Педагогический совет "Экологическое воспитание в детском саду"
материал (средняя группа) по теме
Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду».
Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Ход педсовета:
Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_ekologiya.docx | 707.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Экологическое воспитание в детском саду».
Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Ход педсовета:
Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Приглашаю вас поговорить о экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Что подразумевается под экологическим воспитанием дошкольников?
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
– экологическое воспитание – это система, направленная на формирование, начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых;
– система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
Вопрос: Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Какова роль педагога в экологическом воспитании дошкольника?
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
Вопрос: В каких видах деятельности детей возможно закрепление экологических знаний?
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира;
– экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы;
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;
– проектная деятельность.
Чтобы сформировать у детей: потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, - в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, необходимо проинформировать родителей.
- провести родительское собрание «Экологическое воспитание младших дошкольников в детском саду»
- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, презентации и т. д.)
- оформление папки-передвижки по теме «Ребёнок и природа»
-предложить родителям сходить с детьми на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми
- организовать выставку работ по теме: «Поделки из природного материала»
-предложить родителям дома провести с ребёнком поисковую деятельность экологического содержания
-предложить родителям прочитать детям художественную литературу экологического содержания.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень и совершенствование технологий и методик обучения. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков.
Такой подход позволяет осуществить метод проектов (проектный метод). Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам — это уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе.
В октябре месяце родителям был предложен социально – значимый проект «Посади дерево»
Цели проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев родного поселка во взаимосвязи с экосистемой.
Формирование у дошкольников представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
формировать у детей представления о деревьях;
познакомить детей с различными деревьями родного поселка(береза, клен, тополь, рябина и др.
Развивающие:
развивать познавательный интерес, любознательность
учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное отношение природе, выделяя деревья, как её составную часть;
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Этапы проекта:
1Подготовительный:
а) постановка цели
б) разработка и содержание учебно-воспитательного процесса-перспективное планирование
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Практический(исследовательский): поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях, чтение рассказов ,пословиц; заучивание стихов о деревьях.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
3. Заключительный: Обобщение результатов работы, презентация проекта
В ноябре месяце родителям был предложен социально – значимый проект «Помоги птицам зимой».
Цель: Формировать общие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму.
Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Задачи
Образовательные
Познакомить детей с зимующими птицами, о роли человека в жизни зимующих птиц;
Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;
Учить узнавать пернатых по внешнему виду;
Обогащать словарный запас детей;
Активизировать познавательную деятельность;
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие
Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
Воспитательные
Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Проект включает в себя три этапа:
Подготовительный этап:
Подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах).
Подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»).
Подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок.
Изготовление родителями кормушек для птиц.
Основной этап
НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.
Наблюдения "Птицы зимой", "Следы птиц".
Опытно-экспериментальная деятельность "Почему птичкам не холодно?" (рассматривание перьев птиц).
Чтение: Н.Грибачева "Ну, морозы, ну, морозы!”, Т. Евдошенко "Берегите птиц", "Зимние гости", Ю.Никонова"Воробьишко", В.Н. Морозов "Птичьи хлопоты".
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Составление рассказов по иллюстрациям
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Экскурсия по территории детского сада.Открытие «Птичьей столовой».Подкормка птиц.
Совместная деятельность родителей и детей
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
Конкурс «Птичья столовая» Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птицЦель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
Подвижные игры, дидактические игры
Заключительный этап
Конкурс кормушек среди родителей.
Развешивание кормушек около своего дома, наблюдение и уход за птицами..
Выставка детских работ.
В течении реализации проекта, слушание музыкальных произведений, чтение стихотворений о птицах, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
«Голоса птиц»;
«Воробей храбрый»;
Организовали выставку «Природа и фантазия».
При такой организации каждый проект становится значимым событием , связующим звеном в воспитательной работе детского сада и семьи.
Сообщение воспитателя «Создание эколого-развивающей среды в ДОО».
Метеостанция- гр.Звездочка
Фитоогород- гр.Капелька
Уголок поля- гр. Солнышко
Огород - гр. Радуга, Ветерок
Деловая игра
Ваша задача – показать знания о жизни растительного и животного мира, о состоянии погоды, приметах по народному календарю.
1 часть. Разминка.
Участники поочередно отвечают на вопрос ведущего.
Вопросы для первой команды
- Как образуется дождь?
2. Что такое туман?
3. У каких древесно-кустарниковых растений в период весны распускаются одновременно цветочные и листовые почки?
4. У каких деревьев раньше всех начинается сокодвижение
5. Почему кукушки не вьют гнёзд и не высиживают птенцов?
6. Почему зайчата всегда дрожат?
7. У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые – фиолетовые?
8. Как называют гнездо белки?
Вопросы для второй команды
1. Как образуется радуга?
2. Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север?
3.Листья какого дерева не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными?
4. Какие бабочки весной пробуждаются и вылетают первыми?
5. Почему стрижи никогда не садятся на землю?
6. Какое дерево «переодевается» то серо-серебристым, то зеленым
7. Какой зверь самый чистоплотный?
8. Почему крапива «жжется»?
(2 часть. Легенды о растениях.
Растения с глубокой древности играют важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество разных историй. Каждое растение имеет свою историю, а очень древняя история превратилась в легенду. Командам предлагаются фотографии растений, участники должны определить их название и рассказать о них легенду.
Ирис
Название растения происходит от греческого слова iris - «радуга». Согласно древнегреческой мифологии богиня радуги Ирис (Ирида) порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Калина
Про калину бытует такая легенда. Были когда-то ягоды калины слаще малины. Красивая девушка полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. Ничего не помогало, и решила тогда она сжечь тот лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там все сгорело. Один только калиновый куст сохранился, политый горючими слезами. А под кустом увидел кузнец заплаканную красавицу. Прикипело его сердце к девушке, влюбился он, но было уже поздно. Вместе с лесом сгорела быстро и красота девушки. А калина вернула парню умение отвечать на любовь, и в глубокой старости видел он образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. Но с тех пор горчить стали ягоды калины, будто слезы неразделенной любви. И пошло поверье, будто букет калины, приложенный к исстрадавшемуся влюбленному сердцу, успокаивает боль.
Лилия
Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Ареса. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры. У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Любовь к ней переняли и христиане, сделав символом Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет её ум; поникшие листья – скромность, нежный аромат – божественность, белый цвет – целомудрие. Согласно преданиям, лилию держал архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа.
Берёза
На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину. Одна из легенд повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако, как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
3 часть. Брей-ринг «Бюро погоды»
Командам выдаются конверты с листочками. На одних написано начало приметы, на других – продолжение. Участники должны быстро и правильно собрать народные приметы.
Обилие снега в январе – к дождливому лету.
Поздний расцвет рябины – к долгой осени.
Обильная роса на траве – к ясной, жаркой погоде.
Синичка с утра начинает пищать – к морозу.
Клевер складывает листочки – к надвигающейся бури.
Много ягод – к холодной зиме.
Лягушки квакают – к дождю.
Если молния сверкает раннею весною, а грома не слышно – летом будет засуха.
4 часть. Решение педагогических ситуаций.
1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.
— Это еще что за капризы?! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила:
— Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
- В начале учебного года был проведен в ДОУ конкурс чтецов в котором приняли участие дети группы «Ручеек». Заняли призовые места.
- В течении учебного года были подготовлены и проведены 6 проектов
Педагогический социально- значимый проект «Посади дерево».
Педагогический социально- значимый проект «Помоги птицам».
Педагогический проект «Что такое Новый год?».
Педагогический проект «Мамочка любимая».
Педагогический проект «Пришла весна. Прилетели птицы».
Педагогический проект «Мой друг светофор».
3.Были проведены утренники
« В гости осень к нам пришла».
« Новый год к нам пришел».
«Мамочка любимая».
«Весна пришла».
4.Родители группы приняли активное участие в изготовлении поделок из природного материала к утреннику « В гости осень к нам пришла».
Поделок к утреннику «Что такое Новый год?».
5.Дидактические игры по математике изготовленные родителями и воспитателями группы.
6.Конкурс «Лучшая кормушка» изготовленные родителями .
7. Конкурс в ДОУ детского рисунка « Пришла весна» (совместная деятельность детей и родителей).
8.Конкурс детского рисунка «9 Мая».
9. Были проведены 4 родительских собрания
«Особенности развития детей четвертого года жизни и основные задачи воспитания».
«Развитие речи младших дошкольников в процессе игровой деятельности».
«Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста».
«Итоги учебного года. Наши интересы и достижения». С участием социального педагога и психолога.
10. Коннова Н.М. провела педсовет «Экология и дети».
11. Арбузова В.Г. обобщила опыт работы по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педагогическому совету "Обеспечение оздоровительной направленности физического воспитания в детском саду"
Наше здоровье держится на трёх китах: - сердечно-сосудистая система, - дыхательная система, - иммунная система. Для поддержания своего здоровья, необходимо с самого детства уделять им большое внимание...
Педагогический проект-как форма работы по правовому воспитанию в детском саду.
В презентации предоставлены материал проекта в старшей группе детского сада по правовому воспитанию....
Доклад на педагогическом совете на тему:«Военно-патриотическое воспитание в детском саду».
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависи...
ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...
Педагогический совет "Экологическое воспитание в детском саду"
Представлен материал для проведения педагогического совета...
Доклад на педагогическом совете на тему « Экологическое воспитание в детском саду»
Иатериал может быть полезен для воспитателей ДОУ...
Педагогическая гостиная для родителей с практическим показом на тему: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Музыкальный руководитель:Файзуллина Ирина Александровна...