«Современные подходы к организации работы с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья образовательного учреждения»
учебно-методический материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.
При этом важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания (а это утверждает и Семейный кодекс, и новый Закон об образовании в Российской Федерации) потребует совершенно иных отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей.
С этой точки зрения, наша цель — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей, вовлечь их непосредственно в образовательную деятельность.
В нашем образовательном учреждении непосредственнная работа с родителями ведется в трёх направлениях:
- работа по ознакомлению педагогов с системой инновационных форм взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- информационно - аналитическое, которое включает в себя «вовлечение родителей в образовательный процесс».
Использование новых форм работы с родителями воспитанников позволило нам изменить характер взаимодействия образовательного учреждения и семьи, вовлечь их в педагогический процесс.
С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов нами было проведено анкетирование. В целом, и родители, и педагоги высоко оценили деятельность образовательного учреждения по организации работы с родителями, однако не все они удовлетворены характером взаимодействия. Педагоги от родителей ожидают большего, родители же, наоборот считают, что педагоги делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалифицированной помощи специалистов.
Перед нами возникли вопросы: «Как же вызвать интерес родителей к совместной работе? Как вовлечь семью в совместный воспитательный процесс?
Решению проблемы, по нашему мнению, способствует совместная и коллективная творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Одной из форм организации данного вида взаимодействия стали тематические недели. Их организацией и проведением руководит творческая группа, в составе которой находятся музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагоги, родители. Нами были разработаны и организованы тематические недели: «Неделя Книги», «Зимние посиделки», «Масленица», «Весенняя неделя добра», «Все мы пешеходы», «Неделя добра и милосердия», «При солнышке светло, при матушке добро», «Неделя музыки», «Неделя здоровья», «Олимпийская неделя». Тема недели определяется исходя из анализа работы учреждения, годовых задач, желания детей и родителей.
С содержанием тематической недели заранее знакомятся все участники образовательного процесса через яркие объявления и анонсы. Подготовка ведется в течение двух, трех недель. Участниками являются воспитанники детского сада с ограниченными возможностями здоровья, поэтому каждое мероприятие разрабатывается с учетом возрастных и коррекционных особенностей детей. Творческая группа (педагоги и родители) разрабатывает сценарий открытия и закрытия недели, конкурсные задания для детей и их родителей, маршрутные листы. Вместе с детьми, родителями педагоги готовят концертные номера в соответствии с темой недели и различные поделки для выставки. В конце недели проходит итоговое мероприятие, в которых участвуют и дети, и педагоги, и родители. Окончательным итогом тематической недели является представление электронной презентации, видеоотчёт о проведённой недели, в которых принимают участие родители совместно с педагогами.
В рамках проведения недель нами используются следующие формы взаимодействия:
- интегрированная образовательная деятельность с участием родителей;
- работа с родительским комитетом образовательного учреждения;
- выставки детских работ, изготовленные вместе с родителями;
- совместное создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований;
- участие родителей в организации и проведении праздников, развлечений;
- беседы и консультации с детьми и родителями;
- совместное оформление к праздникам и развлечениям;
- семинары-практикумы, круглые столы.
При подготовке тематической недели мы проводим нетрадиционное родительское собрание (круглый стол) (например, «Посидим мирком поговорим ладком»). Целью его проведения состоит не в монологе, а в диалоге между педагогами и родителями. Часто используем, по итогам проводимых совместных мероприятий, видеозаписи деятельности детей; эпизоды, фрагменты занятий, участия в мероприятиях, выступлениях; оформляем стенды с детскими работами, снимками (из жизни группы); вручаем грамоты и благодарности семьям за активное участие и содействии в развитии и воспитании детей.
Особенностью тематических недель является организация интерактивных форм взаимодействия с семьёй.
Такие технологии позволяют:
- работать педагогам с родителями в более комфортных условиях;
- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег.
Представляем свой опыт работы на примере одной из тематической недели:
«Неделя добра и милосердия»
Цель: Создание единого образовательного пространства для сопровождения ребенка-инвалида, его гармоничного развития в условиях ОУ и семьи, адаптации и интеграции в жизнь общества.
Задачи:
1. Способствовать формированию у воспитанников гуманного отношения к детям-инвалидам.
2. Содействовать сохранению психологического здоровья детей, развитию их
эмоциональной и познавательной сферы.
3. Создать условия для вовлечения детей в досуговую деятельность образовательного учреждения.
4. Обеспечить консультационную помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов, посещающих образовательное учреждение.
Творческая группа: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители педагоги
№№п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения | Место проведения | Ответственный исполнитель |
1. | Утверждение Плана мероприятий, посвящённых Международному дню инвалида. | 03.12.14 | кабинет заведующего | заведующий |
Работа творческой группы. Пополнение и обновление материалов в информационных стендах о Международном дне инвалида. | до 01.12. 14. | методический кабинет холл, группы | старший воспитатель творческая группа | |
Проведение с родителями групповых консультаций, бесед, диспутов, круглых столов по темам: «Воспитание добротой и любовью», «Счастливый дар понимать детей», «Поговорим о милосердии». | с 01.12.14 по 05.12.14 | группы | творческая группа | |
Формирование навыков толерантного поведения. -Чтение художественной литературы, разучивание стихов. -Беседы с детьми: «Люди вокруг нас», «Об отношении к бабушкам и дедушкам», «Как можно помочь больному другу Что значит быть отзывчивым?» -Проведение «Школы добрых дел», «Академии безопасных дел» с участием родителей. -Организация выставки рисунков. -Оформление коллективного альбома для воспитанника группы (рисунки, аппликации, пожелания). -Создание самодельных книг «Помогаем с удовольствием!», «Будь здоров!» и др. (совместно с родителями). | с 01.12.14 по 05.12.14 | группы музыкальный зал | педагоги творческая группа | |
Освещение мероприятий на Интернет – сайте ОУ. | с 01.12.14 по 05.12.14 | старший воспитатель | ||
Выставка рисунков и поделок на тему «Доброта спасет мир». | 03.12.14 | фойе | воспитатели родители | |
Просмотр мультфильма «Цветик - семицветик» (по мотивам сказки В.Катаева). | 02.12.14 | музыкальный зал | музыкальный руководитель воспитатели | |
Оформление памяток для родителей на темы: - «Передай добро по кругу». | с 01.12.14 по 05.12.14 | группы | педагоги | |
Круглый стол с родителями: «Поговорим о милосердии», просмотр документального фильма «Дети инвалиды говорят о любви». | 01.12.14 | музыкальный зал | творческая группа | |
Мастерская подарков совместно с родителями “Протяни руку дружбы” | 03.12.14 | группы | воспитатели творческая группа | |
«Путешествие в страну Добра!», музыкально-физкультурное развлечение для детей 3-5 лет. | 03.12.14 | 10.00 физкультурный зал | творческая группа | |
«Сказки бабушки Варварушки», (кукольный театр для детей 3-5 лет). | 04.12.14 | 10.00 музыкальный зал | музыкальный руководитель | |
Проведение тематических бесед на темы: «Все люди на Земле одинаковые»; «Согреем душу теплым словом» – о доброте и нравственности. Выставка-конкурс эмблем, посвященный международному дню инвалидов. | до 03.12.14 | группы музыкальный зал | воспитатели музыкальный руководитель | |
Краткосрочный проект «Все разные. Все равные». | с 01.12.14 по 05.12.14 | старшая группа с нарушениями зрения | творческая группа | |
Творческая выставка работ родителей и сотрудников «Умелые руки, не знают скуки». | 03.12.14 | группы | творческая группа | |
Игровые мероприятия «Должны смеяться дети». | 04.12.14 | физкультурный зал | инструктор по физической культуре | |
Индивидуальные беседы с родителями «Социальная адаптация инвалида по зрению». «Родительская гостиная». | с 24.11.по 28.11.14 | группы | педагог - психолог | |
«Урок милосердия» интегрированная познавательно-игровая деятельность | 04.12.14 | детская библиотека им Подлесновой | музыкальный руководитель педагоги | |
Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста: «Если человек попал в беду», «Друг в беде не бросит». | 02.12.14 | группы | творческая группа | |
Образовательная деятельность с детьми 5-7 лет, посвящённая толерантному отношению к окружающему миру и людям: «Азбука здоровья». | 03.12.14 | группы | педагоги | |
Рассказ воспитателя и беседа с детьми «Как взрослые люди проявляют заботу о детях-инвалидах» | с 01.12.14.по 05.12.14 | группы | воспитатели | |
Сюжетно-ролевые игры: поликлиника, больницы, аптека, семья, детский сад, автодром | в течение месяца | группы | воспитатели | |
Дидактические игры: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» «Почта доверия» - рисунки детей. | в течение месяца | группы | творческая группа | |
Игры-размышления «Откуда берутся болезни», «Мои помощники-глаза и уши», «Как уберечься от болезней», «Один дома», «Азбука здоровья». | в течение месяца | группы | воспитатели | |
Итоговое мероприятие: «Круглый стол» (отчет о проведенных мероприятиях с видеопоказом) | 2 неделя декабря | Музыкальный зал | творческая группа |
Таким образом, организация тематических недель даёт положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел образовательного учреждения и незаменимыми помощниками педагогов. Всей своей работой педагоги доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно, так как это необходимо для развития их собственного ребенка.
Литература
1. Богомолова З.А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010.- №2.
2. Занимаемся, празднуем, сценарии совместных мероприятий с родителями//автор Т.И. Кандала, О.А.Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями /авт. – сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система взаимодействия специалистов в образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. План взаимодействия....
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....
Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023
quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...
«Деятельность педагога при организации работы с обуча-ющимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС
Курсы повышения квалификации-72ч....
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОДОТВОРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВАС СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯДанилова Наталия Ивановна, учитель-логопедНиколаиди Виктория Олеговна, педагог-психологмуниципальн...
- Мне нравится (1)