Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
консультация на тему
Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов ДОУ | 25.24 КБ |
Презентация к консультации Составляющие профессиональной компетентности педагога | 186.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог
Современный образовательный процесс представляет собой специальное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Конечный педагогический результат дошкольного образования направлен на развитие ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения, а это в свою очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Слайд: Профессиональный стандарт Педагог Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
В профстандарте Педагог
В Характеристике трудовых функций: /трудовые действия/ одним из критериев:
Является: «Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития»
Слайд: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении Ф - федерального Г – государственного О – образовательного С - стандарта Д - дошкольного О – образования»
ФГОС ДО так же предъявляет требования к Кадровым условиям реализации Программы:
П. 3.4.2 отмечается Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.
Рассмотрим, такие понятия как компетентность, компетенция и профессиональная компетентность.
Слайд:
Компетентность - это личностная характеристика | Компетенция - это совокупность конкретных профессиональных качеств. |
Соответственно:
Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
Слайд:
Профессиональная компетентность - это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций:
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:
Слайд:
Составляющие профессиональной компетентности |
|
Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, обучающихся, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Также выделяют следующие виды компетентностей: они представлены на слайде
Слайд:
Виды компетентностей |
- Компетенция в ведении образовательного процесса. - Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. - Компетентность в организации воспитательной работы. - Компетентность в установлении контактов с родителями. - Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. - Компетентность профессионально-личностного совершенствования. - Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ - Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса - Креативная компетентность педагога. - Компетентность во владении современными образовательными технологиями. |
Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.
Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.
Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно- привлекательным.
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.
Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
Сегодня рассмотрим Коммуникативную компетентность.
Приоритетность умений педагога в области коммуникации обусловлена тем, что коммуникативная компетентность является основой профессионализма воспитателя. Это центральное звено, сущность профессии. Основным видом речевой коммуникации является говорение, высшим уровнем которого признана динамичная, спонтанная, инициативная, действенная речь. Речь педагога ДОУ должна обладать такими качествами хорошей речи, как точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, но основное требование - это правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве идеала, образца.
Слайд:
Коммуникативная компетентность - способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми.
Коммуникативная компетентность, позволяет осуществлять эффективное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими ограниченные возможности здоровья, и создавать условия для их сотрудничества с окружающим социумом.
Понятия:
Коммуникация – это общение, а формой коммуникации может быть: беседа, самостоятельный поиск информации и т.д.
Различные формы коммуникативной деятельности, реализуемые в обществе (общение, управление, подражание) обеспечивают единство общества в достижении целей и сохранение духовных ценностей.
Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции:
- информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией),
- интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения),
- гносеологическую (познавательную),
- аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями),
- нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании),
- социально-практическую (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками).
Слайд:
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. В переводе с латыни она обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в ее успехе, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Это способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
- стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
- предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;
- плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
- отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
- пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;
- ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
- неверный выбор стратегии и тактики общения.
В заключение рассмотрим, какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, сегодня мы рассмотрели основные понятия: профессиональная компетентность, обозначили основные составляющие профессиональной компетентности педагога: интеллектуально-педагогическая, информационная, регулятивная и Коммуникативная. Познакомились с видами компетентностей.
И частично рассмотрели коммуникативную компетентность.
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
В завершение моего выступления предлагаю вам ответить на вопрос, как вы поступите с полученной информацией.
Если вам информация пригодится в дальнейшем – обведите в круг «чемодан»
Если полученную информацию вы «переработаете», т.е. она требует времени на обдумывание - обведите «мясорубку»
Если вы считаете, что данная информация оказалась ненужной, бесполезной – обведите в круг «корзину».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональный стандарт Педагог Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» Ф - федерального Г – государственного О – образовательного С - стандарта Д - дошкольного О - образования
Компетентность – это личностная характеристика Компетенция - это совокупность конкретных профессиональных качеств .
Профессиональная компетентность - это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
Составляющие профессиональной компетентности Коммуникативная компетентность; Интеллектуально-педагогическая компетентность; Информационная компетенция; Регулятивная компетентность.
Виды компетентностей Компетенция в ведении образовательного процесса. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Компетентность в организации воспитательной работы. Компетентность в установлении контактов с родителями. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса Креативная компетентность педагога. Компетентность во владении современными образовательными технологиями.
Коммуникативная компетентность - способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми.
Функции : информационно-коммуникативную , интерактивную, гносеологическую, аксиологическую , нормативную, социально-практическую .
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. В переводе с латыни она обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в ее успехе, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме. Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы предвзятые представления плохие отношения между людьми отсутствие внимания и интереса собеседника пренебрежение фактами ошибки в построении высказываний неверный выбор стратегии и тактики общения.
Виды деятельности Игровая деятельность Изобразительная Предметная Наблюдение Коммуникативная Проектная Конструктивная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС"
В статье описываются современные требованиям к педагогам в соответствии с профессиональным стандартом....
Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО
Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО...
Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО
Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО...
Статья «Требования к педагогу в соответствии с профессиональным стандартом педагога»
В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые...
Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...
Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО
Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО...