Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Зверькова Ольга Владимировна

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnaya_kultura.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»

Паспорт проекта

Тема«Народная культура и традиции»

Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой.

Проблема: Зачем человеку знать историю и культуру наших предков

Задачи проекта.

1)Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным творчеством, искусством.

2)Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, чувство восхищения своей страной

3) Развивать творческие и познавательные способности детей

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Выполнение проекта 3-4 неделя марта 2022 года.

1 ЭТАП ПРОЕКТА Подготовительный

1 этап. Подготовительный.

Выбор темы проекта и формы для его защиты.

Подбор методического материала, литературы по данной теме.

Подбор дидактических игр.

2 этап. Выполнение проекта.

Знакомство с историей возникновения народного промысла, создания народных игрушек, создания матрёшки.

Рассматривание разных видов дымковской игрушки ,матрёшек.

Систематизация знаний о культуре русского народа.

3 этап. Заключительный.

Роспись плоскостного изображения матрёшки.

Составление сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»

План реализации проекта ( 1 неделя)

Понедельник

1) Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой»

Цель: Знакомство с традициями и обычаями русского народа.

2) Чтение стихов «Дымка», заучивание пословиц

Цель: Познакомить детей со стихотворением Дымка», пословицами.

3) Дидактические игры:

«Найди дымковскую игрушку»«Подбери узор к игрушке»

Цель: Закреплять названия дымковских игрушек, знакомить с основными узорами на дымковских игрушках, орнаментом.

4) Рисование «Дымковская барышня»

5) Подвижные игры«Лапта»«Ярмарка»

Цель: Знакомить детей с русскими народными играми, развитие ловкости, выносливости.

Вторник

1) Беседа«Волшебные листья и ягоды»

Цель: Рассказать детям о росписи русского народа, активизировать словарный запас детей.

2) Декоративная лепка хохломской посуды

Цель: Вовлечение детей в активную творческую деятельность, развивать воображение.

4) Д/и «Собери посуду»

Среда

1) Рисование чайника гжельскими узорами

Цель: Познакомить детей с таким русской народной росписью как «Гжель», развивать словарный запас детей.

2) Дидактическая игра «Укрась посуду гжельским узором»

Цель: Закреплять и совершенствовать приемы рисования, помогать осваивать специфику гжельской росписи.

Четверг

1) НОД развитие речи .Беседа «Что такое декоративные пластины?»

Цель: Способствовать расширению словарного запаса детей, рассказать об изготовлении декоративных пластин.

2) Дидактические игры:

«Обведи и раскрась»«Декоративное домино»

3) П/и «Замри»

Пятница

1)Выставка детских работ

Цель: Побудить детей принять участие в выставке, прививать уважение к народным традициям и обычаям, прививать детям эстетический вкус.

2) Создание уголка «Народный промысел»

Цель: совместно с родителями организовать выставку предметов старины. Ведение детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Учить бережному обращению с предметами быта.

План реализации проекта ( 2 неделя)

Понедельник

1)Рассматривание выставки матрёшек, заучивание загадки.

Цель:-уточнить представление детей о культуре русского народа. Способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память, логическое мышление.

Беседа по выставке «Матрёшки-деревянные игрушки»

2) Дид. игры:«Где моё место»,«Магазин игрушек»

Вторник.

1)НОД ИЗО «Матрёшка-деревянная игрушка»

Цель:-Расширить знания детей об истории культуры русского народа, истории изготовления матрёшек. Способствовать накоплению опыта по теме.

Прививать чувство восхищения к русскими мастерами

Знакомство со строением матрёшки, беседа о технологии изготовления матрёшки.

Дид игры: «Что изменилось»,«Что матрёшка рассказывает о себе»

2)Свободная деятельность - ручной труд: « Кукла – закрутка»

Среда.

3)Калейдоскоп игр

Развивать интерес к русской культуре, поощрять желание играть в сюжетно ролевые игры с матрёшками, развивать диалогическую речь.

Дид игры:«Придумай историю о дружной семейке»,«О чём говорят матрёшки»

Четверг.

1)Творческая мастерская.

Цель: Научить расписывать матрёшки, закреплять умение пользоваться режущими инструментами (Стека), развивать творческую фантазию. Изготовление плоскостного изображения матрёшки, роспись.

Пятница.

1)Создание сюжетной композиции «Весёлые матрёшки»:

Цель: Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: Организация комплексной работы  по реализации задач проекта.

Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

Беседы о жизни детей в прошлом, об их занятиях, играх, игрушках.  Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства.  («Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?»).

Опыты-сравнения деревянных, глиняных, соломенных,  тканевых игрушек.

Театрализованная игра «Репка из матрёшки».

Загадки о народных промыслах.                                          

Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц.  

Коллекционирование «Народная игрушка», «Игрушки наших бабушек».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей».

Игровые образовательные ситуации.

Дидактические игры.

Цель: Закрепить представления детей о народной игрушке. Развивать внимание, память, речь-доказательство. Закреплять навыки сотрудничества: умение договариваться, работать в компаниях, придерживаться правил очередности в высказывании своего мнения, выслушивать мнение товарищей. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Игра «Мы расскажем, а вы отгадайте».

Ход: Дети объединяются в четыре компании по разрезные картинкам. Берутся четыре картинки большого формата (народные игрушки). Каждая из них разрезается на части (в зависимости по количеству детей в группе). Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою компанию, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Затем дети выбирают посыльного (у кого в имени больше звуков).  Посыльный получает задание от воспитателя: «Всей компании выбрать игрушку из коллекции мини-музея, составить краткий рассказ – описание о ней. Выбрать оратора, который расскажет этот рассказ для других компаний. Дети других компаний должны отгадать что это». Затем каждая компания получает несколько минуток для обдумывания и совместного составления рассказа, после чего по очереди компании рассказывают, а остальные отгадывают.  Итак, угадывают у всех компаний. Затем составляют рассказы о других выбранных детьми игрушках.

Игра «Да – нет».

Ход:  Дети объединяются в четыре компании по элементам росписи народных игрушек (карточки). Затем каждая компания задумывает любую народную игрушку. Далее по очереди, отгадывают у кого что, задавая друг другу вопросы членам одной компании, которые на эти вопросы отвечают только «да» или «нет». После серии вопросов каждая компания получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения, после чего отгадывают. Итак, отгадывают у всех компаний.

Компьютерная игра «Подзорная труба».

Ход: Дети объединяются в компании по четырем названиям игрушек в коллекции. Задание общее: кто больше отгадает экспонатов коллекции мини–музея «Народная игрушка». Воспитатель показывает детям элементы фотографий экспонатов коллекции (мультимедиа), а дети отгадывают, что это за игрушка.

Направление деятельности: практико-ориентированное

Создание продуктов детской деятельности:

Коллективные:  изготовление  и роспись кукол по образцам иллюстраций народных игрушек (дымковская, филимоновская и т.д.)

Семейные проекты: изготовление «Семейной игрушки».

Индивидуальные  игрушки. 

3 ЭТАП  - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов проекта определение перспектив его развития

Дети - Выставка презентация продуктов мини - музея «Народная игрушка» для детей и взрослых.

- Выставка детско-родительского творчества «Семейные игрушки».

- Награждение самых активных детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Народная культура и традиции"

Тема недели «Народная культура и традиции»Цель: Знакомство детей с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжение з...

Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции»

Планирование в подготовительной группе «Народная культура и традиции»...

Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"

Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"...

Проект в подготовительной группе «Народная культура. Хохломские мотивы»

Проект в подготовительной группе «Народная культура. Хохломские мотивы»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-podgotovitelnoi-grupe-narodnaja-kultura-hohlomskie-motivy.html...

Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка»

Фотоотчет о реализации проекта в подготовительной группе «Народная культура России. Дымковская игрушка»ссылка: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-v-podgotovitelnoi-grupe-narodnaja-...

Конспект занятия. Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Народная культура, быт и традиции на Руси»

Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре русского народа на Руси....

Календарно-тематический план в подготовительной группе "Народная культура и традиции"

Дети знакомятся с народной культурой, традициями и обычаями, устным народным творчеством, с народными игрушками...