Доклад «Межличностные отношения детей в группе детского сада»
консультация на тему
Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mezhlichnostnye_otnosheniya.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №141 «Пилеш» комбинированного вида»
Города Чебоксары Чувашской Республики
Доклад
«Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ»
Воспитатель: Андрианова
Альбина Алексеевна
Чебоксары, 2014
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №141 «Пилеш» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Доклад
«Межличностные отношения детей
в группе детского сада»
Воспитатель: Андрианова
Альбина Алексеевна
Чебоксары, 2017
«Межличностные отношения
в группе детского сада»
Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Группа сверстников оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, так как именно в условиях общения со сверстниками ребенку необходимо применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспособлять эти нормы к конкретным ситуациям. В детском обществе в процессе общения постоянно возникают ситуации, в которых необходимо согласовывать действия, уметь отказаться от личных желаний ради достижения общей цели и проявлять доброжелательное отношение к сверстнику. Не всегда дети находят нужные способы поведения и очень часто между ними возникают конфликты, при отстаивании каждым своих прав. Воспитатель, вмешиваясь в эти конфликты и улаживая их, учит детей выполнению норм поведения.
Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение. Обычно выделяются два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью – лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников – отверженные: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей находится между этими «полосами». Уровень популярности ребенка среди сверстников зависит от: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости, и еще от множества причин. Положение ребенка в группе показывает насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание среди сверстников.
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность признании проявляется в двух планах: «быть как все» и «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и поведение сверстников, стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это может привести к конформизму как личностной характеристике. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие- менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин «лидер». Поэтому будем говорить о таких типах: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.
Предпочитаемые- эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.
Принятые - они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.
Пренебрегаемые, неприятные- часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Неприятные дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
Изолированные - обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Отношение к ребенку в группе обычно выясняются социометрическими методами, адоптированными для дошкольного возраста. В различных воображаемых ситуациях дети выбирают предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.
Несколько примеров таких методик.
«Два дома». Ребенку предлагают рисунки: один домик красивый, большой, светлый, а другой- маленький, черный и невзрачный.. Просят представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».
«Капитан корабля». «Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?»
«Три открытки». «Подари эти три картинки кому хочешь. Если бы у тебя было много картинок, ты бы раздал всем детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал?»
«Выбор партнеров для общения». « С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать)?»
Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.
Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.
Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.
Литература
Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 148 с.
Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
Урунтаева Г.А. « Психология дошкольника».- М.,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для детей ясельной группы детского сада "Здравствуй, детский сад"
Основная идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста с целью содействия адаптации ребенка к ДОУ и создания...
Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.
В статье рассмотрена тактика работы с детьми по преодолению проблем общения, построению эффективного взаимодействия ребенка с группой сверстников, даны рекомендации, приводяться примеры коммуник...
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...
Межличностные отношения у детей в группе детского сада
Межличностные отношения между детьми, в группе детского сада.Группа детского сада определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональным...
Праздник для любимых мам в детском саду. Сценарий для детей младшей группы детского сада 2020
любимые мамы...
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. "Я в детском саду".
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гру...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...