Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.
консультация на тему
В статье рассмотрена тактика работы с детьми по преодолению проблем общения, построению эффективного взаимодействия ребенка с группой сверстников, даны рекомендации, приводяться примеры коммуникативных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по оптимизации и развитию межличностных отношений детей в группе детского сада.
Одним из условий социального успеха является личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.
Бывает так, что в детском саду дети начинают игнорировать ребенка, строить ему козни, всех против него настраивать. Из-за этого он постоянно находится в угнетенном состоянии. В этом случае объясните ребенку, что все люди разные и если дома его все и всегда любят, то другие люди этого делать не обязаны, так что нужно быть терпимее к ним и попытаться подружиться с кем-нибудь, делиться, играть вместе.
Разговаривайте с ребенком, объясните достоинства дружбы. Ведь ребенку, точно так же, как и взрослому, необходимы друзья.
Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения – обширная и многообразная практика.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Старайтесь прежде всего учить ребенка именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.
Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками:
—Играй честно.
— Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
— Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.
— Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
— Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
— Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
— Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
— Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
Учиться общаться ребенок может не только в кругу сверстников, но и если ему сложно сразу перейти к контакту со сверстниками то предложите ему игру «Что будет, если...».
Предложите ребенку следующие ситуации и обсудите с ним каждый из его ответов:
— Твой друг, пробегая мимо, нарочно толкнул тебя, но споткнулся сам и упал. Ему очень больно, он плачет. Что ты сделаешь?
— Друг без разрешения взял твою игрушку. Что ты сделаешь?
— Один мальчик (девочка) постоянно дразнит тебя и смеется над тобой. Как ты поступишь?
— Приятель нарочно толкнул тебя, причинив боль. Что ты будешь делать?
— Друг или подруга доверили тебе тайну, а тебе очень хочется рассказать об этом маме, папе или еще кому-нибудь. Как ты поступишь?
—Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь.
Проанализируйте случаи, которые произошли с ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет и как еще можно было поступить.
Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.
Независимость в суждениях, способность ответственно принимать решения приходит с годами, но можно сформировать у ребенка эти качества раньше.
Прежде всего научите его критично оценивать собственные поступки. В этом вам может помочь «Волшебная шкатулка». Сделайте ее из какой-нибудь коробочки или любого ненужного футляра, а также приготовьте жетоны двух цветов, например красного и зеленого. Пусть в конце дня дети кладет в шкатулку жетоны с учетом того, какой поступок он совершил: хороший — опускает красный жетон, плохой — зеленый. В конце недели откройте шкатулку и посмотрите, каких жетонов больше, попросите детей рассказать, когда они поступил хорошо, а когда плохо и почему.
Проводите такие беседы спокойно, не повышая голоса, если даже услышанное вам неприятно. Обязательно выясните, что заставило его поступить именно так, а не иначе, и объясните, как нужно было повести себя в данной ситуации.
Если дети не хотят рассказывать о плохих поступках, не настаивайте на этом. Тот факт, что он отказывается об этом говорить, уже свидетельствует, что он осознает неправильность своего поведения и в следующий раз не повторит подобного.
Обязательно похвалите ребенка за хороший поступок, за правильное решение.
Для полноценного общения необходимо с самого раннего детства развивать у малыша чувство юмора. Люди, умеющие со смехом, улыбкой, шуткой выйти из затруднительного положения, всегда в центре внимания. Они, как правило, живут в ладу с окружающими в любом коллективе — детском, взрослом или разновозрастном.
Начните с воспитания у ребенка чувства самоиронии. Ни в коем случае не путайте его с самоуничижением, заниженной самооценкой. Самоирония поможет ему проще смотреть на собственные недостатки, легко выходить из непростых ситуаций или помогать в подобных случаях товарищам.
Игры и упражнения, которые можно использовать для развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
1. "Назови себя". Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
2. "Позови ласково". Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.
3. "Волшебный стул". Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на "волшебный стул", остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
4. "Передача чувств". Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся задание передать "по цепочке" определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают что они чувствовали при этом.
5. "Волшебный цветок". Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
6. "Разноцветный букет". Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
7. "Свеча". Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течении нескольких секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на две-три секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
8. "Волшебники". Цель. Продолжать воспитывать дружелюбные отношения друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других.
9. "Подарок другу". Цель. Развивать умение невербально описывать предметы. Ход. Один ребёнок становится именинником; остальные, дарят ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношения к имениннику.
- Расшифруйте темы разговоров с детьми ("Я и моё имя", "Моя семья", "Группа детского сада - новая семья", "Словесные формы общения", "Движения и жесты в общении", "Рисование как своеобразная графическая речь", "Школа вежливости"), которые можно использовать, чтобы помочь детям установить контакты друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, а также предложите коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения, которые могут стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада на тему "Пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики"
Структура занятия:1. Организационный момент2. Чтение сказки "У страха глаза велики"3. Беседа по содержанию произведения4. ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»5. Игра "Какой? Какая?"6. Повторн...
Методы и приемы в развитии математических способностей детей средней группы детского сада
Математика является одним из важнейших предметов в системе обучения.С ней встречается человек каждый день в своей жизни и ребята должны понимать, насколько необходимы ему знания и умения полученные пр...
Доклад «Межличностные отношения детей в группе детского сада»
Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, выз...
Развитие речи у детей средней группы детского сада
Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные...
Перспективный план по развитию творческих способностей детей разновозрастной группы детского сада (3-7 лет)
Методическая разработка по теме "Активизация творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с изобразительными материалами"....
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...
Рекомендации и советы молодым родителям в период адаптации детей ясельной группы детского сада
В данной памятке речь идет о советах, которые необходимы для молодых родителей, которые ведут своих детей впервые в детский сад....