Семинар-практикум для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Елена  Анатольевна Гладких

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx626.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Эрхирикский детский сад «Ручеек»

Һургуулиин урдахи болбосоролой нютагай засагай

бэеэ дааһан эмхи зургаан

Эрхирэгэй хүүгэдэй сэсэрлиг «Ручеек»

«Духовно – нравственное воспитание

детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов

Подготовила:

музыкальный руководитель

Гладких Е.А.

2024 год

«Духовно – нравственное воспитание

детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

  1. Совершенствовать работу педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на примере упражнения «Чаша» в становлении ребёнка, как социально значимой личности.
  2. Расширять знания воспитателей по вопросу «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», в развитии психологических качеств, обеспечивающих личностно-ориентированное общение педагогов с детьми в разработке свода правил поведения для взрослых и детей.
  3. На примере сказок провести деловую игру «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».

Участники семинара-практикума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста:

Педагоги МАДОУ Эрхирикский детский сад «Ручеек»

План проведения семинара

  1.  «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» по ФГОС. Упражнение «Чаша».
  2.  Разработка кодекса (свода) правил. «Культура нравственного поведения».
  3. Тест «Добрый ли вы человек?»        
  4. Разминка «Караван».
  5. Практическое задание  «Сказки»

Оборудование и материалы

1) 4 сосуда – 2 прозрачных стакана, 1 стакан с чистой водой, 1 стакан с окрашенной чёрной гуашью водой, 2 столовые ложки.

2) Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»

Ход семинара

  1. Дискуссия для воспитателей на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» F:\открытое 24 год\с12.jpg

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Упражнение «Чаша»

- Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своих воспитанников? Какими качествами вы хотели бы их наделить?

У нас с вами 2 сосуда – один сосуд с чистой водой, а другой сосуд с водой, подкрашенной чёрной краской. Мы с вами поделены на две команды. Одна команда будет наполнять стакан чистой водой и говорить добрые ласковые слова ребёнку; F:\открытое 24 год\с10.jpg

- другая команда – наполняет стакан словами-замечаниями, «ругать» ребёнка. (Педагогами озвучиваются качества, ребёнка).

- Посмотрите, какую чистую, красивую душу, мы можем увидеть у наших детей, говоря ребёнку добрые слова. И как душа черствеет, когда мы часто делаем ребёнку замечания. F:\открытое 24 год\с8.jpg

- Дети при разговорах всегда наделяют себя положительными качествами. Вы тоже, как мы видим, хотите наделить детей только хорошими качествами. Тогда возникает противоречие: почему же в наших детях часто мы наблюдаем проявление такого негатива, как агрессия, злость, жадность и т.п.? Чем Вы можете это объяснить? Давайте обсудим несколько вопросов: Кто оказывает первостепенную роль на формирование у ребёнка общечеловеческих ценностей, таких как доброта, справедливость, щедрость, милосердие, любовь и т.д.? 

- Какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребёнок, что бы эта «чаша» не расплескалась, не разбилась, а стала ещё полнее?F:\открытое 24 год\с6.jpg

- Благодарю за Ваши высказывания и суждения.

2. Разработка кодекса (свода) правил

«Культура нравственного поведения»

- Сегодня мы обсуждаем сложную тему воспитания духовности и нравственности. Согласитесь, чтобы заложить основы духовности и нравственности в наших детях, необходимо придерживаться определенных правил нравственного поведения в обществе. Предлагаю Вам создать свод правил нравственного поведения для взрослых – воспитателей, родителей и детей. Вашим группам даны правила нравственного поведения в обществе. Для более быстрой и плодотворной работы озвучим правила: одна группа -  для взрослых, другая группа – для детей.

 Свод правил нравственного поведения

Правила для детей дошкольного возраста

1. Будь приветлив и доброжелателен к окружающим тебя взрослым и детям: здоровайся первым, благодари за помощь и заботу, не забудь вечером попрощаться со всеми.

2. Чаще улыбайся, не капризничай. Умей контролировать свои эмоции.

3. Не огорчай своим поведением взрослых и детей, думай прежде, чем что-то совершить, как расценят твои действия окружающие, будет им приятно это видеть.

4. Умей договариваться в играх, избегай драк, решай проблемы словесно.

5. Используй в своей речи только хорошие слова и добрые выражения.

6. Уважай труд окружающих, помогай взрослым поддерживать порядок.

7. Не обижай того, кто слабее тебя – это тебя не красит. Будь защитником у тех, кто нуждается в помощи.

8. Советуйся с взрослыми по любым своим проблемам и вопросам.

9. Не ври окружающим, будь честным и правдивым.

10. Не жадничай, не хвались. Будь щедрым и скромным.

11. Не ябедничай на других, следи только за своим поведением.

12. Проявляй самостоятельность в самообслуживании.

13. Следи за своим внешним видом и здоровьем.

14. Не забывай поздравлять близких людей с праздниками и делать им сюрпризы своими руками. Помни, внимание дороже всех подарков.


Правила для родителей, воспитателей и работников детского сада 

1. Будьте хорошим примером для детей и окружающих взрослых.

2. Будьте внимательными к чужим проблемам.

3.Будьте вежливы, приветливы ко всем. Оказывайте каждому ребёнку каждый день максимум внимания, ласки, доверия и любви.

4. Никогда не унижайте достоинство ребёнка, не высмеивайте его неудачи, не критикуйте. Во всех проблемах умейте найти справедливое решение.

5. Умейте понимать, чувствовать и принимать каждого ребёнка.

6. Всегда эмоционально откликайтесь на проблемы каждого ребёнка, какими бы мизерными они не казались.

7. Искренне радуйтесь успехам и достижениям малыша.

8. Умейте видеть и отмечать в ребенке его лучшие качества и достижения.

9. Часто, но обосновано, хвалите ребёнка в присутствии родителей (педагогов).

10. Действуйте исключительно в интересах ребёнка.

11. Помните, что каждый ребенок неповторим. Научитесь видеть и выявлять возможности и способности каждого ребёнка.

12. Верьте и доверяйте ребёнку.

13. Избегайте принуждения, насилия, подавления воли ребёнка, предоставляйте ему свободу выбора в той или иной ситуации.

14. Смотрите на происходящее с ребёнком и вокруг него глазами ребёнка, с его детской индивидуальной позиции. 

- Помните, доброжелательная улыбка взрослого, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание тёплого микроклимата в семье, в группе – всё это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребёнка.

3. Тест «Добрый ли вы человек?»        

Все люди  разные: одни бескорыстны и легко жертвуют чем – то ради другого человека, другие же напротив – больше ценят собственные нужды.   Удается ли вам быть всегда бескорыстными и внимательными к окружающим?  Ответ на поставленный вопрос должен быть однозначным: да или нет. F:\открытое 24 год\с7.jpg

1. При наличии «лишних»  денег,  потратили ли бы вы их  на  подарки друзьям?  Да __  Нет __

2. Знакомый человек жалуется вам на собственные «неурядицы». Дадите ли вы ему понять,  что вас это мало интересует, даже если это так? Да __  Нет __

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?   Да __  Нет __

4. Часто ли вы говорите комплименты людям, просто чтобы поднять им  настроение?  Да __  Нет __

5. Любите ли вы злые шутки?  Да __  Нет __

6. Вы злопамятны?  Да __  Нет __

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не  интересует?  Да __  Нет __

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?  Да __  Нет __

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?  Да __  Нет __

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?  Да __  Нет __

11. Вы охотно выполняете просьбы?  Да __  Нет __

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?  Да __  Нет __

За ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11  поставьте себе один балл, а за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы хорошо воспитаны, приятны в общении, легко ладите с   людьми. У вас много друзей, но иногда вы жертвуете своими интересами в пользу других,  пожалуй, вам стоит научиться иногда, говорить «Нет».

4-8 баллов.  Ваше доброе отношение к людям проявляется не всегда. Добры вы только с теми, кто вам нравится. Вы точно знаете, чего хотите. Вы хороший и верный друг.  Вы неконфликтный человек, и стараетесь избегать общения с неприятными вам людьми, но, пожалуй, вам стоит быть немного мягче в общении с ними. 

Меньше 4 баллов. Вы явно выраженный интроверт. Для вас это трудно, но нужно стараться быть мягче с людьми, даже если они вам не нравятся.

Мы с вами прошли небольшой тест, чтобы лучше узнать себя, но не стоит забывать: в жизни все намного сложнее, чем кажется, и каждый человек индивидуален.  Не бывает однозначно добрых или злых людей. И мы как никто это понимаем. У нас достаточно сложная работа, которая  порою требует мобилизации всех наших душевных сил, и именно наша доброта и доверие к нам наших воспитанников помогает нам справиться с любой нестандартной ситуацией. 

Работая с детьми, мы часто обращаемся к народной мудрости. К неоценимому знанию, оставленному нашими предками, к пословицам, к музыке и искусству.

Вспомните, пословицы о доброте, которые вы используете в работе по привитию основ нравственности детям (ответы на заданный вопрос).

Сразу мы их не вспомнить не можем,  поэтому я подготовили для вас блиц – памятку с пословицами о доброте. 

 Пословицы о доброте

Доброму слову – добрый ответ.

Доброму везде добро.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добрый привет и кошке приятен.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Как аукнется, так и откликнется.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Чем богаты, тем и рады.

Других не суди, на себя погляди.

Чего в других не любишь, того сам не делай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Друзья познаются в несчастье.

Любишь взять – люби и дать.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добро век не забудется.

Ласковое слово и бурю укрощает.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Плох человек, коли добра не помнит.

Не спеши карать, спеши миловать.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помниться.

Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.

Слово лечит – слово и ранит

4. А теперь, я предлагаю вам  расслабиться, но делать мы это будем, помогая друг другу с помощью  массажного  комплекса «Караван»

Правила: Встаньте в круг друг за другом. Я озвучиваю  действия, а вы  слушаете и выполняете их.

Шел по пустыне караван (сложить пальцы  рук в кулаки и имитировать ими

шаги вдоль спины).

На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживать кулаками вдоль

спины, каждое движение сопровождать  глубоким вздохом «АХ»).

На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживать кулаками вдоль

спины,  каждое движение сопровождать вздохом «ОХ»).F:\открытое 24 год\с4.jpg

А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги,

сопровождать их звуками «ИХ-ИХ»). 

Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладить спину кистями рук в указанных направлениях.

Ветер стал таким сильным (движения  быстрее и интенсивнее, что в глазаF:\открытое 24 год\с5.jpg

всадникам начал попадать песок (выполнить пальцами точечные нажимы на

спину). 

И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитировать быстрые шаги вдоль спины, потом красавица ОХ (выполнить те же движения, но легче, затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитировать двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).

Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом

(кулаками обеих рук имитировать столкновения).

Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживать спину ладонями слева направо и справа налево, но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживать спину ладонями сверху вниз).

Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживать ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).

5. Деловая игра

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки»

Следующий вопрос нашего семинара-практикума деловая игра «Духовно - нравственное воспитание дошкольников посредством сказки». 

«Жили – были», - каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка. Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Практическое задание.

(Презентация по сказкам)

Внимательно рассмотрите иллюстрации. Командам нужно дать быстрый ответ из названий сказок, которые воспитывают в детях нравственные качества, придумать мораль сказки.

1 – й слайд сказка «Теремок», (дружба)

2 –й слайд «Репка» (трудолюбие)

3 – й слайд «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси Лебеди» (слушать наказ старших)

4 – й слайд «Лиса и волк», «Лиса и журавль» (хитрость)

5 – й слад «Мужик и медведь» (мудрость)

6- й слайд  «Бобовое зёрнышко» (поощряется забота о близком)

7 – й слайд сказка «Морозко» (высмеивается жадность)

8- й слайд сказка «У страха глаза велики» (высмеиваются страх и трусость).

Спасибо всем педагогам за активное участие в семинаре – практикуме!

А в своих группах вы можете разработать проекты: например,

2 младшая группа «Уроки доброты»;

средняя группа «Добрые сердца»; 

старшая группа «Духовно – нравственное развитие старших дошкольников посредством знакомства с русскими и бурятскими народными играми»;

подготовительная к школе группа «Духовно – нравственное развитие посредством русских и бурятских народных праздников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

семинар-практикум для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Духовно-нравственное становление личности ребёнка важный момент. Поэтому необходимо большое внимание уделять привитию у детей любовь к малой родине, уважительное отношение к старшим и много полезных с...

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Доклад для педагогов: "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема духовно - нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщить ребёнка к красоте, развивать его творческие способности,...

Доклад для педагогов: "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

В настоящее время проблема духовно - нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщить ребёнка к красоте, развивать его творческие способности,...