Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная клиника".
статья (средняя группа)
Подробный рассказ про практическое занятие в ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno_rolevaya_igra_otschet_po_samoobrazovaniyu1.docx | 880.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника».
ГАДОУ № 15 Колпинского района Санкт-Петербурга
воспитатель Антонова Людмила Леонидовна
Детская субкультура является уникальным, самобытным способом освоения ребенком новых сторон социальной действительности, его самоутверждения.
Как отмечает С. Н. Щеглова: «Детская субкультура – это совокупность особенностей поведения, форм общения, деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях».
Сюжетно-ролевая игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Период работы над темой 02.09.2019-30.04.2020г
Актуальность темы самообразования «Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, изображать животного, играть определенную роль.
Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу, быть внимательным к животным и окружающей нас природе.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель педагога:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.
Цель для детей:
Создание условий активности детей для самостоятельной и творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи:
1. Создать предметно - развивающую среду , отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
2. Освоить современные технологии и методы организации игры.
3. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно - ролевых игр по возрастной группе.
Ожидаемые результаты:
1.Обогащение и расширение словарного запаса; развитие диалогической речи;
2. Совершенствование и расширение игровых умений;
3.Развивать умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникшие трудности, умение договариваться;
4. Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость, дружеские взаимоотношения;
5.Получение знаний о специалистах, работающих в компетентности по данной теме. (Ветеринария)
6.умеют планировать действия, проявляют интерес к игре (опираясь на помощь взрослого).
7.умеют взаимодействовать в процессе планирования игр (опираясь на помощь взрослого)
8.дети проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу, имеют представления о профессиях (ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работники ветеринарной аптеки).
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• создание предметно - игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
- Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
- Наблюдение за работой врача и медсестры. Беседа с детьми о работе ветеринарного врача, загадывание загадок о животных, пальчиковые игры, подвижные игры;
- чтение стихов про животных. Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов, раскрашивание раскрасок с изображением животных;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и обращения с животными;
• образные игры - имитации, театрализованные, подвижные, дидактические, - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения с животными;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви и заботы о животных;
•рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (работающих в сфере ветеринарии).
Работая по теме, я старалась разработать планирование сюжетно-ролевой игры с учётом возможностей детского сада, и возраста средней группы.
Пополняя нашу ветеринарную клинику, активное участие приняли родители и дети. Как в изготовлении игрушек воображаемых питомцев, так и в подготовке атрибутов к данной игре – изготовление халатов, шапочек, рецептов, паспортов на животное. Аналогично в изготовлении ветеринарного паспорта для клиники (с индивидуальными стихами и рисунками, даже с личными маркерами).
Каждый центр, игровой зоны мы постарались приблизить к реальности, насыщая маркерами (как например в процедурном кабинете вата, таблетки, пинцет, градусник, многое также делали сами дети).
В процессе работы были оформлены центры для игры:
«Регистратура», «Ветеринарная клиника Бетховен», «Процедурная», «Аптека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
Педагог побуждает детей к ролевым диалогам.
Например…….
-Ребята , клиника уже готова, можно приходить на прием со своими животными?
- Ребята, зайдя в клинику, уточните, если кто-нибудь тоже на прием и если да, то займите очередь и тихонечко ждите когда Вас вызовут.
-Саша расскажи ветеринарному врачу, что болит у твоей кошечки?
-У моей кошечки болит живот, она все время мяукает
-Ребята, что нужно делать?
(нужно померить температуру, послушать выписать ей таблетки)
-А куда ты пойдешь с рецептом?
-Я пойду в ветеринарную аптеку.
-Молодец …
-Кто следующий?
Педагог наблюдает, побуждает детей к самоконтролю.
Дети проявляют активность в развитии сюжета, осуществлении ролевого диалога.
Дети используют эталон правильного поведения в общественных местах.
Умеют выполнять игровые действия в соответствии с сюжетом игры.
Оборудование: ширма, ветеринарная клиника, аптека, процедурная, регистратура.
животные - мягкие игрушки, халаты, шапочки, клавиатура,
карандаш и бланки рецептов, таблетки, пластмассовые тюбики, фонендоскоп, бинт, градусник, вата, бахилы, капельницы ватные палочки, вакцинные шприцы, мази, лупа и пинцеты, микроскоп, шпатель, градусники зеркало ,муляжи самодельных таблеток, порошки, перчатки, колбы, пробирки для витаминов;
Документация: медицинские карты на каждого больного, бейджи каждого работника клиники, макеты вывесок «Ветеринарный медицинский центр «Бетховен», «касса», «охрана» и т.д.
В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о теме игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.
Таким образом, сюжетно - ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. В заключении хочу отметить, работа по развитию сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
Самым главным показателем результативности моей работы считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре.
За период проведения работы по самообразованию мною была изучена следующая литература по теме самообразования:
«Детство» / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- «Воспитание с любовью и логикой». Барнаул 1998 г.
- «Дошкольное воспитание» — Журнал. № 4-8, 1989 г.
- «Дошкольная педагогика» — Журнал. №4-5, 2004 г.
- «Дошкольная педагогика». — М., 2000. Козлова С.А., Куликова Е.А.
- «Организация сюжетной игры в детском саду». — М., 2001. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
- «Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет». Фридман Д. — М.: Центр
«ПРО» 1995 г.
- Н.В. Краснощёкова. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».
Некоторые вопросы и консультации на эту тему брала из сети интернет.
Исходя из выше изученной литературы, мне кажется самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманное отношение (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к животным и окружающим), стремление оказать помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника».
Цель:Включение детей в проблемно-игровую ситуацию на основе взаимодействия педагога в позиции (соигрока).Задачи:1.Развитие и совершенствование умения детей вступать в ролевое взаимодействие со сверстн...
Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная клиника"
Материал в помощь другим воспитателям...
Конспект сюжетно-ролевый игры "Ветеринарная клиника"
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей с нарушением слуха....
Конспект сюжетно - ролевой игры «Ветеринарная клиника»
Воспитатель: Хисамова Оксана Александровна Группа: подготовительная компенсирующей направленности «Пчелки»...
Конспект сюжетно - ролевой игры "Ветеринарная клиника "Айболит"
Дошкольники любят играть в игры. Одним из видов игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Здесь вы можете проследить все этапы развития сюжетно-ролевой игры, доступной детям старшей гр...
«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» на тему: «Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника» с детьми старшего дошкольного возраста»
Конспект игровой деятельности....
Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника» с детьми старшей группы
Проект игры "Ветеринарная клиника"...