Семинар - практикум для педагогов ДОУ " «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».
учебно-методический материал на тему
Цель проведения: повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов дошкольного учреждения по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 76.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Вишенка» с.Красное»
Симферопольского района Республики Крым
Почтовый адрес: 297522, ул.Комсомольская, дом 11 «а», с.Красное
Симферопольский район, Республика Крым, РФ
Семинар- практикум
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации».
Дата проведения: 08.04.2016
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
План проведения
I часть. Информационная.
- Вступительное слово о значении поставленной проблемы.
Старший воспитатель Дубина В.А.
1.2. Определение цели, задач патриотического воспитания дошкольников. Содержание работы по возрастным группам.
Старший воспитатель Дубина В.А.
Воспитатели возрастных групп. (Парманкулова Т.В. ,Заскокина Ю.М., Джемилова Ш.Э., Геращенко Н.Ю.)
1.3 Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством музыкального воспитания. Музыкальные руководители. Исмаилова Э.К., Евченко С.А.
1.4. Модель формирования патриотических чувств дошкольников. Презентация. Старший воспитатель Дубина В.А.
II часть. Практическая.
2.1. Анализ результатов анкетирования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
2.2. Задание № 1. Педагогам предлагается по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что….».
2.3. Игра КВН на тему: «История, традиции и культура народов России»
2.4. КВН «Устное народное творчество в патриотическом воспитании дошкольников».
2.5. Музыкальная минутка: «Попурри из песен народов Крыма» (музыкальные руководители)
2.6. Задание № 2. Предлагается педагогам разбиться на группы и нарисовать символ (эмблему понятия «патриотизм, Родина»). Затем каждая команда поясняет, почему она изобразила данное понятие именно так.
III. Домашнее задание. Оформить уголок патриотического воспитания в своей группе. Представить формы работы с детьми по патриотическому воспитанию в своей группе (открытые мероприятия)
IV. Обмен мнениями.
V. Завершение.
Вступительное слово на семинаре- практикуме
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению».
Старший воспитатель Дубина В.А.
Уважаемые коллеги!
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов, живущих в Крыму. Сформированность нравственных ценностей является важным показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?
Определим цель патриотического воспитания. Напомню, что цель – это то, к чему надо стремиться. Через патриотическое чувство мы будем воспитывать личность, гражданина своей страны.
На основе нормативно-правовых документов можно определить цель патриотического воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение.
Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральные законы РФ: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
- Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 о концепции национальной безопасности РФ.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» 2001-2005.
- Проект Национальной доктрины образования в РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
Итак, заказ государства – это воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего народа.
Основные задачи:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе родного края.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Сопутствующие задачи:
- Задачи нравственного воспитания:
- воспитание чувства доброты, сопричастности к сопереживанию других, умения прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается;
- воспитание чувства уважения к старшему поколению;
- формирование умения толерантного отношения к другим.
2. Задачи эстетического воспитания:
- воспитание эстетических чувств к окружающему миру;
- бережное и созидательное отношение к природе.
3. Задачи интеллектуального воспитания:
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие умения анализировать происходящие события.
4. Задачи физического воспитания:
- развитие физических качеств, будущих защитников своей Родины (сила, ловкость, выносливость, гибкость);
- развитие морально-волевых качеств (храбрость, смелость, целеустремленность, решительность).
5. Задачи трудового воспитания:
- бережное отношение к продуктам своего труда;
- добросовестное отношение к любой работе;
- добиваться поставленной цели;
- уметь доводить дело до конца;
- формирование навыков коллективного труда;
- желание трудиться систематически.
Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.
В первой младшей группе формируются:
- навыки самообслуживания;
-воспитание доброжелательности;
-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);
- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках
- благожелательные взаимоотношения в группе
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
В средней группе формируются:
- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;
- доброжелательные отношения в группе;
- чувство долга;
- навыки вежливого обращения;
- представления о родственных отношениях в семье.
В старшей группе формируются:
- взаимоотношения в группе;
- межличностные отношения;
Умение оценивать свои поступки и поступки других;
- интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе, взаимовыручке;
- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
В подготовительной группе формируются:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;
- умение вежливого обращения к окружающим;
- умение давать самооценку своих возможностей;
- освоение позиции ученика, члена коллектива;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- стремление к учебе;
- представление о долге.
Игра КВН: «История, традиции и культура народов России»
Вопросы к участникам:
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
(государство)
2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
(флаг)
3. Официальная эмблема государства?
(герб)
4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
(семья)
5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
(страна)
6. Что такое патриотизм?
( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)
7. Кто основал Москву?
(князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)
8. Какой город был столицей России и почему его так назвали?
9. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? ( нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)
10. Почему Красная площадь так называется?
(«Красная» — значит красивая)
Дидактическая игра: «Назови правильно»
Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.
Участники должны назвать то, что изображено.
Дидактическая игра: «Разрезная картинка»
Собрать разрезную картинку, с изображением достопримечательностей Крыма и назвать ее.
«Пословицы о Родине»
Золоту — старости нет, Родине — цены нет.
Всякому мила своя сторона.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
Человек без Родины — что соловей без песни.
Анкета для педагогов
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Ф.И.О.___________________________________________________________
1.Какое место, на Ваш взгляд, занимает нравственно-патриотическое воспитание в основных линиях развития дошкольника (физическая, познавательная, социально-нравственная, художественно-эстетическая). Выберите свой вариант из представленных ниже.
А) основное место указанной проблемы в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как
Б) познавательного развития __________________________________________________________________________
В) частично решается в каждой из линий развития дошкольника
Г) эта задача не настолько глобальна, чтобы отводить ей такое место в развитии дошкольников __________________________________________________________________________
Д) моё мнение об этой задаче таково: __________________________________________________________________________
2.Как Вы понимаете термин «патриотизм»? Выберите свой вариант ответа.
А) это любовь к Родине, малой Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Б) патриотизм – это личная устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В) патриотизм – это значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, в отношении к своему народу, его истории, культуре, государству.
Г) на наш взгляд, патриотизм – это ____________________________________________
3.Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника? Выберите свой вариант.
А) воспитание у детей любви и уважения к родному дому, городу, стране, её жителям
Б) формирование общественно значимых ориентаций, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.
В) развитие высокой социальной активности, гражданской духовности, становление граждан, обладающих позитивными качествами, способных проявить их в созидательном процессе укрепления и развития Отечества.
Г) На наш взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является _________________________________________________________________________
4.В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания дошкольников? Выберите свой вариант.
А) традиционные формы работы, используемые в реализации задач любого раздела воспитания и обучения, такие как _________________________________________________________________________
Б) из нетрадиционных наиболее эффективными, на наш взгляд, будут __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В)по вопросу выбора форм работы с детьми наше мнение таково
5.Вы предпочитаете работу над данной проблемой в форме _______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании дошкольников»
Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников...
"Экологическое воспитание дошкольников – формы и методы работы с учетом ФГОС".
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские в...
«Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы, примеры игр»
Материал по экологическому воспитанию и образованию дошкольников....
Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы.
Экологическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы....
Семинар-практикум для педагогов «Гендерный подход к воспитанию дошкольников. Девочки и мальчики абсолютно разные»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104» Семинар-практикум для педагогов «Гендерн...
Семинар – практикум для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Формы и методы работы. Пути реализации»
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и ...