Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)
Создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_ekologicheskaya.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.О. Клин
Семинар-практикум для педагогов
«Экологическая тропа в ДОУ
-как средство экологического воспитания дошкольников»
Воспитатель: Гришанова М.Н.
2018год.
Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
Задачи:
Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;
Разработать план работы педагогов в данном направлении.
Ход семинара:
Уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологическая тропа в ДОУ, как средство экологического образования дошкольников»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
И так что же такое Экология? (ответы педагогов)
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?
Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
- уголок природы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.
Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
- уголок природы в группе; участок детского сада.
Что должно быть в уголке природы?
- Растения, инвентарь по уходу за растениями уголка; календарь природы; детские рисунки.
Что должно быть на участке детского сада?
- Деревья, кустарники, цветники, огород.
Какие методы используются для экологического воспитания детей?
- Наглядные, практические, словесные.
Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
- Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.
Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
- Игра; элементарные опыты; моделирование.
Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
- Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.
Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.
- Наблюдение.
Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.
- Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (в старшем возрасте).
Педагогическая гармошка:
Для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я передаю вам по кругу в виде гармошки. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании
используется термин «экологическая тропинка».
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Формы работы по экологической тропе:
- Наблюдение за природой и жителями экологической тропы;
- Ролевые и имитационные экологические игры.
- Исследовательская деятельность.
- Ситуации эстетического восприятия природы.
- Дидактические экологические игры.
- Продуктивная и художественная деятельность.
Система экскурсий-путешествий по экологической тропе планируется в соответствии с требованиями ФГОС. Типовой образовательной программой дошкольного воспитания и экологической программой.
Экскурсии - путешествия строятся на интегративной основе: на тропе с детьми необходимо обсуждать, наблюдать, рассматривать, анализировать, играть, а свои впечатления об увиденном, дети выражают в непосредственной образовательной деятельности.
Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы согласно возрасту детей.
Работа по экологической тропе ведется в течение года, исходя из принципов сезонности. Продолжительность экскурсий - путешествий зависит от возрастных особенностей:
- младший возраст - 15-20 мин.
- старший возраст - до 30 мин.
к одному или нескольким объектам.
Надо помнить, что на экологической тропе все должно быть разнообразным, привлекательным и доступным для детей.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Решение педагогических ситуаций.
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. Раздать каждой команде по 1 ситуации. На решение отводится 5 минут.
1.На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
2.Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?
3.Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
4. Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации? Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Увидел грача – весну встречай.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Любишь кататься – люби и саночки возить.
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологической тропинкой в ДОУ.
Спасибо за внимание. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников
Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...
Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....
консультация для педагогов «Мини-музей «Русская изба»-как средство патриотического воспитания дошкольников»
консультация для педагогов о пользе Мини-музея Русская изба и о испотзовании его в НОД...
Фотоколлаж семинар-практикум учителей-дефектологов, педагогов психологов ДОУ "Арт-педагогика как средство развития,коррекции, воспитания и социализации детей с ОВЗ
мастер-класс для педагогов...
Экологическая тропа в ДОУ, как средство всестороннего развития дошкольников
Экологическая тропа в детсом саду...
Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ - как средство экологического воспитания дошкольников»
Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...
Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников» (развернутый план).
Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...