Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
материал по коррекционной педагогике
Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Информатизация способствует решению в образовании рядя задач, таких как техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д.
Развитие информационных - коммуникативных технологий в образовании создает основу для осуществления образовательных программ на новом уровне. Информационно-коммуникационные технологии являются тем инструментом, который можно использовать в профессиональной деятельности педагога – психолога.
Дополняя традиционные формы работы информационно – коммуникационными технологиями перед педагогом - психологом открываются более широкие возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_2022-2023g.g._aksenenko_yu.a._-_kopiya.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
Индивидуальная программа самообразования
на 2022-2023 учебный год
«Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Составил: педагог - психолог
Аксененко Ю.А.
Самара, 2022
Сведения о педагоге:
Ф.И.О. Аксененко Юлия Александровна
Образование: высшее
Специальность по диплому: Специальный психолог по специальности Специальная психология с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара
Должность: педагог - психолог
Общий стаж: педагогический стаж: стаж в данной должности:
Квалификационная категория:
Дата присвоения:
Методическая тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Сроки разработки программы: 2022 – 2023 уч. г.
Цель программы самообразования: совершенствование уровня профессионального мастерства и компетентностей для оказания эффективной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи:
- повысить собственные профессиональные и межпредметные знания, умения, навыки;
- изучить литературу по заявленной теме;
- транслировать педагогический опыт в рамках семинаров;
-использовать слайд-презентаций, интерактивные игры, тренажеры выполненные с помощью программы Microsoft Office Power Point при проведении коррекционно-развивающих занятий;
-использовать аудиоматериалы для проведения релаксационных занятий;
- разработать и систематизировать методический материал (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций) для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по областям.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
Разработан, систематизирован, реализован методический материал (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций)
в структуре коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Источники получения информации по теме самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публи-цистическая);
интернет-ресурсы;
медиа - информация на различных носителях;
семинары – практикумы, конференции, вебинары.
Обоснование выбранной темы. Актуальность.
На современном этапе развития общества обозначилась тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направлено на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Сложность и своеобразие психики детей с ОВЗ требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Именно дополняя традиционные формы работы информационно – коммуникационными технологиями перед педагогом - психологом открываются более широкие возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Их применение на занятиях вызывает у детей особый интерес, позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей с ОВЗ характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью, быстрой утомляемостью. В работе с дошкольниками данная технология позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, применить полученные знания на практике. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Таким образом, считаю что, тема самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» является актуальной для изучения.
Календарно-тематическое планирование работы над темой
Таблица 1
Сроки | Содержание деятельности |
Сентябрь - ноябрь | Выбор темы самообразования Составление плана работы над темой. |
Декабрь | Изучение теории вопроса. Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования. |
Январь – май | Разработка и систематизация методического материала (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций) для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по областям (познавательная, эмоциональная сфера). Использование методического материала (интерактивные игры, тренажеры, разработанные на основе презентаций) в структуре коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. |
Февраль | Прослушивание обучающих вебинаров по теме. |
Март | Публикация статьи по теме самообразования. |
Апрель | Разработать консультацию для педагогов «Использование ИКТ в образовательном процессе». |
Май | Анализ работы и её практических результатов. Подготовка отчёта о проделанной работе и выступление на МО педагогов коррекционного сопровождения ДОУ. |
Отчет о реализации программы самообразования за 2022-23 уч.год
Результаты работы по теме самообразования:
(выписать из планируемых результатов)
Результаты календарно-тематическое планирования работы над темой
Таблица 2
Сроки | Содержание деятельности (прописать что реально было сделано за указанный период) |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь – май | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май |
Описать продукт программы самообразования:
(картотеки игр, методических материалов)
Список использованной литературы и интернет-источников:
1) Вербицкий, А.А. Психологопедагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности.
2) Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.
3) Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с.
4) Сидорова, В. В. Современные образовательные технологии и их роль в обучении. / В.В.Сидорова. Интернет-ресурс http://www.muh.ru/.Docs/.
5) Федоров, А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия/ А.В. Федоров//Инновации в образовании. 2007. №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья
Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...
Использование музыкальных игр «сказок-шумелок» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются рекомендации по использованию в работе музыкального руководителя "сказок-шумелок" по методике раннего развития Е. и С. Железновых на занятиях с детьми дошкольного возраста с ...
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...
Буклет «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Представлен буклет по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоцион...
Использование физкультминуток на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассматривается роль физкультминуток на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....
Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
quot;Здоровьесберигащие технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...