Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»
консультация на тему
Вопросы:
• Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
• Что такое общение?
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kushtova.docx | 23.14 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Исследование межличностных отношений
в группе детского сада»
Воспитатель: Куштова Н.Г.
Вопросы:
• Что такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
• Что такое общение?
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией - группой детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.
Предпочитаемые - эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.
Принятые - они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.
Пренебрегаемые, непринятые - часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
Изолированные - обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Отношение к ребенку в группе обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В различных воображаемых ситуациях дети выбирают предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.
Несколько примеров таких методик.
Методика "Два дома". (в модификации Т.Д. Марцинковской). Ребенку предлагают рисунки: один домик красивый, большой, светлый, а другой - маленький, черный и невзрачный. Просят представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. "Подумай, кого из ребят группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом".
Если группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов.
№ | Кто выбирает (имена) | Кого выбирают | Сделанные выборы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | + | - | |||
1 | + | + | + | - | 3 | 1 | ||||||||
2 | + | + | - | + | 3 | 1 | ||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
Полученные выборы | + | |||||||||||||
- |
Условные обозначения:
+ положительный выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:
ССПВ = общая сумма положительных выборов
количество детей в группе
Выделяют следующие типы социометрического статуса:
- «предпочитаемые» - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов; I
- «принятые» - дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «предпочитаемые»); II
- «непринятые» - дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора; III
- «изолированные» - 0 выборов; IV
Далее определяют уровень благополучия межличностных отношений в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить уровень благополучия межличностных отношений в группе:
- высокий (I+ II) больше (III+IV);
- средний (I+ II) равно (III+IV);
- низкий (I+ II) меньше (III+IV) .
Важным показателем является индекс «изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (не должен превышать 20%). Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.
Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.
Соотношение социометрических статусов в группе
Фамилия,
| Количество | Количество
| Социометрический статус |
Методика "Капитан корабля" (Е.О. Смирновой) - для выявления привлекательности и популярности детей. "Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?"
Методика: «Секрет». Перед началом исследования необходимо подготовить красочные открытки разной степени привлекательности и разного размера (большая, средняя, маленькая). Каждому ребенку из группы предлагается три открытки. При беседе результаты фиксируются в бланке. Ребенок беседует с воспитателем наедине.
Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: "Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому".
После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».
Методика по определению:
В бланке специальными знаками отмечены выборы, сделанные ребенком в отношении трех детей группы: Б (большой секрет), С (средний), М (маленький).
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:
- «предпочитаемые» - 5 и более выборов; I
- «принятые» - 2-4 выбора; II
- «непринятые» - 1 выбор; III
- «изолированные» - 0 выборов; IV
Далее определяют уровень благополучия межличностных отношений в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).
Определить уровень благополучия межличностных отношений в группе:
- высокий (I+ II) больше (III+IV);
- средний (I+ II) равно (III+IV);
- низкий (I+ II) меньше (III+IV) .
Важным показателем является индекс «изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (не должен превышать 20%). Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.
Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.
Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.
"Добрые волшебники". Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать". Воспитатель просит помочь ему: "Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами". Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.
"Волшебные очки". Воспитатель объявляет: "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали".
"Подарки". Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник. "Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет", - предлагает воспитатель. Дети подходят к тем, кому хотят сделать подарок. Звучат слова благодарности.
"Конкурс хвастунов". Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: "Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств". Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.
Список литературы
1. Н.Н. Копытова «Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ» С-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009 с. 58
2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. «Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция» М.: ВЛАДОС 2003
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое межличностные отношения? Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Что такое общение? Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Социальные статусы детей предпочитаемые принятые изолированные непринятые
" Капитан корабля ". " Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?"
" Три открытки ". " Подари эти три картинки кому хочешь. Если бы у тебя было много картинок, ты бы раздал всем детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал?"
Цель игры: «Волшебные очки» Развить коммуникативные навыки, научить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение.
Цель игры: Учить помогать сверстникам, развивать способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху; научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. «Добрые волшебники»
Цель игры: Учить детей быть внимательными по отношению друг к другу, говорить комплименты, снять эмоциональное напряжение. «Пирамида любви»
Цель игры: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. «Подарки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной группы детского сада "На пороге школы"
В ней рассказывается о том, как помочь ребёнку быстрее адаптироваться к школьной жизни уже сейчас; даются некоторые советы, рекомендации....
Консультация для родителей логопедической группы детского сада по совершенствованию артикуляционно-темпового развития речи дошкольников
Консультация для родителей логопедической группы детского сада из серии "МУЗЫКА С МАМОЙ"...
Консультация для родителей подготовительной группы детского сада. Тема: "Кризис 7 лет"
Консультация по теме: Кризис 7 лет. Рекомендации для родителей. | скачать бесплатно Консультация для родителей: Кризис 7 лет Предварительный просмотр: Консультация для родителей: Кризис 7 лет Переход ...
Консультация для родителей старшей группы детского сада
laquo;Нетрадиционные методы терапии – эффективные средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи»...
Пожидаева О.Н. Консультация «Психологический уголок в группе детского сада».
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. Благодаря психо...
Консультация "Укусы в младшей группе детского сада"
В материале раскрыты основные причины укусов, способы взаимодействия с ребёнком, проявляющим агрессию, даны рекомендации по поведению взрослых в ситуации укуса....
Консультация для родителей старшей группы детского сада
Лексическая тема Осень...