Влияние игры на межличностные отношения детей в группе
статья
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение развития межличностных отношений на самых первых этапах становления личности является важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для дальнейшего личностного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_kozlova.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние игры на межличностные отношения детей в группе»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2.Особенности общения дошкольников
3. Влияние игры на взаимоотношения детей в группе
4.Заключение
5 Список литературы
1. Введение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение развития межличностных отношений на самых первых этапах становления личности является важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для дальнейшего личностного развития.
В детском возрасте происходит зарождение и интенсивное становление отношений к другим людям. Опыт этих первых отношений является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к окружающему, его поведение и самочувствие среди людей
Проблема становления и развития положительных взаимоотношений детей является на данный момент очень актуальной, поскольку множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время :жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, недоверие и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это и привлекает внимание общественности: многих известных психологов и педагогов. Этой теме посвящено значительное число исследований В.В. Абраменко, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой и др.
Взаимоотношения детей дошкольного возраста формируются наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает игра. В ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет. Прогрессивные русские ученые - педагоги, психологи (Е. А. Покровский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В.АЗапорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин,А.К,,Бондаренко и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии дошкольника. Исходя из вышеизложенного мною были сформулированы задачи: обобщить и проанализировать теоретический материал об особенностях общения дошкольников, о влиянии игры на взаимоотношения сверстников в группе; раскрыть роль воспитателя в организации игры, в создании игровых коллективов, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей.
2. Особенности общения дошкольников
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.
Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача педагога. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками.
Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя.
Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми.
Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя.
А сверстник еще не играет существенной роли в жизни младших дошкольников.
В то же время его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребенка. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и с восторгом обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.
Поэтому в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.
В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе ,а не в одиночку. Наряду с потребностью в совместной игре у ребенка 4-5 лет обычно появляется потребность в признании и уважении сверстника. Эта естественная потребность создает массу проблем в отношениях детей и становится причиной многих конфликтов. Ребенок всеми силами стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за неспособности услышать партнера. Каждый говорит о своем, показывает свои достижения и совершенно не реагирует на высказывания партнера. Вот, например, типичный разговор двух маленьких подруг:
- У моей куклы новое платье.
- А мне мама тапочки купила, смотри...
- А моя кукла лучше твоей - у нее волосы вон какие длинные и можно косы заплетать.
- А я своей бантики завязываю. Я уже умею бантики завязывать, а ты нет.
- А я умею принцессу с бантиками рисовать...
Дошкольники видят в других прежде всего самого себя: отношение к себе и предмет для сравнения с собой. А сам сверстник, его желания, интересы, действия, качества совершенно не важны: они просто не замечаются и не воспринимаются. Вернее, воспринимаются только тогда, когда другой начинает мешать, ведет себя не так, как хотелось бы.
И сразу партнер вызывает суровую и однозначную оценку: "Не толкайся, идиот!", "Жадина ты противная", "Дурак, это моя машина" и т. п. Подобными эпитетами дети награждают друг друга даже при самых безобидных действиях: не даешь игрушку - значит, жадина, делаешь что-то не так - значит, дурак. И все эти недовольства дошкольники откровенно и непосредственно высказывают своему маленькому товарищу.
В 4-5-летнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, и успехи сверстника у многих могут вызывать огорчения, а вот его неудачи - нескрываемую радость. В этом возрасте возникают такие тяжелые переживания, как зависть, ревность, обида на сверстника.
Все это порождает многочисленные конфликты. Подобные переживания могут в дальнейшем стать источником многих серьезных проблем, вот почему очень важно вовремя "притормозить" надвигающийся вал зависти, ревности и хвастовства. В дошкольном возрасте это возможно сделать через совместную деятельность детей, и прежде всего через игру.
Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
В ролевой игре совершенно нет повода соревноваться и конкурировать - ведь у всех участников общее дело, которое они вместе должны выполнить. Детям уже не так важно утвердить себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобы получилась хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом из кубиков. При этом не имеет значения, кто построил этот дом. Главное - результат, которого мы достигаем вместе. Необходимо, таким образом, сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности. Создавая условия для общей игры и объединяя усилия детей для достижения общей цели, можно помочь ребенку избавиться от многих личностных проблем.
К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
К 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения.
К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-нибудь или уступить в чем-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Значительно также возрастает в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе.
Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника.
Дети начинают интересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок:
- Ты не ушибся? Тебе не больно?
- Ты по своей маме не скучаешь?
- Хочешь яблоко откусить?
- Тебе нравятся трансформеры?
- Ты какие мультики любишь?
В старшем дошкольном возрасте дети все чаще специально что-то делают для другого, чтобы помочь ему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснить свои поступки:
- Я согласилась в эти куклы играть, потому что Катя очень любит в них играть.
- Я так хрюкала, потому что хотела Олю рассмешить, она грустная была.
- Я хотел, чтобы Саша скорей машину хорошую нарисовал, и поэтому острые карандаши выбирал и ему давал...
С такого внимания к другому, с заботы о нем и начинается дружба.
В этом возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Вопрос: "С кем ты дружишь?" становится обычным и почти обязательным. Так же как и фразы: "Я с тобой больше не дружу", "Мы с Надей дружим, а с Таней нет" и т. д. Иногда (а в последнее время - все чаще) уже в 6-7 лет возникает первая детская влюбленность между мальчиками и девочками. На этой почве разворачиваются настоящие драмы маленьких "измен", "предательств" и, наоборот, проявлений верности и самоотверженности. Но это уже другая тема. Нам же сейчас важно подчеркнуть, что представленная выше последовательность развития общения в дошкольном возрасте влияет на формирование игрового коллектива.
3. Влияние игры на взаимоотношения детей в группе.
Интерес к совместным играм развивается у детей с трех-четырех лет. К этому времени у ребенка появляется желание активно участвовать в общественной жизни. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Выполняя взятую на себя роль, ребенок стремится подражать тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте При этом центральным моментом является принятая ребенком роль. Именно принятые роли и побуждают ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, использовать предметы-заменители, устанавливать межличностные отношения, выходящие за пределы игры. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком и рассматриваются в психологии как правила внутреннего самоограничения, самоопределения. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он как бы на голову выше самого себя. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки.. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. В совместной игре формируются и проявляются такие волевые качества, как целенаправленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей, умение подавлять свои эгоистические желания. Ребенок учится в игре управлять своими чувствами, что в итоге способствует формированию произвольного поведения.
Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиниться товарищу. Воспитатель должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игра дошкольника — это не бесцельная забава, а особая форма детского труда. Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Наблюдая за детьми, можно заметить, что играют не все дети, некоторые стоят в сторонке, а те, которые играют, занимают в игре разное положение – одни командуют, другие выполняют их указания. Некоторые дети могут запросто забрать чужие игрушки, другие даже не попытаются этому воспрепятствовать. Подобных примеров любой воспитатель может привести множество. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что уже к пяти годам в группе детского сада устанавливается четкая иерархия детских предпочтений, изменить которую взрослый не в силах. Если с кем-либо дети не хотят играть, воспитатель может только обратить на это внимание, сделать замечание: «Посмотрите на Мишу, какой он хороший мальчик, давайте играть с ним вместе!» В лучшем случае педагог проследит за тем, чтобы ребенка приняли в игру. Однако такое принятие не означает, что с ним и в дальнейшем будут играть. Как только воспитатель займется другими делами, на ребенка перестанут обращать внимание.
В подобной не выгодной для себя ситуации дошкольник оказывается по причине эмоционального отношения к нему сверстников. Ребенок может не нравиться, потому что он «некрасивый», «грубый», «мешает», «не слушает» и т. д. В таких высказываниях детей отражается в первую очередь общее представление о сверстнике, сложившееся в группе детского сада. Оно характеризуется таким понятием, как статус ребенка в системе межличностных отношений. Причиной негативного отношения могут быть как личностные особенности ребенка (агрессивность, возбудимость, демонстративность и т. д.), так и уровень освоения навыков игры и других продуктивных форм деятельности. Можно ли как-то повлиять на ситуацию? Практика показывает, что изменение характера ребенка и развитие его умений (с тем чтобы он стал интересен сверстникам) – чрезвычайно трудоемкие направления работы педагога и психолога.
От положения ребенка в группе во многом зависит развитие его личности. Почему так происходит? Дети, имеющие низкий статус, постоянно получают опыт отрицательного общения со сверстниками, избавиться от него очень сложно, поэтому в дальнейшем они становятся пассивными, неуверенными в себе.
Детям с высоким статусом проще добиться успеха (хотя он им не гарантирован), ведь в период дошкольного детства они приобрели опыт положительного социального развития. Вот почему важно знать статус ребенка в группе – без этого невозможно построить адекватную стратегию образовательной и воспитательной работы.
Методику исследования межличностных отношений дошкольников «Игра в секрет» (для определения статуса ребенка в группе сверстников) предложила Т. А. Репина.
Дошкольный возраст — один из важнейших этапов в формировании и развитии индивидуальных и коллективных игровых интересов детей. Именно дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Взаимодействия между детьми характеризуются прежде всего тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, будут ли дети играть, объединяясь уже содержанием игры, или это будет происходить еще на более высоком уровне — на уровне интереса друг к другу. Игровые группы, возникающие на основе интереса к содержанию игры и на основе личного интереса, представляют собой самые устойчивые объединения по составу играющих. Именно на их основе создаются "играющие коллективы".
Подавляющее большинство игр старших дошкольников носит коллективный или групповой характер. В таких играх всегда есть межличностные зависимости, которые в игре проявляются ярче, чем вне игры. Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем-либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого (капитан, командир — самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается. Кроме игровых взаимоотношений, учитываются и общее оценочное мнение и ребячье понимание человеческого достоинства. Например, при распределении ролей в игре "Путешествие на теплоходе" дети назначают капитаном Петю, заявляя при этом: "Мы его первым ставим на эту роль потому, что он самый хороший и справедливый". Петя с большой ответственностью выполняет взятую роль не только потому, что увлечен игрой, но и потому, что дорожит доверием коллектива, хочет сохранить и упрочить о себе хорошее мнение товарищей.
Таким образом, мы видим, что в основу игровых взаимоотношений у старших дошкольников принимаются реальные ценности и, несмотря на игровое основание, речь идет о серьезных образованиях нравственного порядка у детей.
4. Заключение
Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре. Владение способами общения - важное условие налаживания взаимоотношений между детьми в игре. Воспитатель всегда должен помнить, что "игра не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем". Воспитатель обязан проникнуться сознанием глубокой ценности игровой деятельности и как средства воспитания и самовоспитания ребенка, и как средства его всестороннего изучения. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной, возможно более скрытой от воспитанника, чтобы, по образному высказыванию А. С. Макаренко, "инструмент прикосновения к личности" был настолько тонким, чтобы его воспитанник даже не ощущал, процесс воспитательного воздействия протекал непринужденно и свободно.
Педагогическое руководство играми детей требует глубокого знания основных возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности ребенка.
Воспитатель должен стремиться к созданию в процессе игровой деятельности активной самостоятельной личностной позиции каждого ребенка, предупреждать пассивность, добиваться того, чтобы в процессе игры ребенок не пребывал в роли наблюдателя чужих действий и поступков или безучастного исполнителя распоряжений и поручений других детей. В играх, как ни в какой другой деятельности, с наибольшей полнотой раскрываются те черты личности ребенка, которые представляют для нас наибольшую ценность: степень инициативности или стереотипности, общительности или замкнутости, способности к координированию своих действий с действиями коллектива.
5. Список литературы:
1 Аникеева НП. Воспитание игрой. Книга для учителя.- М.: Просвещение.-1987
2 Бондаренко А.К., Матусик А.И.Воспитание детей в игре-М. Просвещение1983
3 Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев 2005
4 Мухина В.С. психология дошкольника – М.,1985
5 Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье. М.. Просвещение 1990
6 Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников.-М. 2003
7 Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. Минск 2005
8 Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние речевых нарушений на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для педагогов...
Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.
В статье рассмотрена тактика работы с детьми по преодолению проблем общения, построению эффективного взаимодействия ребенка с группой сверстников, даны рекомендации, приводяться примеры коммуник...
Доклад «Межличностные отношения детей в группе детского сада»
Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, выз...
Исследование межличностных отношений детей в группе
Выступление на «Педагогическом аукционе»Игры для улучшения межличностных отношений детей в группе...
Статья"Влияние общего недоразвития речи на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста"
В статье раскрыт вопрос влияния речевого заключение общее недоразвитие речи на межлчностные отношения...
Межличностные отношения детей средней группы
Отношения с другими людьми формируются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с группой детского сада, зависит последующий путь его личностного и социального развити...
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста...