Развитие инициативы и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на татарском языке как условие социализации дошкольников»
статья по развитию речи на тему
этот доклад из опыта работы по теме моего самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muginova_m.t.docx | 98.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
ДОКЛАД
из опыта работы
на тему «Развитие инициативы и творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности на татарском языке как условие социализации дошкольников»
в рамках
регионального семинара на тему
«Развитие личностных интегративных качеств как условие
социализации дошкольников»
Подготовила:
М.Т Мугинова, воспитатель по обучению татарскому языку
первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №10»
РТ, г. Лениногорск
2017
Добрый день, уважаемые коллеги.
Давайте вспомним, что ФГОС ДО указывает на необходимость поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В связи с этим использование театрализованных игр является весьма актуальным. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития инициативы ребенка, его творческих способностей.
Мне очень нравится высказывание Ольги Петровны Радыновой: «Театрализация – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя, познаёт мир». Действительно, театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и эффективный способ реализации принципа обучения: учить играя. Театрализация ближе, чем любой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы разных видов творчества. Дети сами могут сочинять, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и нужным, прежде всего самим детям.
Вместе с тем в Республике Татарстан проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. В связи с утратой татарами родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре, родному языку. Развитие творческих способностей – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Поэтому передо мной встала такая проблема: как помочь детям развить творческие способности именно на татарском языке. Театрализованная деятельность на татарском языке помогает детям в совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Кроме того, играя сказки татарского народа, дети знакомятся с бытом, костюмами. Театрализованная деятельность настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание переключается на сам образ, и проще идет запоминание в татарской речи. Театрализованная деятельность показывает, что если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций растут знания детей. Иногда реплики персонажей очень нравятся, а потому особенно запоминаются, и тогда дети повторяют их со своими сверстниками и родителями.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – вот цель моей работы.
В своей работе особое внимание уделяю режиссерским играм, играм-драматизациям, ведь именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и творчество.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Для организации театрализованной деятельности детей в кабинете созданы все условия. Здесь находятся маски, костюмы, разнообразные виды театров: пальчиковый, театр варежек, театр тапочек, театр шарфов, куклы би-бо и многое другое. Так же имеется интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр, диски с записями выступлений, которые дети очень любят смотреть.
Я являюсь руководителем внутрисадовской театральной студии «Ак каен». На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным успехам. 2013 году мои дети получили диплом 1 степени муниципального конкурса детских театральных коллективов «Премьера». В 2014 году, участвуя в республиканском фестивале театр «Сәхнә көзгесе» получили диплом 3 степени за постановку татарской народной сказки ”Ике кыз”. В 2016 году воспитанница театрального кружка”Ак каен” Нуруллина Камила получила диплом 2 степени в республиканском конкурсе “Моң чишмәсе” в номинации “Театральное искусство”. С театральными постановками мы ходим другие образовательные учреждения нашего города. Это дает уверенность детям, нарабатывается опыт публичных выступлений, опыт общения с детьми из других учреждений.
Развитие театральной деятельности на татарском языке в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия специалистов, воспитателей и родителей.
Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Когда русскоязычные воспитатели показали детям сказку «Теремок» на татарском языке у многих детей появилось желание играть, проявлять инициативу и творчество. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за воспитателей, которые участвуют в театрализованных постановках на татарском языке.
Таким образом, приходим к выводу, что развивать инициативу, творческие способности дошкольников на татарском языке лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию у ребенка чувства удовлетворения, радости, выявлению скрытых талантов. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...
Обобщение опыта работы по развитию музыкальных творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
В данной работе освещены значение, актуальность, цели, задачи театрализоанной деятельности в ДОУ, а также результаты диагностики детей по данной теме....
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
В данной статье раскрыт опыт работы воспитателя Суховерховой Людмилы Петровны по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности....
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Данный методический материал адресован воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье обобщен опыт работы театрального кружка "Теремок"...
Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"
В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...
Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.
Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...
Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ.
Формирование творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в условиях ДОУ....