Исследование межличностных отношений детей в группе
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Выступление на «Педагогическом аукционе»
Игры для улучшения межличностных отношений детей в группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете «Педагогический аукцион»
Тема:«Исследование межличностных отношений детей в группе»

Умение строить отношения с другими людьми интенсивно развивается в дошкольном возрасте и очень важно, чтобы ребенок получил максимум полезных знаний о построении отношений именно в детском саду. Ведь это коллектив 30 абсолютно разных маленьких людей – со своими привычками, предпочтениями, с небольшим - но уже багажом знаний об отношениях в семье. Если ребенок умеет строить отношения благополучно, тянется к сверстникам, то и на дальнейших ступенях его социального развития – в школе, институте, на работе – он будет чувствовать себя комфортно среди окружающих его людей. Так педагогам ДОУ выпадает очень важная роль в формировании детских межличностных отношениях.
В младшем дошкольном возрасте у детей еще нет устойчивых избирательных отношений, а уже в средней группе дети выбирают себе наиболее и наименее предпочтительных сверстников, начинают дружить с кем-то и дружить «против» кого-то. Психологи считают, что слова «лидер», «изгой»  в детском саду неуместны, поэтому используют слова: «предпочитаемые»/«непредпочитаемые», «принятые»/«не принятые», «изолированные».
Предпочитаемые дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут 
«заразиться» звездной болезнью.

Принятые – эти дети особенно не выделяются, не имеют никаких замечаний, это дети с доброй душой, им доверяют, с ними советуются сверстники, с ними хотят играть, хотя воспитатель могут не видеть в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, не принятые – эти дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их неприязнь. Не принятые дети чаще всего драчуны, забияки, и обычно с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают. Такого ребенка могут даже не заметить, если он не пришел в детский сад.

Как можно выявить социальный статус ребенка, определить, какое место он занимает в группе сверстников?

Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют свой выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

Предлагаем несколько примеров таких методик.

«Два дома». Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».

«Капитан корабля». В ходе индивидуальной беседы с ребенком ему показывают картинку корабля и задают вопросы: «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого бы ты не взял с собой в плаванье, кого бы оставил на берегу?»

«Три картинки». «Подари эти три картинки тем детям, кому хочешь. Если бы у тебя было много таких картинок, и ты бы раздал всем детям в группе, но кому-то троим, не хватило бы – кому бы ты не дал?»

«Выбор партнеров для общения». «С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать и т. д. ?»

Дети, которые получают наибольшее число отрицательных выборов и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога. В этом случае главная работа воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для решения этой задачи есть специальные игры и занятия.

  1. «Комплименты». Дети становятся в круг и берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
  2.  «Добрые волшебники».

Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку:
«В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать».

Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему: «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

  1. «Волшебные очки».
    Взрослый показывает детям очки с немного затемненными линзами и объявляет:
    «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»
    Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.
    «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».
    Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
  2.  «Подарки». Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т. д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог. По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.
  3. «Конкурс хвастунов». Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет:

«Сегодня мы с вами проведем конкурс похвалы. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.


Игры для улучшения межличностных отношений детей в группе

№ и название

Ход игры

Материалы

  1. Комплименты

Дети становятся в круг и берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Воспитатель следит, чтобы каждый сделал и получил комплимент.  

  1. Добрые волшебники

Дети садятся в круг, и воспитатель рассказывает им сказку:
«В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать». Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему: «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами».

  1. Волшебные очки

Взрослый показывает детям очки с немного затемненными линзами и объявляет:
«Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»
Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.
«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».
Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

Очки с затемнением

  1. Подарки

Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные мелочи, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник доброты, а на праздник всегда дарят подарки. Воспитатель говорит:
«Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог.
 По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Педагог следит за тем, чтобы в ответ на подарок звучала благодарность.

Маленькие игрушки, ленточки, значки и коробочки для них

  1. Конкурс хвастунов

Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: «Сегодня мы с вами проведем конкурс похвалы. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

Педагог-психолог Хайруллаева А.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на межличностные отношения детей в группе

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских  группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конк...

Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.

В статье рассмотрена тактика работы с детьми по преодолению проблем общения, построению эффективного взаимодействия ребенка с группой сверстников, даны рекомендации, приводяться примеры  коммуник...

Исследование межличностных отношений детей с нарушением слуха

Исследование межличностных отношений Название методик Цель  «Выбор в действии» изучение и оценка межличностных отношений в группе детей  младшего дошкольного возраста.Методика...

Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

Вопросы:•  Что такое межличностные отношения?Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых люд...

Доклад «Межличностные отношения детей в группе детского сада»

Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, выз...

Методы исследования межличностных отношений дошкольников

Методы исследования межличностных отношений дошкольниковЦель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основ...

Межличностные отношения детей средней группы

Отношения с другими людьми формируются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с группой детского сада, зависит последующий путь его личностного и социального развити...