Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»
методическая разработка

Елена Анатольевна Барамыга

Цели:

повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

 

 

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_nravstvennost_i_paatriotizm.docx159.95 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

  для педагогов ДОУ

«Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»

                   

                               Подготовила: старший воспитатель Е.А. Барамыга

Цели:

повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Ход семинара:

 

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

 Деловая игра для педагогов

1    Игра «Мозговой штурм».

Ведущий: А сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Ответьте на предложенные вам вопросы.

Вопросы педагогам:

1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание? (Это воспитание любви к Родине, себе, близким, окружающему)

2. Сформулируйте цель нравственно-патриотического воспитания  дошкольников. (Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества).

3. Сформулируйте задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• Формирование представлений о Родине как о родной стране, о Москве как столице России;
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова;
• Воспитание нравственно-патриотического чувства через изучение государственной символики России.
• Воспитание чувства уважения к старшим.

2  Игра «Внимательные глазки».

Ведущий: А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:

• Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)
• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
• Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)
• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)

Ведущий: А сейчас вопрос для самых эрудированных.

• Для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково) .
Что такое патриотизм?

(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

 Почему Красная площадь так называется?

(«Красная» - значит красивая)

Что означают три цвета флага? Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

3 . Мыслительная игра «Солнышко»

Как в старину называли дом? (Изба)

Один из православных праздников? (Пасха)

Короткая шутливая песенка? (Частушка)

Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

Население определенной стороны? (Народ)

Страна, в которой человек родился? (Родина)

Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

Человек любящий свою страну? (Патриот)

 4       «Народная мудрость»

Скажите иначе иностранную пословицу, поговорку, найдите русский аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

 «Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

Задание 5: творческое задание -  тренинг на создание образа «Родина».

Предлагаю создать образ Родины.

  • закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
  • подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
  • Коллективная творческая работа «Коллаж «Родина»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ " «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».

Цель проведения: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов дошкольного учреждения по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошколь...

Консультация «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»

Консультация для воспитателей на тему: «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»...

Презентация "Нравственность и патриотизм - важные средства воспитания и обучения"

Презентация к онсультации для педагогов "Нравственность и патриотизм - важные средства воспитания и обучения"...

семинар-практикум для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно-нравственное становление личности ребёнка важный момент. Поэтому необходимо большое внимание уделять привитию у детей любовь к малой родине, уважительное отношение к старшим и много полезных с...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников»

Создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ - как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...

Семинар-практикум для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....