Педагогический совет: «Экологическое воспитание в детском саду».
методическая разработка
Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
Педагогический совет №2
«Экологическое воспитание в детском саду».
Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
от 17.11. 2017 г.
Повестка дня
№ | Вопросы к обсуждению | Ответственные |
1 | Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры. | Ответственный – заведующий МБДОУ |
2 | Психологический настрой | Ответственный – педагог - психолог |
3 | Что означает термин «Экология»? | Ответственный -зам.зав. |
4 | Сообщение воспитателя «Создание эколого-развивающей среды в ДОУ». | Ответственный воспитатель ДОУ |
5 | Деловая игра | Ответственный -зам.зав. |
6 | Брей-ринг «Бюро погоды» /народные приметы/ | Ответственный -зам.зав. |
7 | Легенды о растениях. | Ответственные -педагоги |
8 | Решение педагогических ситуаций. | Ответственный - Педагог-психолог |
9 | Принятие решения педсовета. | Весь коллектив |
10 | Разное | коллектив |
Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду».
Ход педсовета:
Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Приглашаю вас поговорить о экологическом воспитании детей,
3. Что означает термин «Экология»?
Само слово «экология» образовано от греческих «экос» - «дом» и «логос» - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году. Некоторые возможные определения науки «экология»:
- Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.
- Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах
Что подразумевается под экологическим воспитанием дошкольников?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
– экологическое воспитание – это система, направленная на формирование, начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых;
– система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
В каких видах деятельности детей возможно закрепление экологических знаний?
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира;
– экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы;
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
– проектная деятельность.
Чтобы сформировать у детей: потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, - в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
4. Сообщение воспитателя «Создание эколого-развивающей среды в ДОО».
(воспитатель)
5. Деловая игра
Ваша задача – показать знания о жизни растительного и животного мира, о состоянии погоды, приметах по народному календарю.
Всем участникам за ответ по жетону.
1 часть. Разминка.
Участники поочередно отвечают на вопрос ведущего.
- Как образуется дождь? (Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе.)
- Что такое туман? (Туман — форма выделения паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным.)
- У каких древесно-кустарниковых растений в период весны распускаются одновременно цветочные и листовые почки? (Клён цветет одновременно с распусканием листьев).
- У каких деревьев раньше всех начинается сокодвижение? (У берёзы и клёна).
- Почему кукушки не вьют гнёзд и не высиживают птенцов? (Эту привычку она заимела очень давно, потому что эволюционно приспособилась к такому паразитическому методу выведения птенцов. Несмотря на свой крупный размер, кукушка откладывает небольшие яйца, чтобы мелкие птицы не догадались, что у них в гнезде подкидыш. Каждый вид кукушки выбирает гнездо тех птиц, чьи яйца по цвету напоминают ее собственные, ведь заметив подвох, хозяева просто выбросят чужое яйцо).
- Почему зайчата всегда дрожат? (В дрожащих мускулах развивается тепло, которым греются зайчата).
- У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые – фиолетовые? (У медуницы).
- Как называют гнездо белки?
(Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями. Ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мелко нащипанным лыком. У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности.)
- Какие элементы экологического воспитания можно ввести на занятиях по физкультуре и музыке?
- Как образуется радуга? (Радугу обычно объясняют простым преломлением и отражением солнечных лучей в каплях дождя).
- Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север? (На южном склоне оврага снег тает скорее, поэтому его там меньше. На северном склоне снег тает медленнее, его там больше).
- Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? (Листья ольхи).
- Какие бабочки весной пробуждаются и вылетают первыми? (Весной самыми первыми начинают летать крапивница, лимонница, капустница, боярышница).
- Почему стрижи никогда не садятся на землю? (На земле стрижи беспомощны – короткие ножки приспособлены лишь для ползанья. Самостоятельно взлететь с земли стриж тоже не в состоянии – длинные крылья при взмахе ударяются о землю. Отсутствие заднего пальца не позволяет охватить ветку).
6. Какое дерево «переодевается» то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)
7.Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту. Он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.).
8. Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)
6. Брей-ринг «Бюро погоды»
На слайде написано начало приметы, а вы продолжите .
Обилие снега в январе – к дождливому лету.
Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
Обильная роса на траве – к ясной, жаркой погоде.
Синичка с утра начинает пищать – к морозу.
Клевер складывает листочки – к надвигающейся бури.
Много ягод – к холодной зиме.
Лягушки квакают – к дождю.
Если молния сверкает раннею весною, а грома не слышно – летом будет засуха.
7.Легенды о растениях.
Растения с глубокой древности играют важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество разных историй. Каждое растение имеет свою историю, а очень древняя история превратилась в легенду. Наши коллеги приготовили легенды о растениях. (Воспитатели: Долматова Н.В, Данилушкина Е.В, Чубарова Е.С. )
Ирис
Название растения происходит от греческого слова iris - «радуга». Согласно древнегреческой мифологии богиня радуги Ирис (Ирида) порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Калина
Про калину бытует такая легенда. Были когда-то ягоды калины слаще малины. Красивая девушка полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. Ничего не помогало, и решила тогда она сжечь тот лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там все сгорело. Один только калиновый куст сохранился, политый горючими слезами. А под кустом увидел кузнец заплаканную красавицу. Прикипело его сердце к девушке, влюбился он, но было уже поздно. Вместе с лесом сгорела быстро и красота девушки. А калина вернула парню умение отвечать на любовь, и в глубокой старости видел он образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. Но с тех пор горчить стали ягоды калины, будто слезы неразделенной любви. И пошло поверье, будто букет калины, приложенный к исстрадавшемуся влюбленному сердцу, успокаивает боль.
Лилия
Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Ареса. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры. У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Любовь к ней переняли и христиане, сделав символом Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет её ум; поникшие листья – скромность, нежный аромат – божественность, белый цвет – целомудрие. Согласно преданиям, лилию держал архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа.
Берёза
На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину. Одна из легенд повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако, как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
8.Решение педагогических ситуаций.
(Психолог)
1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.
— Это еще что за капризы?! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила:
— Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
9.Подведение итогов педсовета. Обсуждение проекта решений.
- Воспитателям пополнить группы новыми дидактическими играми по экологическому воспитанию. Срок до 01.2018г.
- Уделить должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, организации воспитательно-образовательной работы в каждой группе. Срок постоянно.
- Воспитателям всех групп разнообразить формы работы с дошкольниками по экологическому воспитании
Подготовка к педагогическому совету «Экологическое воспитание в детском саду».
Вопросы для педагогов:
- Как образуется дождь?
- Как образуется радуга?
- Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север?
- Что такое туман?
- Листья какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными?
- У каких древесно-кустарниковых растений в период весны распускаются одновременно цветочные и листовые почки?
- Какие бабочки весной пробуждаются и вылетают первыми?
- Почему стрижи никогда не садятся на землю?
- У каких деревьев раньше всех начинается сокодвижение?
- Почему кукушки не вьют гнёзд и не высиживают птенцов?
- Какое дерево «переодевается» то серо-серебристым, то зеленым?
- Какой зверь самый чистоплотный?
- Почему зайчата всегда дрожат?
- Почему крапива «жжется»?
- У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые – фиолетовые?
- Как называют гнездо белки?
Вспомнить народные приметы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"
Педагогический совет "Экологическое воспитание дошкольников"...
Педагогический совет "Экологическое воспитание в детском саду"
Представлен материал для проведения педагогического совета...
Педагогический совет "Экологическое воспитание в детском саду"
Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду».Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.Ход педсовета:Удивит...
Педагогический совет: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»
Организация проведения педагогического совета в ДОУ на тему: «Экологическое воспитание как фактор формирования экологической культуры дошкольников с использованием игровых упражнений»...
Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду».
Следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природ...
Доклад в целях распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание в детском саду"
Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей. Задачи интеллектуального воспитания-Умственное развитие ребенка;-Развитие познавательной активности...
Доклад в целях распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание в детском саду"
Ну Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей. Задачи интеллектуального воспитания-Умственное развитие ребенка;-Развитие познавательной активнос...