Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
материал по коррекционной педагогике

Аксененко Юлия Александровна

Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Информатизация способствует решению в образовании рядя  задач, таких как техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д.

Развитие информационных - коммуникативных технологий в образовании создает основу для осуществления образовательных программ на новом уровне.  Информационно-коммуникационные технологии являются тем инструментом, который можно использовать в профессиональной деятельности педагога – психолога.

Дополняя традиционные формы работы информационно – коммуникационными технологиями перед педагогом - психологом открываются  более широкие возможности  взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1»  городского округа Самара

Индивидуальная программа самообразования

на 2022-2023 учебный год

 «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Составил: педагог - психолог

Аксененко Ю.А.

Самара, 2022

Сведения о педагоге:

Ф.И.О. Аксененко Юлия Александровна

Образование: высшее

Специальность по диплому: Специальный психолог по специальности Специальная психология с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара

Должностьпедагог - психолог

Общий стаж педагогический стаж:     стаж в данной должности: 

Квалификационная категория:

Дата присвоения: 

Методическая тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Сроки разработки программы: 2022 – 2023 уч. г.

Цель программы самообразования: совершенствование уровня профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;

- изучить литературу по заявленной теме;

- транслировать педагогический опыт в рамках семинаров;

-использовать слайд-презентаций, интерактивные игры, тренажеры выполненные с помощью программы Microsoft Office Power Point при проведении коррекционно-развивающих занятий;

-использовать аудиоматериалы для проведения релаксационных занятий;

- разработать и систематизировать методический материал (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций) для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по областям.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.

Разработан, систематизирован, реализован методический материал (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций)

в структуре коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Источники получения информации по теме самообразования:

специализированная литература (методическая, научно-популярная, публи-цистическая);

интернет-ресурсы;

медиа - информация на различных носителях;

семинары – практикумы, конференции, вебинары.

Обоснование выбранной темы. Актуальность.

На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Сложность и своеобразие психики детей с ОВЗ требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.

Именно дополняя традиционные формы работы информационно – коммуникационными технологиями перед педагогом - психологом открываются  более широкие возможности  взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Их применение на занятиях вызывает у детей особый интерес, позволяет добиться устойчивого внимания  на протяжении всего занятия.  И это немаловажно, если учесть, что категория детей с ОВЗ характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью, быстрой утомляемостью. В работе с дошкольниками данная технология позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, применить полученные знания на практике.  Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Таким образом, считаю что, тема самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» является актуальной для изучения.

        

Календарно-тематическое планирование работы над темой

Таблица 1

Сроки

Содержание деятельности

Сентябрь - ноябрь

Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой.

Декабрь

Изучение теории вопроса. Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования.

Январь – май

Разработка и систематизация методического материала (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций) для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по областям (познавательная, эмоциональная сфера).

Использование методического материала (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций)

в структуре коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Февраль

Прослушивание обучающих вебинаров по теме.

Март

Публикация статьи по теме самообразования.

Апрель

Разработать консультацию для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе».

Май

Анализ работы и её практических результатов. Подготовка отчёта  о проделанной работе и выступление на МО педагогов коррекционного сопровождения ДОУ.  

Отчет о реализации программы самообразования за 2022-23 уч.год

Результаты работы по теме самообразования:

(выписать из планируемых результатов)

Результаты календарно-тематическое планирования работы над темой

Таблица 2

Сроки

Содержание деятельности

(прописать что реально было сделано за указанный период)

Ноябрь

Декабрь

Январь – май

Февраль

Март

Апрель

Май

Описать  продукт программы самообразования:

(картотеки игр, методических материалов)

Список использованной литературы и интернет-источников:

1) Вербицкий, А.А. Психолого­педагогические особенности использования ИКТ,   как орудия образовательной деятельности.

2) Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.

3) Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с.

4) Сидорова, В. В. Современные образовательные технологии и их роль в обучении. / В.В.Сидорова. Интернет-ресурс http://www.muh.ru/.Docs/.

5) Федоров, А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия/ А.В. Федоров//Инновации в образовании. 2007. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...

Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...

Использование физкультминуток на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В статье рассматривается роль физкультминуток на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....

Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

quot;Здоровьесберигащие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...