«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
методическая разработка
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский. Важной задачей ДОУ является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterstvo_vospitatelya_v_sozdanii_optimalnyh_usloviy_dlya_razvitiya_rebenka.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
Сообщение подготовил:
Бунина Л.В.
ст. воспитатель
МАДОУ «Сказка»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.
Важной задачей ДОУ является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в детском саду должны быть созданы все условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
В соответствии с ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, мы стараемся создать в группах оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Мы старались подобрать различные варианты, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей, располагались в разных функциональных зонах, создали условия, способствующие позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативной», «Познавательной», «Речевой», «Художественно-эстетической», «Физической». Учитывали всё, что может эффективно способствовать всестороннему развитию наших воспитанников, обеспечивать психическое и эмоциональное благополучие с учётом склонностей, интересов, уровня активности каждого ребёнка. Предметно-игровая среда в детском саду отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Использование игровых модулей как фабричных, так и самодельных, помогает оптимальному раскрытию творческих игровых замыслов детей, разнообразию игровых действий, созданию игровой обстановки и воплощению разнообразных сюжетных ситуаций. В значительной степени активная деятельность дошкольников с предметами-модулями зависит от уровня сформированности у них игровых навыков и умений, т.е. от уровня развития самой творческой игры.
Самостоятельные творческие игры с модульным материалом также невозможны без овладения дошкольниками конструктивными умениями и навыками. Чем выше уровень развития познавательно- конструктивных умений и навыков у ребенка, тем богаче, разнообразнее и содержательнее будет его игровая деятельность с крупными, полифункциональными, средообразующими предметами-модулями.
В наших группах созданы условия для занятий изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
В нашем детском саду созданы исследовательские мини лаборатории, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В каждой группе есть уголки для экспериментирования, которые наполнены различным оборудованием. Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа;
- неживая природа;
- физические явления;
- рукотворный мир.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в нашей лаборатории в работе с детьми мы стараемся:
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, выстраиваем свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Психолого-педагогическое просвещение родителей ведется дифференцированно, используются разные формы работы.
Мы стремимся создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и сделать пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Поэтому среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.
Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...
«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание в...
Развитие инициативы и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на татарском языке как условие социализации дошкольников»
этот доклад из опыта работы по теме моего самообразования....
Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей
Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Ма...
«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
Ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизне, а развивается здесь и сейчас....
"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"
В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...