Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей воспитанника с нарушением речи
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Традиционные и новые формы работы с семьей воспитанника, имеющего речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов ДОО с родителями является важнейшим условием полноценного речевого развития воспитанников. А для эффективного взаимодействия нужна четкая и методически грамотная система совместной деятельности.                                                                 В результате этого, одной из основных задач педагогов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи.

По формам общения все формы и методы работы с родителями условно можно разделить на:

  • коллективные, групповые, индивидуальные;
  • традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Эти формы направлены на педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  • внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников ДОУ;
  • работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципына основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Взаимодействие педагогов с родителями по развитию речи воспитанников старшего дошкольного возраста можно реализовать через:

  • информационно-аналитические формы организации общения с родителями;
  • досуговые формы организации общения с родителями;
  • познавательные формы организации общения с родителями;
  • наглядно-информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому что только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:

  • составление социального паспорта семьи;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • целевое посещение семьи;
  • проведение социологических срезов и др.

Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание и образование ребенка в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы организации общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания и развития детейв том числе и речевого.

Педагогический совет по теме «Развитие речи дошкольников» с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор беседы. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. В нашей группе мы не первый год реализуем проект «Родительская почта». Как показал  педагогический опыт проведения «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Групповые собрания родителей – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Но следует отметить, что родительские собрания не следует проводить в их традиционном виде, в виде «игры в одни ворота», когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями и зрителями.  В каждом мероприятии необходимо организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольших мастер-классов.

«Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются актуальные проблемы речевого развития детей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию речи.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня, как уже отмечалось выше, изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» и других.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

«Дни открытых дверей». 

Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, общается со сверстниками и взрослыми, самим пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям узнать о чем-либо новом, обсудить некоторые проблемы развития речи детей. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы развития и коррекции речи детей.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Речевые игры в вашем доме», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе – ремонт пособий, книг, помощь в создании предметно-развивающей речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

К группе познавательных относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), через наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагог может наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

К индивидуальным формам относятся:

  • беседы с родителями;
  • посещение семьи;
  • индивидуальные консультации;
  • выполнение домашних заданий;
  • выполнение индивидуальных поручений;
  • «Шкатулка вопросов» и т.д.

Досуговые формы 

К досуговым формам можно отнести:

  • тематические развлечения;
  • литературные салоны;
  • фольклорные праздники;
  • ярмарки;
  • введение речевых традиций;
  • выпуск стенгазеты;
  • работа театральной труппы (совместная постановка спектаклей);
  • семейные встречи
  • КВН

Следует отметить, что досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только тогда, когда воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, рассказывать интересные истории, например, о профессии или домашних любимцах, имеют возможность проявить свои знания и умения в познавательной, театрализованной деятельности.

Для взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию речи также можно использовать следующие формы организации общения:

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. 

Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Волшебные ладошки» и др.

Наглядно-информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы:

– информационно-ознакомительные;

– информационно-просветительские.

Задачами информационно-ознакомительной формы являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в данном направлении.

К данной форме можно отнести и информацию, размещенную в Уголке для родителей: цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы учителя-логопеда.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста.  Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.

Можно рекомендовать создать «Речевой уголок», где родителям будут даваться практические рекомендации логопеда по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка («Как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка», «Как заниматься дома по лексической теме»).

В рубрике «Играем дома» можно знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

Необходимо также составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Развитие фонематического слуха у детей», «Правильное дыхание – правильная речь» и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Новое в практике работы педагога с семьёй -  это использование письменных форм общения с родителями.

Как и когда использовать письменные формы общения? Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают учителю-логопеду и воспитателю встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких-либо действий.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном речевом навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книгу отзывов.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе.  В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого необходимо давать возможность родителям активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться.

Практический опыт показывает, что, благодаря соблюдению основных принципов общения педагогов с родителями (общение на основе диалога; открытость, истинность в общении; отказ от критики и оценки партнера по общению) при организации разнообразных форм взаимодействия с родителями по развитию речи и коррекции речевых нарушений воспитанников дают свои положительные результаты.

Версия для слабовидящих

Список литературы

1. Левшина Н.И., Градусова Л.В. «Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

//Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С.  94-103.                                                                                                             2.Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

   В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2016-2018гг. Тема самообразования: «Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Тема: «Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: Всестороннее развитие детей посредством педагогическог...

Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: создать необходимые условия для развития и установления доверительных, ответственных отношений между воспитателем и семьями воспитанников, объединяя их в команду; при развитии потребности делить...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ВОСПИТАННИКОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

В статье раскрывается актуальность организации взаимодействия ДОО и семьи воспитанников в преодолении тяжелых нарушений речи. Авторы делятся опытом использования инновационных форм взаимодействия ДОО ...