Организация самообразования педагогов в условиях реализации профессионального стандарта педагога
консультация

Алеся Романовна Тарасова

Организация методической работы по самообразованию педагогов, перечень испоьзуемых методик для определения потребности в самообразовании, алгоритм деятельности педагога по организации самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samoobrazovaniya_pedagogov_.docx64.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самообразования педагогов в условиях реализации профессионального стандарта педагога.

На современном этапе развития образования в условиях гуманизации принципов работы с педагогами требуется переосмысление всех используемых в методической работе форм и методов для того, чтобы они обеспечивали активное включение каждого специалиста в процесс самообразования. Таким образом, возникает необходимость анализа и отбора эффективных форм и методов работы с педагогическими кадрами из целого ряда предлагаемых современной практикой, а также исходя из актуальных потребностей и интересов каждого коллектива.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути. Подтверждение этому имеется в современных теориях и технологиях самообразования (А. Я. Айзенберг, О. Б. Даутова, А. К. Громцева, Г. М. Коджаспирова, А. Г. Ковалев, Т. В. Машарова, Б. Ф. Райский, Н. Ю. Русова, Г. Н. Сериков, C. B. Христофоров, М. Г. Яновская).

Однако многие педагоги, понимая смысл и назначение профессионального педагогического самообразования, не владеют методикой̆ деятельности или не испытывают в ней потребности.

С целью выявления готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к самообразованию необходимо провести анализ.

Для получения объективной информации об уровне профессиональной компетентности педагогов рекомендуется использовать шкалу профессиональной компетентности: «Профессиональный̆ портрет» (методика Е. Н. Ноздриной), для выявления потребности педагогов в образовании и совершенствовании педагогического мастерства, установления причин успешности и неудач, определения позитивных факторов, следующие анкеты «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии» и «Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов» (методика В.И. Зверевой, Н.В. Немовой).

Результаты проведенного анализа, помогут выстроить методическую работу по организации самообразования педагогов, учитывая категориии педагогов, нуждающиеся в самообразовании.

Категории педагогов

Организация методической работы

Педагоги, имеющие большой стаж работы

Проведение индивидуальных консультации по теме самообразования, оказание помощи в выборе форм отчета по самообразовательной деятельности (открытые мероприятия с детьми, мастер-классы и консультации для педагогов, выступления на семинарах и педагогических советах ДОУ и т.п.).

Молодые специалисты

Организация содействия в выборе темы самообразовательной деятельности, составлении плана по самообразованию, подборе необходимой методической литературы.

Педагоги, активно реализующие свои потребности в саморазвитии

Провести собеседование по теме самообразования, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта в форме публикаций, участие в педагогических форумах, конференциях и т.п.

Педагоги-участники инновационной деятельности

Предложить темы по самообразованию пересекающиеся с действующей муниципальной инновационной площадкой на базе ДОУ

Создание педагогических условий для организации самообразования как одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов заключается в выявлении позитивных изменений в продуктивности методической работы, наличии интереса у педагогов к осуществлению самообразовательной деятельности, сформированности профессиональных компетентностей, обобщение и распространение педагогического опыта, успешного прохождения аттестации и побед в профессиональных конкурсах.

В заключении необходимо отметить важность умения создать педагогические условия, обеспечивающие профессиональное самообразование каждого педагога так как эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нем педагогов.  

Алгоритм деятельности педагога по самообразованию

Этап

Содержание работы

Форма предоставления результатов

воспитателя

старшего воспитателя

Диагностический

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

Собеседование с руководителем, старшим воспитателем

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Планирование работы по самообразованию. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы

Выступление
на педагогических мероприятиях ДОУ

Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Выборочное изучение, анализ и самооценка результатов. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию

Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ

Обобщающий

Применение знаний, умений и навыков на практике: изготовление пособий, атрибутов и т. д. Подведение итогов

Оценка работы педагога
по самообразованию при посещении мероприятий, изучение практических материалов

Выступление на заседании педагогического совета

Внедренческий

Использование и распространение опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

Привлечение к проведению консультаций, открытых просмотров, выступлению на заседании совета. Помощь в оформлении результатов самообразования

Индивидуальный отчет

Анкета «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

Цель: выявить способности педагогов к развитию

Уважаемые коллеги, отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

1) Я стремлюсь изучить себя.

2) Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

3) Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4) Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5) Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

6) Я анализирую свои чувства и опыт.

7) Я много читаю.

8) Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9) Я верю в свои возможности.

10) Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11) Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12) Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13) Я получаю удовольствие от освоения нового.

14) Возрастающая ответственность не пугает меня.

15 Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Обработка данных

Посчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

От 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

От 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Анкета

«Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов»

Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов.

Уважаемые коллеги, оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в ДОУ.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка данных .

Данные заносятся в таблицу.

Сумма баллов по второй анкете также заносится в таблицу.

Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое): К (максимальное)

Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Анкета для педагогов ДОУ «Профессиональный портрет»

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов анкеты, целью которой является получение актуальной информации для повышения качества методической поддержки педагогов нашего ДОУ.

Выберите наиболее подходящие для Вас варианты ответов на предложенные вопросы и отметьте их галочкой либо предложите свой вариант.

Ф.И.О. педагога____________________________________________________

1. Стаж моей профессиональной деятельности:

А) до 5 лет;

Б) от 5 до 10 лет;

В) от 10 до 20 лет;

Г) свыше 20 лет.

2. Я считаю, что мне:

А) требуется методическая помощь в организации педагогического процесса;

Б) методическая помощь требуется лишь частично;

В) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.

3. Повышение квалификации для меня – это…

А) предмет постоянной заботы: я стараюсь всегда быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к ее научным обоснованиям;

Б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов – практиков;

В) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного решения поставленных педагогических задач.

4. В своей работе с детьми я:

А) использую традиционные форы и методы работы;

Б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;

В) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.

Если на вопрос №4 вы ответили «А» или «Б», пожалуйста, ответьте на вопрос №5. Если на вопрос №4 вы дали ответ «В», пропустите вопрос №5.

5.Я не использую / мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии), потому что:

А) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;

Б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточных представлений;

В) (свой вариант) ___________________________________________________

__________________________________________________________________

6. В основном для решения задач в своей педагогической практике я…

А) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной или моими коллегами, либо опубликованными готовыми конспектами тех или иных мероприятий;

Б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;

В) всегда стараюсь творчески преобразовать имеющийся материал либо создаю свой.

7. При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:

А) к заведующему, старшему воспитателю ДОУ;

Б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;

В) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.

8. На методических мероприятиях в ДОУ я…

А) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;

Б) оппонент: личным выступлениям предпочитаю участие в обсуждении выступлений своих коллег, при необходимости могу включиться в активные действия;

В) наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступить в диалог.

9. В основном я посещаю методические мероприятия:

А) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;

Б) с чувством вынужденности моего присутствия;

В) затрудняюсь ответить.

10. В данный момент я:

А) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;

Б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.

11. Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельности:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие

Шкала профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ

Высокий уровень: для педагога характерны стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся такие, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Можно адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Средний уровень: для педагога характерны позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками, способность к объективному анализу теории и практики воспитания и обучения. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных дискуссиях, реже становится инициатором личных выступлений. Реализуя потребность быть признанным, стремится к повышению своей квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка). Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Ему важно ощущать себя частью коллектива, группы, однако он не стремится участвовать в выступлениях перед коллективом. Может положительно оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее чувствует себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления своего мнения перед аудиторией. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое, зачастую из-за неуверенности в правильности своего решения. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно воспринимает критику коллег и руководителя.

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(самодиагностика педагога)

____________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

________________               ___________________           ______________

     (стаж работы)                             (категория)                              (дата)

1.Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

2.Владение педагогической диагностикой         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

3.Умение выбрать  тип занятия и темп его проведения         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

4.Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)         

            Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

 5.Умение планировать учебно-воспитательный процесс         

             Не владею                    Владею частично                            Владею свободно        

6.Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

7.Использование методов, направленных на развитие воспитанников         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно    

8.Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

9.Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

10.Использование здоровьесберегающих технологий         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно              

11. Обеспечение благоприятных условий в группе:

- гигиенических,                                - эстетических         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

12.Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно                  

13. Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников         

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно  

14.Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

           Не владею                    Владею частично                            Владею свободно    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

"Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта "Педагог".

Предлагаю презентацию собственного образовательного маршрута по теме самообразования: "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства". Реализация ИОМ проходит в пе...

Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций...

"Профессиональная компетентность педагогов как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования."

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и об...

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования В условиях интенсивных изменений, происходящих в систем...