семинар-практикум для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Духовно-нравственное становление личности ребёнка важный момент. Поэтому необходимо большое внимание уделять привитию у детей любовь к малой родине, уважительное отношение к старшим и много полезных советов, найдёте в статье. Материал полезен педагогам, студентам, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu_pikulevoy.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п.Агириш
«Духовно – нравственное воспитание
детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов
подготовили и провели:
Пикулева С.Н. - воспитатель
Твердова Т.С. – воспитатель
Морозкина О.М. – инструктор по ФК
Тювякина Ю.С. – педагог-психолог
Юркова И.Ю. – муз. руководитель
п.Агириш 2017
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
- Совершенствовать работу педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на примере «Чаша» в становлении ребёнка, как социально значимой личности.
- Расширять знания воспитателей по вопросу «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», в развитии психологических качеств, обеспечивающих личностно-ориентированное общение педагогов с детьми в разработке свода правил поведения для взрослых и детей.
- На примере сказок провести деловую игру «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».
- В рамках проекта «Чистый посёлок» придумать и нарисовать плакат с призывом соблюдения чистоты в посёлке для взрослых и детей – как духовно-нравственное становление личности.
- Составить план работы на следующий учебный год «Условия для духовно – нравственного развития через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС для детей дошкольного возраста».
Участники семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста:
- Ответственные за проведение семинара-практикума:
Творческая группа:
Пикулева С.Н. – воспитатель, руководитель творческой группы
Твердова Т.С. – воспитатель
Тювякина Ю.С. – педагог-психолог
Морозкина О.М. – инструктор по ФК
Юркова И.Ю. – музыкальный руководитель
Тетерина О.А. – воспитатель
- Педагоги МАДОУ «Детский сад «Радуга» разных возрастных групп
- Совет ветеранов в рамках проекта «Чистый посёлок»
План проведения семинара
- Дискуссия на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» – воспитатель Пикулева С.Н.
- «Начало духовно – нравственного становления личности ребёнка» (консультация с эл. презентацией) – педагог-психолог Тювякина Ю.С.
- Физминутка «Следы» по мотивам мультфильма «Маша и медведь» – инструктор по физической культуре Морозкина О.М.
- Деловая игра – Твердова Т.С.
- Рисование плаката в рамках проекта «Чистый посёлок» на тему «Чистота снаружи- чистота изнутри».
- Составление плана работы на следующий учебный год «Условия для духовно – нравственного развития через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС» для детей дошкольного возраста».
- Рефлексия «Вместе весело шагать» – музыкальный руководитель Юркова И.Ю.
Оборудование и материалы
Мультимедийная установка, проектор, 4 сосуда – 2 прозрачных стакана пустые, 1 стакан с чистой водой, 1 стакан с окрашенной чёрной гуашью водой, 2 столовые ложки, разрезные карточки – задания по сказкам, разрезные карточки сводов правил по духовно-нравственному воспитанию для детей и взрослых, ватман, гуашь, кисточки.
Ход семинара
- Дискуссия для воспитателей на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» – воспитатель Пикулева С.Н.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Упражнение «Чаша»
- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить? У нас с вами 2 сосуда – один сосуд с чистой водой, а другой сосуд с водой, подкрашенной чёрной краской. Мы с вами поделены на две команды. Одна команда будет наполнять прозрачный стакан чистой водой и говорить добрые ласковые слова ребёнку; другая команда – наполняет прозрачный стакан словами-замечаниями, «ругать» ребёнка. (Педагогами озвучиваются качества, ребёнка).
- Посмотрите, какую чистую, красивую душу, мы можем увидеть у наших детей, говоря ребёнку добрые слова. И как душа черствеет, когда мы часто делаем ребёнку замечания.
- Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.? Чем Вы можете это объяснить? Давайте обсудим несколько вопросов: Кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребёнка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.?
- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребёнок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала ещё полнее?
- Благодарю за Ваши высказывания и суждения. Нам, взрослым, есть над чем задуматься и изменить отношение к решению данной проблемы.
- А мы переходим ко второму вопросу «Начало духовно – нравственного становления личности ребёнка». Слово предоставляется педагогу-психологу Тювякиной Ю.С.
Разработка кодекса (свода) правил
«Культура нравственного поведения»
- Сегодня мы обсудили сложную тему воспитания духовности и нравственности. Согласитесь, чтобы заложить основы духовности и нравственности в наших детях, необходимо придерживаться определенных правил нравственного поведения в обществе. Предлагаю Вам создать макет правил нравственного поведения для взрослых – воспитателей, родителей и детей. Вашим группам даны правила нравственного поведения в обществе. Для более быстрой и плодотворной работы озвучим правила: одна группа для взрослых, другая группа – для детей.
- Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание тёплого микроклимата в семье, в группе – всё это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребёнка.
Физкультурная пауза
- Для перехода к следующему этапу нашего семинара-практикума проведём физкультурную паузу, которую подготовила инструктор по физической культуре Морозкина О.М. «Следы».
Деловая игра
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»
- Следующий вопрос нашего семинара-практикума деловая игра «Духовно - нравственное воспитание дошкольников посредством сказки» - Твердова Т.С.
Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка. Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Практическое задание.
(Презентация по сказкам)
Внимательно рассмотрите иллюстрации. Командам нужно дать быстрый ответ из названий сказок, которые воспитывают в детях нравственные качества, придумать мораль сказки.
- Рисование плаката в рамках проекта «Чистый посёлок»
Очень важным этапом становления личности ребёнка – дошкольника является бережное отношение к своей малой родине. Предлагаю нарисовать плакат-призыв по соблюдению чистоты в посёлке «Чистота снаружи-чистота изнутри».
- Составление плана работы на следующий учебный год «Условия для духовно – нравственного развития через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС» для детей дошкольного возраста».
На следующий учебный год по теме «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС» приготовить следующие мероприятия:
- Разработать проекты:
- 2 младшая группа «Уроки доброты»;
- средняя группа «Добрые сердца»;
- старшая группа «Духовно – нравственное развитие старших дошкольников посредством знакомства с русскими народными играми»
- подготовительная к школе группа «Духовно – нравственное развитие посредством русских народных праздников».
- Подобрать пословицы и поговорки, способствующие духовно – нравственному воспитанию дошкольников для каждой возрастной группы.
- Продолжать пополнять предметно - пространственную развивающую среду по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию: дополнение уголка по ХМАО, аллеи славы, «Деревенька», «Поляну сказок».
- Рефлексия «Вместе весело шагать» – музыкальный руководитель Юркова И.Ю.
Список использованных интернет-ресурсов
Приложение 1
Свод правил нравственного поведения
Правила для детей дошкольного возраста
1. Будь приветлив и доброжелателен к окружающим тебя взрослым и детям: здоровайся первым, благодари за помощь и заботу, не забудь вечером попрощаться со всеми.
2. Чаще улыбайся, не капризничай. Умей контролировать свои эмоции.
3. Не огорчай своим поведением взрослых и детей, думай прежде, чем что-то совершить, как расценят твои действия окружающие, будет им приятно это видеть.
4. Умей договариваться в играх, избегай драк, решай проблемы словесно.
5. Используй в своей речи только хорошие слова и добрые выражения.
6. Уважай труд окружающих, помогай взрослым поддерживать порядок.
7. Не обижай того, кто слабее тебя – это тебя не красит. Будь защитником у тех, кто нуждается в помощи.
8. Советуйся с взрослыми по любым своим проблемам и вопросам.
9. Не ври окружающим, будь честным и правдивым.
10. Не жадничай, не хвались. Будь щедрым и скромным.
11. Не ябедничай на других, следи только за своим поведением.
12. Проявляй самостоятельность в самообслуживании.
13. Следи за своим внешним видом и здоровьем.
14. Не забывай поздравлять близких людей с праздниками и делать им сюрпризы своими руками. Помни, внимание дороже всех подарков.
Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада
1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.
2. Будьте внимательными к чужим проблемам.
3.Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребёнку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.
4. Никогда не унижайте достоинство ребёнка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.
5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребёнка.
6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребёнка, какими бы мизерными они не казались.
7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.
8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.
9. Часто, но обосновано, хвалите ребёнка в присутствии родителей (педагогов).
10. Действуйте исключительно в интересах ребёнка.
11. Помните, что каждый ребенок неповторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребёнка.
12. Верьте и доверяйте ребёнку.
13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребёнка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.
14. Смотрите на происходящее с ребёнком и вокруг него глазами ребёнка, с его детской индивидуальной позиции.
Приложение 2
- Сказки, которые учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми:
- Сказки, которые предостерегают: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации:
- Сказки, которые учат дружить.
- Сказки, в которых есть наказ слушаться родителей:
- Сказки, в которых высмеиваются страх и трусость:
- Сказки, в которых есть место хитрости:
- Сказки, в которых вознаграждается трудолюбие:
- Сказки, в которых восхваляется мудрость:
- Сказки, в которых поощряется забота о близком:
- Сказки, в которых высмеивается жадность:
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Петушок и бобовое зёрнышко»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"
В материале раскрываются этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Семинар-практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошко...
Семинар-практикум для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Семинар-практикум по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Семинар практикум деловая игра «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам патриотического воспитания....