Консультация «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»
методическая разработка
Консультация для воспитателей на тему:
«Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennost_i_patriotizm_-_vazhnye_sredstva_vospitaniya_i_obucheniya.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так,
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности:
-Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.
-Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
-Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм. Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
-Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.
-В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОСДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания, патриотизма дошкольника. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Определение понятий «патриотизм», «нравственность» и «нравственно-патриотическое воспитание»
Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Понятие патриотизм многогранно, включает в себя следующие компоненты:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Задачи патриотического воспитания:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников
-воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам),
-к детскому саду (воспитателям, друзьям),
-к родному городу,
-к родной стране (ее столицы, символики).
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Средства патриотического воспитания
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны.
Средства нравственно-патриотического воспитания:
- Художественные средства:
- Художественная литература
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Кино
- Окружающая обстановка (социум):
- Эмоциональное благополучие
- Любовь окружающих взрослых и сверстников
- Собственная деятельность детей:
Игровая
Познавательная
Трудовая
Творческая
Коммуникативная
- Природа:
Живая природа
Неживая природа
Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:
1) аудиальные - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;
2) визуальные - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;
3) кинестетические - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.
Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.
Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников
Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту):
- Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
- Чтение сказок.
- Работа в книжном уголке
- Ручной труд.
- Изготовление подарков.
- Выставки и экспозиции.
- Развлечения, досуги, праздники, концерты.
- Совместная проектная деятельность.
- «Уроки доброты».
- Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).
- Инсценировки, театрализации.
- Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
- Создание фотоальбомов.
Условия реализации нравственно-патриотического воспитания:
- создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.)
- опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);
- эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
- взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
- организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
- сотрудничество с семьей.
Большое значение имеет работа с семьей, среди которой можно выделить следующие формы:
- Консультации и беседы.
- Круглые столы.
- Организация фотовыставок («Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», и т.п.)
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).
- Поддержание групповых традиций (чаепития, утренники).
- Организация встреч с «интересными людьми».
- Родительский клуб.
- Оформление информационных стендов.
- Семейные экскурсии по району, городу.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации ценностей и понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Рекомендации для педагогов и родителей
- Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
- Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
- Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
- Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
- Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
- Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Игра – важное средство воспитания детей
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна тво...
Консультация для воспитателей "Театр как важное средство воспитания дошкольников"
Цель проведения консультации:знакомство воспитателей с особенностями театральной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи проведения:Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её про...
Презентация "Нравственность и патриотизм - важные средства воспитания и обучения"
Презентация к онсультации для педагогов "Нравственность и патриотизм - важные средства воспитания и обучения"...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»
Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания вызвать интерес педагогов к этой проблеме. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон &laqu...
Консультация для родителей "Игрушка- одно из важнейших средств воспитания".
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет....
Доклад на тему: "Игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек"
laquo;Игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек»...