Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovka_2.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей | Слайд № 1 |
Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. | Слайд № 2 Слайд № 3 |
Разносторонне развитый педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. 3нания и основанные на них умения — это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: | |
умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель — средства – результат, применительно к выбору ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями. | Слайд № 4 |
Ответ : У педагога получилось сформировать интерес к познавательной деятельности. Воспитатель во время наблюдения помог направить внимание детей на установление осмысленных взаимосвязей (причинно – следственных). Так как в этом возрасте окончательно сформировано наглядно – образное мышление и начинает формироваться словесно – логическое мышление. И правильно подобранные наводящие вопросы, эмоциональный настрой педагога и детей помогли завести мыслительный процесс: понимание взаимосвязей, обобщение, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, воображение. Ценность этого приема заключается в том, что мышление становится гибким, продуктивным, обогащается эмоционально – чувственный опыт, проявляется самостоятельность в познавательно – речевой деятельности. | Слайд № 5 |
Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования. В нашем ДОУ проводятся разные виды педсоветов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые. Удачно, с нашей точки зрения, проходят педсоветы в формах:
| Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 |
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка. | Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 |
Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы: - предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию; - образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей; - содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы; - родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д. | Слайд № 20 Слайд № 21 Слайд № 22 Слайд № 23 Слайд № 24 Слайд № 25 Слайд № 26 Слайд № 27 Слайд №28 |
При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов: • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности. • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность. | Слайд № 29 |
Ответ: Решение этой проблемы предполагает сотрудничество педагога с ребенком. Педагог опытен и компетентен в области возрастных особенностей и особенностях развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. Не дает готового решения. Воспитатель дает детям возможность самим найти решение этой проблемы, способствует расширению детского опыта, поддерживает инициативу, тем самым способствует развитию поисково – исследовательской деятельности ребенка. В данном случае педагог должен предложить детям вспомнить о свойствах воды, свойствах песка, земли, камешков и т. д. предложить детям подумать, что еще можно использовать для запруды, кроме песка и земли, и еще раз поэкспериментировать. | Слайд № 30 |
Однако полноценной развивающей среды и условий, о которых мы говорили выше, не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности. Работая с детьми дошкольного возраста по формированию познавательной активности, мы заметили, что успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а так же: - моделирование ситуаций с участием персонажей, - индивидуально-личностное общение с ребенком, - поощрение самостоятельности, - побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности, - оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка. | Слайд № 31 Слайд № 32 Слайд № 33 Слайд № 34 Слайд № 35 |
Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей. Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению, для поддержки детской инициативы являются следующие: 1. Познавательные занятия | Слайд № 36 Слайд № 37 Слайд № 38 Слайд № 39 Слайд № 40 |
2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. Пересказывали рассказ "Утята". Затем сравнили игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду, дули на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент: дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод: перья покрыты жиром. | Слайд № 41 |
3. Наблюдение и труд в уголке природы | Слайд № 42 |
4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. При изучении темы "Животные севера" - дали детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложили подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче. | Слайд № 43 |
5. Самостоятельная деятельность детей Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. | Слайд № 44 |
6. Сотрудничество с семьей Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка. Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. | Слайд № 45 Слайд № 46 Слайд № 47 |
Таким образом, мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности. | Слайд № 48 |
Воспитатель – профессия наша, | Слайд № 49 Слайд №50 |
Благодарим за внимание! | Слайд № 51 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития инициативы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в центре нравственно-патриотического воспитания.
Учитывая приоритетное направление нашего детского сада (военно-патриотическое воспитание), большое внимание уделяю созданию центра патриотического воспитания «Моя Родина – мой дом», «Под надёжной защи...
«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...
Развитие инициативы и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на татарском языке как условие социализации дошкольников»
этот доклад из опыта работы по теме моего самообразования....
«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий, открывающих возможности для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
Ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизне, а развивается здесь и сейчас....
«Мастерство воспитателя в создании оптимальных условий для развития ребенка, его позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей».
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателе...
Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личн...