семинар-практикум для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Пикулева Светлана Николаевна

Духовно-нравственное становление личности ребёнка важный момент. Поэтому необходимо большое внимание уделять привитию у детей любовь к малой родине, уважительное отношение к старшим и много полезных советов, найдёте в статье. Материал полезен педагогам, студентам, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_pikulevoy.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п.Агириш

«Духовно – нравственное воспитание

детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов

                              подготовили и провели:

Пикулева С.Н. - воспитатель

Твердова Т.С. – воспитатель

Морозкина О.М. – инструктор по ФК

Тювякина Ю.С. – педагог-психолог

Юркова И.Ю. – муз. руководитель

п.Агириш 2017

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

  1. Совершенствовать работу педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на примере «Чаша» в становлении ребёнка, как социально значимой личности.
  2. Расширять знания воспитателей по вопросу «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», в развитии психологических качеств, обеспечивающих личностно-ориентированное общение педагогов с детьми в разработке свода правил поведения для взрослых и детей.
  3. На примере сказок провести деловую игру «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».
  4. В рамках проекта «Чистый посёлок» придумать и нарисовать плакат с призывом соблюдения чистоты в посёлке для взрослых и детей – как духовно-нравственное становление личности.
  5. Составить план работы на следующий учебный год «Условия для духовно – нравственного развития через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС для детей дошкольного возраста».

Участники семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста:

  1. Ответственные за проведение семинара-практикума:

Творческая группа:

Пикулева С.Н. – воспитатель, руководитель творческой группы

Твердова Т.С. – воспитатель

Тювякина Ю.С. – педагог-психолог

Морозкина О.М. – инструктор по ФК

Юркова И.Ю. – музыкальный руководитель

Тетерина О.А. – воспитатель

  1. Педагоги МАДОУ «Детский сад «Радуга» разных возрастных групп
  2. Совет ветеранов в рамках проекта «Чистый посёлок»

План проведения семинара

  1. Дискуссия на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» – воспитатель Пикулева С.Н.
  2. «Начало духовно – нравственного становления личности ребёнка» (консультация с эл. презентацией) – педагог-психолог Тювякина Ю.С.
  3. Физминутка «Следы» по мотивам мультфильма «Маша и медведь» – инструктор по физической культуре Морозкина О.М.
  4. Деловая игра – Твердова Т.С.
  5. Рисование плаката в рамках проекта «Чистый посёлок» на тему «Чистота снаружи- чистота изнутри».
  6. Составление плана работы на следующий учебный год «Условия для духовно – нравственного развития через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС» для детей дошкольного возраста».
  7. Рефлексия «Вместе весело шагать» – музыкальный руководитель Юркова И.Ю.

Оборудование и материалы

Мультимедийная установка, проектор, 4 сосуда – 2 прозрачных стакана пустые, 1 стакан с чистой водой, 1 стакан с окрашенной чёрной гуашью водой, 2 столовые ложки, разрезные карточки – задания по сказкам, разрезные карточки сводов правил по духовно-нравственному воспитанию для детей и взрослых, ватман, гуашь, кисточки.

Ход семинара

  1. Дискуссия для воспитателей на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» – воспитатель Пикулева С.Н.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Упражнение «Чаша»

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У нас с вами 2 сосуда – один сосуд с чистой водой, а другой сосуд с водой, подкрашенной чёрной краской. Мы с вами поделены на две команды. Одна команда будет наполнять прозрачный стакан чистой водой и говорить добрые ласковые слова ребёнку; другая команда – наполняет прозрачный стакан словами-замечаниями, «ругать» ребёнка. (Педагогами озвучиваются качества, ребёнка).

- Посмотрите, какую чистую, красивую душу, мы можем увидеть у наших детей, говоря ребёнку добрые слова. И как душа черствеет, когда мы часто делаем ребёнку замечания.

- Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.? Чем Вы можете это объяснить? Давайте обсудим несколько вопросов: Кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребёнка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.? 

- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребёнок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала ещё полнее?

- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.

  1. А мы переходим ко второму вопросу «Начало духовно – нравственного становления личности ребёнка». Слово предоставляется педагогу-психологу Тювякиной Ю.С.

Разработка кодекса (свода) правил

«Культура нравственного поведения»

- Сегодня мы обсудили сложную тему воспитания духовности и нравственности. Согласитесь, чтобы заложить основы духовности и нравственности в наших детях, необходимо придерживаться определенных правил нравственного поведения в обществе. Предлагаю Вам создать макет правил нравственного поведения для взрослых – воспитателей, родителей и детей. Вашим группам даны правила нравственного поведения в обществе. Для более быстрой и плодотворной работы озвучим правила: одна группа для взрослых, другая группа – для детей.

- Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание тёплого микроклимата в семье, в группе – всё это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребёнка.

Физкультурная пауза

  1. Для перехода к следующему этапу нашего семинара-практикума проведём физкультурную паузу, которую подготовила инструктор по физической культуре Морозкина О.М. «Следы».

Деловая игра

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

  1. Следующий вопрос нашего семинара-практикума деловая игра «Духовно - нравственное воспитание дошкольников посредством сказки» - Твердова Т.С.

Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка. Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Практическое задание.

(Презентация по сказкам)

Внимательно рассмотрите иллюстрации. Командам нужно дать быстрый ответ из названий сказок, которые воспитывают в детях нравственные качества, придумать мораль сказки.

  1. Рисование плаката в рамках проекта «Чистый посёлок»

Очень важным этапом становления личности ребёнка – дошкольника является бережное отношение к своей малой родине. Предлагаю нарисовать плакат-призыв по соблюдению чистоты в посёлке «Чистота снаружи-чистота изнутри».

  1. Составление плана работы на следующий учебный год «Условия для духовно – нравственного развития через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС» для детей дошкольного возраста».

На следующий учебный год по теме «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС» приготовить следующие мероприятия:

- Разработать проекты:

  • 2 младшая группа «Уроки доброты»;
  • средняя группа «Добрые сердца»;
  • старшая группа «Духовно – нравственное развитие старших дошкольников посредством знакомства с русскими народными играми»
  • подготовительная к школе группа «Духовно – нравственное развитие посредством русских народных праздников».

- Подобрать пословицы и поговорки, способствующие духовно – нравственному воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы.

- Продолжать пополнять предметно - пространственную развивающую среду по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию: дополнение уголка по ХМАО, аллеи славы, «Деревенька», «Поляну сказок».

  1. Рефлексия «Вместе весело шагать» – музыкальный руководитель Юркова И.Ю.

Список использованных интернет-ресурсов

https://www.maam.ru

https://www.pravmir.ru

Приложение 1

Свод правил нравственного поведения

Правила для детей дошкольного возраста

1. Будь приветлив и доброжелателен к окружающим тебя взрослым и детям: здоровайся первым, благодари за помощь и заботу, не забудь вечером попрощаться со всеми.

2. Чаще улыбайся, не капризничай. Умей контролировать свои эмоции.

3. Не огорчай своим поведением взрослых и детей, думай прежде, чем что-то совершить, как расценят твои действия окружающие, будет им приятно это видеть.

4. Умей договариваться в играх, избегай драк, решай проблемы словесно.

5. Используй в своей речи только хорошие слова и добрые выражения.

6. Уважай труд окружающих, помогай взрослым поддерживать порядок.

7. Не обижай того, кто слабее тебя – это тебя не красит. Будь защитником у тех, кто нуждается в помощи.

8. Советуйся с взрослыми по любым своим проблемам и вопросам.

9. Не ври окружающим, будь честным и правдивым.

10. Не жадничай, не хвались. Будь щедрым и скромным.

11. Не ябедничай на других, следи только за своим поведением.

12. Проявляй самостоятельность в самообслуживании.

13. Следи за своим внешним видом и здоровьем.

14. Не забывай поздравлять близких людей с праздниками и делать им сюрпризы своими руками. Помни, внимание дороже всех подарков.

Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада 

1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.

2. Будьте внимательными к чужим проблемам.

3.Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребёнку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.

4. Никогда не унижайте достоинство ребёнка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.

5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребёнка.

6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребёнка, какими бы мизерными они не казались.

7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.

8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.

9. Часто, но обосновано, хвалите ребёнка в присутствии родителей (педагогов).

10. Действуйте исключительно в интересах ребёнка.

11. Помните, что каждый ребенок неповторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребёнка.

12. Верьте и доверяйте ребёнку.

13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребёнка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.

14. Смотрите на происходящее с ребёнком и вокруг него глазами ребёнка, с его детской индивидуальной позиции. 

Приложение 2

  1. Сказки, которые учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми:
  1. Сказки, которые предостерегают: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации:
  1. Сказки, которые учат дружить.
  1. Сказки, в которых есть наказ слушаться родителей:
  1. Сказки, в которых высмеиваются страх и трусость:
  1. Сказки, в которых есть место хитрости:
  1. Сказки, в которых вознаграждается трудолюбие:
  1. Сказки, в которых восхваляется мудрость:
  1. Сказки, в которых поощряется забота о близком:
  1. Сказки, в которых высмеивается жадность:

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семинар-практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошко...

Семинар-практикум для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Семинар практикум деловая игра «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам патриотического воспитания....