Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная клиника".
статья (средняя группа)

Подробный рассказ про практическое занятие в ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra_otschet_po_samoobrazovaniyu1.docx880.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная  клиника».

ГАДОУ № 15 Колпинского района Санкт-Петербурга

 воспитатель Антонова Людмила Леонидовна

Детская субкультура является уникальным, самобытным способом освоения ребенком новых сторон социальной действительности, его самоутверждения.

Как отмечает С. Н. Щеглова: «Детская субкультура – это совокупность особенностей поведения, форм общения, деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях».

Сюжетно-ролевая игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Период работы над темой 02.09.2019-30.04.2020г

Актуальность темы самообразования  «Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, изображать животного,  играть определенную роль.

Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу, быть внимательным к животным и окружающей  нас природе.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель педагога:

 повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

Цель для детей:

Создание условий активности детей для самостоятельной  и творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.

Задачи:

1. Создать предметно - развивающую среду , отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

2. Освоить современные технологии и методы организации игры.

3. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр по возрастной группе.

Ожидаемые результаты:

1.Обогащение и расширение словарного запаса; развитие диалогической речи;

2. Совершенствование и расширение игровых умений;

3.Развивать умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникшие трудности, умение договариваться;

4. Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость, дружеские взаимоотношения;

5.Получение знаний о специалистах, работающих в компетентности по данной теме. (Ветеринария)

6.умеют планировать действия, проявляют интерес к игре (опираясь на помощь взрослого).

7.умеют взаимодействовать в процессе планирования игр (опираясь на помощь взрослого)

8.дети проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу, имеют  представления о профессиях (ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работники ветеринарной аптеки).

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

• создание предметно - игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;

• освоение современных технологий и методов организации игры;

• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:

• правильная организация и руководство игрой;

• правильно сформулированная мотивация;

• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;

• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

  • Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
  • Наблюдение за работой врача и медсестры. Беседа с детьми о работе ветеринарного врача, загадывание загадок о животных, пальчиковые игры, подвижные игры;
  • чтение стихов про животных. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов, раскрашивание раскрасок с изображением животных;

• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и обращения с животными;

• образные игры - имитации, театрализованные, подвижные, дидактические, - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения с животными;

• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви и   заботы о животных;

•рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (работающих в сфере ветеринарии).

Работая по теме, я старалась  разработать планирование сюжетно-ролевой игры с учётом возможностей детского сада, и возраста средней группы.

Пополняя нашу  ветеринарную  клинику, активное участие  приняли родители и дети. Как в изготовлении  игрушек воображаемых питомцев, так и в подготовке атрибутов к данной игре – изготовление халатов, шапочек, рецептов, паспортов на животное. Аналогично в изготовлении ветеринарного  паспорта для клиники (с индивидуальными стихами и рисунками, даже с личными маркерами).

Каждый центр, игровой зоны  мы постарались приблизить к реальности, насыщая маркерами (как например в процедурном кабинете вата, таблетки, пинцет, градусник, многое также делали сами дети).

В процессе  работы были оформлены центры для игры:

«Регистратура», «Ветеринарная клиника Бетховен», «Процедурная», «Аптека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

Педагог побуждает детей к ролевым диалогам.

Например…….

-Ребята , клиника уже готова, можно  приходить на прием со своими животными?

- Ребята,  зайдя  в клинику, уточните, если кто-нибудь  тоже на прием и если да, то займите очередь и  тихонечко ждите когда Вас вызовут.

-Саша расскажи  ветеринарному врачу, что болит у твоей кошечки?

-У моей кошечки болит живот, она все время мяукает

-Ребята, что нужно делать?

(нужно померить температуру, послушать  выписать ей таблетки)

-А куда ты пойдешь с рецептом?

-Я пойду в ветеринарную аптеку.

-Молодец …

-Кто следующий?

Педагог наблюдает, побуждает детей  к самоконтролю.

Дети проявляют активность в развитии сюжета, осуществлении ролевого диалога.

Дети используют эталон правильного поведения в  общественных местах.

Умеют выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: ширма, ветеринарная клиника, аптека, процедурная, регистратура.

животные - мягкие игрушки, халаты, шапочки, клавиатура,

карандаш и бланки рецептов, таблетки, пластмассовые  тюбики, фонендоскоп, бинт, градусник, вата, бахилы, капельницы ватные  палочки,  вакцинные  шприцы, мази, лупа и пинцеты, микроскоп, шпатель, градусники зеркало ,муляжи самодельных таблеток, порошки, перчатки, колбы, пробирки для витаминов;

Документация: медицинские карты на каждого больного, бейджи  каждого работника клиники, макеты вывесок «Ветеринарный медицинский центр «Бетховен», «касса»,  «охрана» и т.д.

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.

В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:

• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;

• формирование умения договориться о теме игры;

• самостоятельное распределение ролей;

• обсуждение основного развития сюжета;

• подготовка игровой обстановки.

Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, работа по развитию сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Самым главным показателем результативности моей работы считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре.

За период проведения работы по самообразованию мною была изучена следующая литература по теме самообразования:

 «Детство» / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

- «Воспитание с любовью и логикой».   Барнаул 1998 г.

- «Дошкольное воспитание» — Журнал.  № 4-8, 1989 г.

- «Дошкольная педагогика» — Журнал.  №4-5, 2004 г.

- «Дошкольная педагогика». — М., 2000.  Козлова С.А., Куликова Е.А.

- «Организация сюжетной игры в детском саду». — М., 2001. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.

- «Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет». Фридман Д. — М.: Центр

«ПРО» 1995 г.

- Н.В. Краснощёкова. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».

Некоторые вопросы и консультации на эту тему брала из сети интернет.

Исходя из выше изученной литературы, мне кажется самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманное отношение (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к животным и окружающим), стремление оказать помощь.
https://sun9-53.userapi.com/c855628/v855628466/22f92f/Gz1a5Zk_jGQ.jpg https://sun9-46.userapi.com/c855728/v855728466/22f83b/0Xpm4ntIjxc.jpg https://sun9-3.userapi.com/c858532/v858532535/17945e/oMmoUFOzoAw.jpg https://sun9-19.userapi.com/c206720/v206720535/1068f4/INyobc6NqzY.jpghttps://sun9-31.userapi.com/c857720/v857720535/1e7e13/lYxgdlNf-OQ.jpghttps://sun9-46.userapi.com/c858020/v858020466/1ea7da/IuRr09skE5k.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника».

Цель:Включение детей в проблемно-игровую ситуацию на основе взаимодействия педагога в позиции (соигрока).Задачи:1.Развитие и совершенствование умения детей вступать в ролевое взаимодействие со сверстн...

Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная клиника"

Материал в помощь другим воспитателям...

Конспект сюжетно-ролевый игры "Ветеринарная клиника"

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей с нарушением слуха....

Конспект сюжетно - ролевой игры «Ветеринарная клиника»

Воспитатель: Хисамова Оксана Александровна         Группа: подготовительная компенсирующей направленности «Пчелки»...

Конспект сюжетно - ролевой игры "Ветеринарная клиника "Айболит"

Дошкольники любят играть в игры. Одним из видов игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Здесь вы можете проследить все этапы развития сюжетно-ролевой игры, доступной детям  старшей гр...