Доклад в целях распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание в детском саду"
материал

Лемесова Кристина Дмитриевна

Ну Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей.

 

 Задачи интеллектуального воспитания

-Умственное развитие ребенка;

-Развитие познавательной активности;

-Повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, воображения, восприятия..

Интеллектуального воспитания дошкольников должно осуществляться  в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии.

Содержание интеллектуального воспитания состоит из нескольких направлений:

1.Интеллектуально-познавательное воспитание– развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;

2. Интеллектуально-творческое воспитание-позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл int_vospitanie.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Интеллектуальное воспитание дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей социальной жизни. В наше время повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память.

СЛАЙД 2 Интеллектуальное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях регулируется следующими законами и нормами:

• Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. № 273-ФЗ (ред. от ) («В обр учреждениях должна осуществляться просветительская деятельность - направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, творческого, физического воспитания человека»)

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155). «Одной из основных задач ФГОС является создание условий, обеспечивающее интеллектуальное воспитание личности ребенка, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов.»

• Санитарными правилами СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от )

• Основной образовательной программой МКДОУ д/с №333, составленной на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.).

СЛАЙД 3 Содержание интеллектуального воспитания состоит из нескольких направлений:

1.Интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;

2. Интеллектуально-творческое воспитание- позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.

СЛАЙД 4

Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей.

Задачи интеллектуального воспитания

-Умственное развитие ребенка;

-Развитие познавательной активности;

-Повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, воображения, восприятия..

Интеллектуального воспитания дошкольников должно осуществляться в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии.

СЛАЙД 5

Модуль 1. Традиционные мероприятия

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Утренники

Интеллектуальные игры, викторины

КВН

Квесты

«КВН»,«Любознайка», «Зов джунглей» , «Самый умный»

Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей формой в жизни ребёнка.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Существуют возможности применения данных знаний и умений.

Использование интеллектуальных игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти к познавательной игровой деятельности.

Применение интеллектуальных игр в полной мере соответствует целевым ориентирам дошкольного образования и позволяет сформировать портрет выпускника в соответствии с рекомендациями ФГОС:

1. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире);

2. Способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

3. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Викторины

Олимпиады

Конкурсы городского и международного уровня

«Классики- скоро в школу»

«МИР»

Содержательной основой данных форм познавательной активности детей может стать любая образовательная область.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста, вовлекая в них всех воспитанников

СЛАЙД 6 Модуль 2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Организация интересных и полезных для интеллектуального воспитания ребенка совместных дел ,позволяющие вовлечь детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них.

Опыты

Эксперименты

Проекты

-Проект «Профессии 21 века»

-Проект «Школа»

-Проект «Интеллектуальные игры»

Экологические проекты

.Организация участия детей и родителей в совместных мероприятиях города, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции семьи и детского учреждения.

Различные конкурсы городского уровня: по ПДД, краеведению

СЛАЙД 7 Модуль 3. Взаимодействие с семьей- должно происходить постоянно, в системе

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Индивидуальные беседы с родителями

Взаимодействие с родительским комитетом, Родительские собрания

Родительские клубы

«Дни открытых дверей» Консультации для родителей.

Опросы

Анкетирование

Совместные детско- родительские шоу –«Мой ребенок», «Лучше всех»-очень успешные мероприятия. в которые родители воспитанников активно и с удовольствием вовлекаются. Видят участие и успех своего ребенка

Городские родительские собрания

СЛАЙД 8 Модуль 4. Сетевое взаимодействие- со сторонними организациями с целью интеллектуального воспитания

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Тематические занятия с представителями ГИБДД

Тематические занятия с врачами- стоматологами

Дети с удовольствием принимают участие в данных меропритятиях, для них это необычно и познавательно, когда представитель профессии рассказывает о своей деятельности

Экскурсии в школу №24

Экскурсии в дельфинарий

Экскурсии в дендропарк

Экскурсии в центр «Атом»

Дети познают новое не на картинках, дидактическом или видео материале, а на собственном опыте и восприятии

Интеллектуальные игры и викторины с детьми других детских садов (д\с330) и школы №24.

Потрясающий опыт и для детей, и для педагогов- встреча и интеллектуальная игра с детьми из других учреждений.

СЛАЙД 9 Модуль 5. Развивающая среда

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Развивающая среда по интеллектуальному воспитанию в группе должна быть разнообразна и подобрана с учетом возраста.

На начальном этапе это палочки Кюизенейра, блоки Дьенеша, конструкторы Lego, игры Воскобовича, игры-головоломки; игры по технологии «Соты Кайе».

Также представлены дидактические игры: «Цифры», «Формы», «Ориентация», «Разгадай головоломки», «Ребусы», «Прочитай по первым буквам», «Расшифруй слова».

Отличной системой для развития инженерного мышления детей являются конструкторы «Лего»

В старших группах предлагается детям конструктор «Куборо», Stem игра Робомышь.

В группе есть большое количество энциклопедий на разную тематику.

Есть центр экспериментирования.

Соблюдены следующие принципы:

#1053;асыщенность и содержательность

#1058;рансформируемость пространств. Обеспечение возможности изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации

#1055;олифункциональность материалов #1041;езопасность среды -Соответствие сан-эпид правилам и правилам пожарной безопасности;

#1042;ариативность среды. Периодическая сменяемость игрового материала;

#1044;оступность среды.-свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям

.

СЛАЙД 10 Модуль 6. Образовательная деятельность

Мероприятия внутри ДОО

Мероприятия за пределами ДОО

Непосредственно образовательная деятельность

Активизация познавательной деятельности воспитанников строится с помощью традиционных и нетрадиционных методов и приемов,

а также различных игровых технологий. Умение правильно подобрать игровые методики-залог успешной работы с детьми.

Игры помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний

В своей работе я использую различные методы организации деятельности:

-игры: дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные, интерактивные;

-игры- драматизации;

-игры с правилами;

-беседы;

-разбор проблемных игровых ситуаций;

-использование медиаматериалов;

-чтение художественной литературы;

-экспериментирование и исследование;

-метод проектов

Размещение материалов на сайте детского сада.

Мероприятия города

Инновационная площадка с ИСДП Петерсон

Таким образом можно сделать вывод, что воспитание интеллектуальных компетенций дошкольников- это залог благополучия как отдельно взятого ребенка, так и общества в целом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Лекция "Цели и задачи музыкального воспитания в детском саду"

В материале обозначены основные направления музыкального воспитания детей дошкольного возраста, методики и формы обучения....

Доклад «Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»

quot;Форма организации работы по физическому воспитанию в ДОУ"...

Доклад в целях распространения педагогического опыта «Коллективные интеллектуальные игры как средство реализации ФГОС ДО»

Распространение опыта по проведению интеллектуальных игр , а также    игр, направленных на социально- коммуникативное развитие дошкольников...

Доклад в целях распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание в детском саду"

Цель интеллектуального воспитания-развитие и формирование интеллектуальных способностей.  Задачи интеллектуального воспитания-Умственное развитие ребенка;-Развитие познавательной активности...

Доклад с целью распространения педагогического опыта "Интеллектуальное воспитание дошкольников"

Интеллектуальное воспитание дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подгото...