Проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции русского народа"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Константиновна Шлюндина

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческо-информационный проект для старшего дошкольного возраста на тему: «Народная культура и традиции русского народа»

               Вид проекта -   творческо-информационный.

               Срок реализации – 1-2 неделя февраля

               Участники проекта – воспитатель, воспитанники подготовительной группы

 «У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура»
.

Актуальность проекта:

Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Тема патриотического воспитания очень актуальна в последнее время. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.

В процессе творческой деятельности обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Проблема:

Недостаточное знание детей традиций и обычаев русского народа.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

  • Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.  
  • Познакомить детей с народными промыслами; познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
  • Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  • Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность;
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  • Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Ожидаемые результаты:

  • У детей будут сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
  • Дошкольники узнают названия различных промыслов.
  • Будет обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
  • Будут бережно относиться к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный (организационный):

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
  2. Изготовление папки- передвижки «Традиции русского народа»

2. Основной этап

  • Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
  • Совместная деятельность с детьми;
  • Индивидуальные консультации родителей.

3. Завершающий этап

  • анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной деятельности детей
  • выставка детских работ «Городецкая роспись», « Роспись «Гжель», «Хохломская роспись».

Содержание проекта:

2 этап – основной:

Работа с родителями:

Папка –передвижка:

«Как приобщить детей к русской культуре»

«Русский народный промысел»

«Народные игры»

Работа с детьми:

Ситуативные разговоры, свободное общение:

«О русских народных промыслах»;

 «Русские народные музыкальные инструменты».

Беседы:

«Народные обряды и обычаи праздников»;

«Как раньше в гости ходили»;

Беседа: «Чем славилась русская изба?»                                                                                         Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа.                                                            

Беседа-рассказ «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»

Беседа «Русский костюм».

Цель: Расширять кругозор. Воспитывать интерес к русской культуре и традициям.

Беседа «Родная страна. Народная культура и традиции». 

Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, с устным народным творчеством, народными промыслами, народными игрушками.

Беседа: «Русская матрешка»
Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями;
с культурой родного края.

Беседа с детьми «Золотые руки мастеров» 

Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору.

Чтение:

Русский фольклор: ««Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...».                                                                                                               Цель: воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность.

Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», , «Жихарка», «Баба Яга», «Айога», «Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак».                            Цель: формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей

Презентации:

«Русская изба», «Народный костюм»,

«Традиции русского народа», «Русская матрёшка».

Презентация «Народная культура и традиции»                                                            Цель: обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.

Презентация «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

Выставка работ семей: «Народная кукла берегиня».

Просмотр мультфильма:

«Гуси – лебеди».

Декоративное рисование:

«Гжелевская роспись», «Доска по мотивам городецкой росписи», «Кукла в национальном костюме», «Матрёшка», «Хохломская посуда».

Самостоятельное художественное творчество:

Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

Русские народные подвижные игры и

игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Каравай», «Плетень», «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно», «Перетягивание каната», «Ручеек».                                                                                    Цель: совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость.

Взаимодействие с семьей

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.

Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме

«Народная культура и традиции».

Приобщение детей к семейным традициям.

 Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда -  обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки.

Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» -  закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа;                                                                                                                                  - учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

 Заключение

В ходе реализации проекта были проведены беседы с детьми по темам народной культуры, быта, знакомство с народными играми, праздниками.

Работа по проекту была направлена на воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям.

Для формирования у детей интереса к предметам старины мы создали мини-музей «Русская изба».

Для родителей были подготовлены тематические консультации, совместно с ними были организованы выставки, родители помогали в изготовлении атрибутов к мини музею «Народная кукла».

Главный результат реализации проекта заключается в проявлении у детей интереса к русской культуре, к России, к её национальным традициям.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»

Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Группа :  подготовительная к школе...

Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.Задачи:Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; з...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

Конспект в старшей - подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими...

Краткосрочный проект «Культура и традиции русского народа» для детей старшего и подготовительного возраста.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организацию художественно - продуктивной и творче...