Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещению педагогов и т. д.) в рамках психологического сопровождения образовательного процесса. Разработка представлена в виде рефлексивной диагностической методики «Кто Я в профессиональной деятельности?», за основу которой взята модификация Румянцевой Т. В. теста «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда.
Цель: Обеспечить психологическую готовность педагогов к внедрению профессиональных стандартов.
Задача: Помочь педагогам наиболее полно осмыслить свою профессиональную реальность и наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №106 Невского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Профессиональная идентичность
педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
Педагог-психолог: Михляева Д. В.
18.03.2014
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещению педагогов и т. д.) в рамках психологического сопровождения образовательного процесса. Разработка представлена в виде рефлексивной диагностической методики «Кто Я в профессиональной деятельности?», за основу которой взята модификация Румянцевой Т. В. теста «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда.
Представления отечественной психодиагностики, предполагают, что рефлексивные вопросы помогают исследовать образ себя, отношение к себе, ценности и смыслы, раскрывающие содержание рефлексивной активности личности. Измерительная направленность является второстепенной в методах рефлексивной диагностики, их цель «не столько получение максимально исчерпывающей и объективной информации об интересующем феномене (как принято в традиционной психодиагностике), сколько создание рефлексивной среды, с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность» (1, с.28).
Вопрос «Кто Я в профессиональной деятельности?» напрямую связан с деятельной идентичностью, которая «дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий» (5, с.102).
Цель: Обеспечить психологическую готовность педагогов к внедрению профессиональных стандартов.
Задача: Помочь педагогам наиболее полно осмыслить свою профессиональную реальность и наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО.
План:
1. Проведение опросника «Кто Я в профессиональной деятельности»
2. Анализ результатов опросника, их связь с предъявляемыми требованиями к современному педагогу.
3. Знакомство педагогов с компетенциями педагогических работников, предъявляемых ФГОС ДО и внедряемыми профессиональными стандартами.
1. Проведение опросника «Кто Я в профессиональной деятельности?»
Инструкция:
«В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я в профессиональной деятельности?». Постарайтесь дать как можно больше ответов, характеризующих Вас как профессионала и вашу профессиональную деятельность. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов.
Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос».
Когда педагоги закончат отвечать, попросить их произвести обработку опросника:
«Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
• «+» – знак «плюс» ставится, если в целом вам лично данная характеристика нравится;
• «-»- знак «минус»- если в целом вам лично данная характеристика не нравится;
• «±» – знак «плюс-минус» – если данная характеристика вам и нравится, и не нравится одновременно;
• «?» – знак «вопроса» – если вы не знаете на данный момент времени, как вы точно относитесь к характеристике, у вас нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех.
После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:
• сколько всего получилось ответов,
• сколько ответов каждого знака».
2. Анализ результатов опросника, их связь с предъявляемыми требованиями к современному педагогу
Следует отметить, что единой общепризнанной профессиограммы педагога не существует. Среди необходимых составляющих педагогической деятельности наиболее часто выделяют:
• педагогическую направленность (мотивы деятельности, отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней);
• профессионально-педагогическую компетентность (уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющие ему решать образовательные задачи, его умения, навыки и знания);
• профессионально важные качества (система личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности).
Опираясь на эти составляющие педагогической деятельности, педагогам предлагается проанализировать результаты опросника «Кто Я в профессиональной деятельности?».
Проявления педагогической направленности
Педагогическая направленность проявляется в «интересе к содержанию педагогической деятельности» (2). Если человек проявил достаточно высокий уровень рефлексии при выполнении задания, т. е. дал достаточно высокое количество ответов, можно сказать, что он проявляет интерес к своей деятельности.
Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение».
Рефлексия – это способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. В последнее время рефлексивную активность называют среди самых важных педагогических способностей.
Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»).
Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на вопрос.
Как правило, с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся особенностей его профессиональной деятельности.
Человек же, не часто задумывающийся о своей работе и о себе как профессионале, отвечает на вопрос теста с трудом.
О низком уровне рефлексии можно говорить, когда человек может дать только 2-3 ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности).
О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос.
О профессиональной направленности можно также говорить по временному аспекту идентичности.
Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто я в профессиональной деятельности?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему и будущему времени (на основе анализа глагольных форм).
Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности, т. е. идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами.
При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличием устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим.
Преобладание в самоописании глагольных форм в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое.
Доминирование глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем.
Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека.
Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные, однако, гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов.
Проявления педагогической компетентности, профессионально-важных качеств
Использование при самоописании слов «знаю», «умею», «могу» («знающая», «умеющая»).
Описание своих способностей. Для педагогической деятельности считаются важными:
• организаторские;
• вербальные (умение говорить ясно, четко, выразительно);
• коммуникативные (навыки общения и взаимодействия слюдьми);
• ораторские;
• хорошее развитие памяти;
• высокий уровень распределения внимания;
• психическая и эмоциональная уравновешенность;
• способность к сопереживанию, эмпатии.
Указания в самоописании на личностные качества, интересы и склонности важные для педагогической деятельности:
• любовь к детям;
• умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
• ответственность;
• самоконтроль;
• терпимость;
• безоценочное отношение к людям;
• интерес и уважение к другому человеку;
• стремление к самопознанию, саморазвитию;
• оригинальность, находчивость;
• артистичность (3, с. 387).
Проявления педагогического самосознания
Одним из компонентов профессионального самосознания является самооценка. «Структура самооценки учителя оптимальна тогда, когда в ней фиксируется создание позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция учителя влияет не только на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия с учениками» (2).
Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Она отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной.
Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа на этапе количественной обработки.
Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым составляет 65-80% на 20-35%.
Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности.
Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации.
Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности.
Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими.
Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым составляет 85-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»).
Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых реально могут достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям.
Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность.
Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств к положительно оцениваемым составляет 50-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»).
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств.
При заниженной самооценке человек характеризуется неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как пассивность, смирение, «комплекс неполноценности».
Использование знака «плюс-минус» («±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции.
Если количество знаков «±» достигает 10-20 % (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: И с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей.
Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку трудно принимать решения, он долго сомневается).
Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Применяющие данный знак люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем.
Данный знак оценки используется достаточно редко, наличие 3 и более знаков «?» предполагает у человека наличие кризисных переживаний
3. Знакомство педагогов с компетенциями педагогических работников, предъявляемых ФГОС ДО и внедряемыми профессиональными стандартами.
Согласно пункту 3.4.2. ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Для компетенции характерно наличие знаний и умений.
Профессиональный стандарт педагога, вводимый как средство реализации ФГОС, определяет трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения для осуществления определенных стандартом трудовых функций педагога.
Далее либо зачитать педагогам необходимый текст из профессиональных стандартов, либо предложить им ознакомиться с текстом самостоятельно на страницах интернета: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/; http://профстандартпедагога.рф/библиотека-материалов/нормативно-правовая-информация/приказы-ведомств/.
Предложите педагогам проанализировать свою педагогическую реальность (по проведенному на мероприятии опроснику) в свете предъявляемых вводимым профессиональным стандартом педагога требований. Это поможет наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности, подобрать соответствующие недостающим знаниям и умениям курсы повышения квалификации.
Литература:
1. Варламова Е. П. , Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. // Вопросы психологии, 1997, №5, с.28-43.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. – М., 2003.
3. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – Спб., 3003.
4. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – СПб., 2006
5. ФГОС ДО (текст).
6. Профессиональный стандарт педагога. http://профстандартпедагога.рф/библиотека-материалов/нормативно-правовая-информация/приказы-ведомств/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Проблемы эффективного взаимодействия образовательных организаций в условиях внедрения профессионального стандарта педагога".
В статье затронута проблема приемственности дошкольных организаций и школы в условиях внедрения профессионального стандарта педагога....
Семинар-практикум "Педагогическое мастерство педагога ДОУ и внедрение профессиональных стандартов»
Данный материал будет полезен при подготовке к практическому семинару в детском саду....
Организация самообразования педагогов в условиях реализации профессионального стандарта педагога
Организация методической работы по самообразованию педагогов, перечень испоьзуемых методик для определения потребности в самообразовании, алгоритм деятельности педагога по организации самообразования....
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта
Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта...
МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : «АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:- Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.- Обеспечить координированный рост свободы и ответственности пед...
Приказ №381 «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта"
Приказ №381 «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта"...
приказ №381«Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта»
приказ №341«Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта»...