Консультация «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»
методическая разработка

Ковтун Жанна Ивановна

Консультация для воспитателей на тему:

 

«Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В. А. Сухомлинский

           В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

           Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

           Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма

        Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет свои особенности:

-Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.

-Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

-Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечивают связь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм. Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

-Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

-В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «подвиг» и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

         В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

         В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

            В содержании ФГОСДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания, патриотизма дошкольника. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Определение понятий «патриотизм», «нравственность» и «нравственно-патриотическое воспитание»

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Понятие патриотизм многогранно, включает в себя следующие компоненты:

- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Задачи патриотического воспитания:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Этапы воспитания патриотических чувств у дошкольников

-воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам),

-к детскому саду (воспитателям, друзьям),

-к родному городу,

-к родной стране (ее столицы, символики).

         Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.

           Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начинать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

                   Средства патриотического воспитания

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны.

            Средства нравственно-патриотического воспитания:

  1. Художественные средства:
  • Художественная литература
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Кино
  1. Окружающая обстановка (социум):
  • Эмоциональное благополучие
  • Любовь окружающих взрослых и сверстников
  1. Собственная деятельность детей:

Игровая

Познавательная

Трудовая

Творческая

Коммуникативная  

  1. Природа:

Живая природа

Неживая природа

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

1) аудиальные - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2) визуальные - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;

3) кинестетические - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа.

Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту):

  • Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
  • Чтение сказок.
  • Работа в книжном уголке
  • Ручной труд.
  • Изготовление подарков.
  • Выставки и экспозиции.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Совместная проектная деятельность.
  • «Уроки доброты».
  • Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).
  • Инсценировки, театрализации.
  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
  • Создание фотоальбомов.

Условия реализации нравственно-патриотического воспитания:

  • создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.)
  • опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);
  • эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
  • взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
  • организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
  • сотрудничество с семьей.

Большое значение имеет работа с семьей, среди которой можно выделить следующие формы:

  • Консультации и беседы.
  • Круглые столы.
  • Организация фотовыставок («Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», и т.п.)
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций, поделок).
  • Поддержание групповых традиций (чаепития, утренники).
  • Организация встреч с «интересными людьми».
  • Родительский клуб.
  • Оформление информационных стендов.
  • Семейные экскурсии по району, городу.

          Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации ценностей и понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

                                                                                                         С. Михалков

Рекомендации для педагогов и родителей

  • Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.
  • Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  • Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.
  • Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
  • Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
  • Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Игра – важное средство воспитания детей

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна тво...

Консультация для воспитателей "Театр как важное средство воспитания дошкольников"

Цель проведения консультации:знакомство воспитателей с особенностями театральной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи проведения:Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её про...

Презентация "Нравственность и патриотизм - важные средства воспитания и обучения"

Презентация к онсультации для педагогов "Нравственность и патриотизм - важные средства воспитания и обучения"...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»

Цели:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания вызвать интерес педагогов к этой проблеме.  С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон &laqu...

Консультация для родителей "Игрушка- одно из важнейших средств воспитания".

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет....

Доклад на тему: "Игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек"

laquo;Игрушка как важнейшее средство воспитания и обучения детей. Система психолого- педагогической экспертизы детских игр и игрушек»...