Современные ресурсы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
консультация
Предварительный просмотр:
Современные ресурсы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое здоровье в современной науке рассматривается как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации (по И.В. Дубровиной).
В работе педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, существует ряд стрессовых факторов, которые способствуют психологическому выгоранию: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, трудности в установлении эмоционального контакта, особенно это типично для детей с расстройством аутистического спектра, высокий уровень ответственности за качество своей работы.
У педагогов часто наблюдаются следующие симптомы психологического выгорания: усталость, нежелание работать, истощение, недовольство собой, нарушение сна, тревожность, низкая самооценка, соматические заболевания, снижение эмпатии, деперсонализация (разделение себя и своей профессиональной общности).
Для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогам необходима помощь педагога-психолога ДОУ. Он поможет найти внутренний ресурс, который позволит быть гармоничным как в личной так и в профессиональной жизни.
В работе с педагогами я использую метафорические ассоциативные карты. История использования разнообразных комплектов карт в психологии насчитывает уже не один десяток лет. Они создаются в тесном контакте психологов и художников и широко используются в рамках позитивной психологии. Картинки набора карт «Она» автора К. Крюгер решены в позитивном ключе, чтобы вызывать положительные эмоции и интерес. Метафорические карты - это инструмент работы, который может быть использован педагогом-психологом, исходя из его профессиональных предпочтений. В работе с картами используется механизм проекции.
Карты используются в работе с педагогами для:
-управления стрессом;
-развития творческого потенциала и поиска внутреннего ресурса;
-создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой осуществляется коммуникация;
-развития интереса к самопознанию и саморазвитию педагогов;
-развития творческих способностей;
-содействия личностному росту педагогов;
-преодоления кризиса и исцеления от последствий психологической травмы;
-коррекции отношений и разрешения конфликтов в образовательной среде.
Проведение тренингов с использованием метафорических ассоциативных карт позволило найти педагогам внутренний ресурс, который способствует сохранению и укреплению психологического здоровья. Метафорические карты помогают педагогам посмотреть на свои проблемы с другой стороны, раскрепоститься и найти внутренний баланс.
Хореографическая терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего снятию психомышечного напряжения и гармонизации эмоционального и физического состояния педагогов.
Цель хореографической терапии - осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков общения. Музыкально-ритмическая активация способствует оживлению психомоторики, снятию скованности и напряжения у пассивных и инертных людей. У лиц возбудимых хореографическая терапия высвобождает скопившуюся агрессивность и раздражение и трансформирует их в двигательные упражнения. Таким образом, танец, свободное движение под музыку позволяют освежить ощущения и позитивный настрой у педагогов. Во время танца происходит высвобождение сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных. Танец способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма.
Задачи хореографической терапии.
1. Усиление чувства собственного достоинства у педагогов путем выработки у них более позитивного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».
2. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу педагогов, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения.
3. Повышение двигательной активности и социотерапевтического общения педагогов.
Техники танцевальной терапии.
1. Неструктурированный танец. Одним из основных методов хореографической терапии является использование неструктурированного, спонтанного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений.
2. Круговой танец необходим для снижения тревожности и сопротивления; развития внутригруппового единства и межличностных отношений педагогов.
Этапы танцевальной терапии.
Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем проводится разминка, помогающая каждому участнику подготовиться к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов).
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «радости и грусти». На уровне движений могут «радоваться » и «грустить» отдельные части тела.
На заключительном этапе занятия происходит релаксация педагогов под спокойную музыку. Характер движений определяют сами педагоги. Используются групповые игры «Зеркало», «Паруса», «Цепочка» и др.
Хореографическая терапия способствует гармонизации эмоционального состояния педагогов, а также сохранению и укреплению их психологического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....
Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются элементы современных технологий формирования коммуникативного подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Презинтация на тему психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...
Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Аннотация. В статье раскрывается вопрос использования инновационныхобразовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оп...
- Мне нравится (1)