«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
методическая разработка

Бунина Людмила Викторовна

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский. Важной задачей ДОУ является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития  ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».

                                                                                                          Сообщение подготовил:

                                                                                        Бунина Л.В.

                                                                                               ст. воспитатель

                                                                                                   МАДОУ «Сказка»

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский.

Важной задачей ДОУ является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы все условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных    средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. 

В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, мы стараемся создать в группах оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Мы  старались подобрать различные варианты,  позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих  способностей, располагались в разных функциональных зонах, создали условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативной», «Познавательной», «Речевой», «Художественно-эстетической», «Физической». Учитывали всё, что может эффективно способствовать всестороннему развитию наших воспитанников, обеспечивать психическое и эмоциональное благополучие с учётом склонностей, интересов, уровня активности каждого ребёнка. Предметно-игровая среда в детском саду  отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, места и времени игры.  Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. 

Использование игровых модулей как фабричных, так и самодельных, помогает оптимальному раскрытию творческих игровых замыслов детей, разнообразию игровых действий, созданию игровой обстановки и воплощению разнообразных сюжетных ситуаций. В значительной степени активная деятельность дошкольников с предметами-модулями зависит от уровня сформированности у них игровых навыков и умений, т.е. от уровня развития самой творческой игры.

Самостоятельные творческие игры с модульным материалом также невозможны без овладения дошкольниками конструктивными умениями и навыками. Чем выше уровень  развития  познавательно- конструктивных умений и навыков у ребенка, тем богаче, разнообразнее и содержательнее будет его игровая деятельность с крупными, полифункциональными, средообразующими предметами-модулями.

В наших группах созданы условия для занятий изодеятельностью, опытно-экспериментальной  работой. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в  экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

В нашем детском саду созданы исследовательские мини лаборатории, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием. Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

- живая природа;

- неживая природа;

- физические явления;

- рукотворный мир.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в нашей лаборатории в работе с детьми мы стараемся:

• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, выстраиваем свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей ведется  дифференцированно, используются  разные формы работы.

Мы стремимся создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и  сделать пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную  среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Поэтому среда в  ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.

Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...

«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...

Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.

                 Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.  Бережное отношение к природе, осознание в...

Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей

Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Ма...

"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...