | Воспитатели группы | |
март | «Песня – душа народа» Цель: дать детям представление о народной песне | Составить вместе с детьми небольшой рассказ «Песни нашей семьи» | Презентация «Народная песня» | Воспитатели группы, музыкальный руководитель |
апрель | «Народный танец» Цель: Дать детям представление о народном танце | Презентация «Танец народной души» | Воспитатели группы, педагог дополнительного образования | |
апрель | «Масленица пришла, блинов принесла» Цель: Рассказать о традициях, связанных с этим праздником | Ярмарка блинов по семейным рецептам | Картины русских художников о Масленице | Воспитатели группы, родители, педагог дополнительного образования |
май | «Не в бровь, а в глаз» Цель: дать детям представление о малых жанрах УНТ(пословицы и поговорки) | Рисунки – иллюстрации пословиц и поговорок | Воспитатели группы | |
май | «Самое лучшее в загадке – это отгадка» Цель: дать детям представление о малых жанрах УНТ (загадка) | Рисунки – иллюстрации отгадок к загадкам | Воспитатели группы | |
июнь | «Светлая Пасха» Цель: Продолжить знакомство детей с календарными народными праздниками | Выставка пасхальных яиц | Заочная экскурсия в «Музей пасхального яйца», пасхальные яйца | Воспитатели группы, родители |
июнь | «Богатыри земли русской» Цель: Познакомить детей с былинами и былинными героями | Картина В.М.Васнецова «Богатыри» | Воспитатели группы | |
июль | «Всякому мила своя сторона» Цель: продолжить знакомство с произведениями УНТ о родине и её защитниках | Былинная живопись | Воспитатели группы | |
июль | «Русская берёзка» Цель: познакомить детей с народными обрядами, связанными с берёзой | Картины русских художников, рисунки детей «Русская берёзка» | Воспитатели группы, педагог дополнительного образования | |
август | «Россия многонациональная страна» Цель: воспитывать в детях чувство уважения и терпимости к людям других национальностей | Помощь в организации сбора предметов быта народов других национальностей | Видеофильмы (национальная одежда др. народов, музыкальное и танцевальное творчество и т.д.), выставка предметов быта народов других национальностей. | Воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители |
август | Итоговое занятие ОД «Народная культура и традиции» Цель: формирование целостного представления детей о народной культуре | Занятие проводится в организованной зоне «Культура нашего народа» с использованием всех предметов, экспонатов, макетов и т.д. | Воспитатели группы, родители, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель |
С целью развития познавательной активности у детей по проблеме формирования представлений о народной культуре нами были использованы следующие формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь музыки, литературы, изобразительной деятельности, игры;
- использование ИКТ;
- организацию исследовательской деятельности;
- использование театрализации;
- заочные экскурсии, выставки;
- организацию самостоятельной деятельности;
- создание условий для двигательной активности детей.
Наиболее распространённой формой проведения занятий стали проведение ОД (образовательной деятельности). Кроме этого проводились праздники, в том числе, и совместно с родителями, ярмарки, заочные путешествия.
Большое значение в ходе работы придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре. Развить положительные эмоции по отношению к объектам народной культуры помогали игровые ситуации, направленные на возникновение у ребенка потребности и необходимости обращаться к своим знаниям о народной культуре.
Проводилась игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, словесные игры, сюжетно - ролевые игры, подвижные игры. Подвижные игры для детей дошкольного возраста.
На протяжении всего учебного года ребята принимали участие в календарных праздниках, после чего составляли свой особый календарь народных праздников, состоящий из рисунков детей.
В течение всего учебного года была организована работа по знакомству детей с произведениями фольклора (сказками, пословицами и поговорками, потешками, загадками).Это знакомство позволило детям войти в мир народной мудрости, прикоснуться к вековым устоям и традициям и применить их к современной действительности. Дети сделали вывод, что все пословицы и поговорки, сказки, написанные много лет назад, и сейчас очень актуальны. Они учат детей добру, трудолюбию, взаимопомощи, справедливости. А в сказках всегда побеждает добро, но не само по себе, а только с помощью героев, которые делают добрые дела и думают не о себе, а о других.
Значительную роль в организации предметно – пространственной среды сыграли родители детей, для которых уже на начальном этапе нами было проведено родительское собрание в нетрадиционной форме. «Посиделки» проводились с целью формирования у родителей понятия семейных традиций как средства приобщения детей к народной культуре. Это было на начальном этапе, а далее на протяжении всего года родители были первыми помощниками воспитателей. Они помогали в организации выставок, праздников, изготовлении макетов, экспонатов, в пополнении тематической зоны предметами быта, музыкальными инструментами, элементами народных костюмов. В ходе совместной работы была реализована основная идея того, что воспитание начинается в семье. В семье ребенок получает первый опыт приобщения к народной культуре через семейные традиции, праздники, историю семьи. Помимо этого родители сами смогли пополнить свой багаж знаний о народной культуре.
Заключительным этапом нашей работы по формированию у детей представлений о народной культуре через организацию предметно - пространственной среды стало проведение итогового ОД «Народная культура и традиции», целью которого стало формирование целостного представления детей о народной культуре. В ходе занятия была использована предметно - пространственная среда, работа по организации которой велась в течение всего года. Мероприятие проводилось в тематической зоне «Русская изба» с использованием накопленных народных предметов быта, интерьера, иллюстративного материала, экспонатов, изделий народных мастеров. Дети чувствовали себя, как дома, так как эта зона стала для них за весь год родной. На протяжение всего занятия в группе царила атмосфера доверия, психологического комфорта, что позволило ребятам в полной мере продемонстрировать полученные в течение года представления о культуре, традициях и быте русского народа, дети показали свои знания о народных промыслах и ремёслах, а также смогли передать свои впечатления от занятия через художественное творчество - городецкую роспись. Дети продемонстрировали умение классифицировать предметы старинного быта и называть их, а также умение видеть различие и сходство с современными предметами. В ходе занятия дети поддерживали беседу, высказывали свою точку зрения, отвечали на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными предложениями.
Всё это является подтверждением того, что предметно - пространственная среда, организованная нами в группе, стала основополагающей в работе по формированию представлений о народной культуре у детей нашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы.«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор полноценного развития детей дошкольного возраста»
Младшие и средние группы ДОУ...
Развивающая предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Удалова Светлана Александровна воспитатель МДОУ "Детский сад"Солнышко" № 6 г.Семенов Нижегородской области....
«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»
Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...
Статья на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре"
Семья – это одна из величайших ценностей мира, человеческого бытия. Это та среда где ребенок получает самые важные, значимые задатки, физического и духовного, социального и психического развития...
«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативн...
«Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей дошкольного возраста....