План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 г. Нерчинска
"План по самообразованию педагога"
Овчинникова Лариса Ильинична
(Ф.И.О. педагога)
26 лет Вторая
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: "Развитие связной речи дошкольников
посредством дидактических игр"
(название темы)
2019-2020
(учебный год)
Старшая - подготовительная
(возрастная группа)
г.Нерчинск.
План самообразования воспитателя по теме: "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр".
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи:
Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
Формировать грамматический, лексический строй речи;
Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
Подготовка консультаций для родителей по данной теме.
Изготовление папок-передвижек.
Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физ.минуток, сборник консультаций).
Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Раздел 1: Аналитический.
Актуальность.
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Длительное занятие за компьютерными играми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач нашего детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.
Раздел 2 : Методологический
- Изучение тематической литературы ;
- Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
- Проведение открытых занятий для коллег ;
- выступление с докладам на педагогическом совещании;
- подготовка реферата по данной теме;
- консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
- Практическая деятельность с детьми;
- Занятия по развитию речи с использованием дидактических игр;
- Диагностика : первичная и итоговая;
- Участие в проведение тематических праздников;
- Участие в утренниках;
- отчет по самообразованию (конец учебного года)
- Раздел 3: Практический
Индивидуальный план работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта | Сентябрь-май | 1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных. 3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования. (Приложение 1) | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Работа с детьми | Сентябрь | 1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. 2.Подбор дидактических игр, пособий для развития речи детей. | Через предметные издания и Интернет- ресурс. |
Октябрь | Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи. | "Испорченный телефон" "Светофор" "Повтори" "Поймай звук" "Поиграем в сказку" | |
Ноябрь | Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря). | "Вершки-корешки" "Фрукты и овощи" "Новоселье" "В мире растений" | |
Декабрь | Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. | "Найди предмет указанной формы" "Из каких фигур состоит?" | |
Январь | Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи. | "Живые слова" "Дополни предложение" "Размытое письмо" "Придумай предложение" "Доскажи словечко" | |
Февраль | Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи.
| "Где начало рассказа" "Кто больше заметит небылиц" "Найди картинке место" "Исправь ошибку" "Отгадай-ка" | |
Март | Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи". | "Мишкины картинки" "Нарисуем портрет" "Магазин игрушек" "Выбери начало" "Составляем разные рассказы" "Сочиняем сказку" | |
Апрель | "Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи". | "Когда можно и нужно звонить?" "Ведение диалога по телефону" "Передай письмо" "Волшебный ключ" | |
Май | Дидактические игры по методике ТРИЗ. | " Фантазия" "Маша-растеряша" "Угадай, что я загадала" "Черное-белое" | |
Работа с семьей | Сентябрь | Анкетирование родителей | Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников. |
Октябрь | Составление папок-передвижек и консультаций "Уровень развития речи 5-6 лет" | Пропаганда знаний по развитию речи (стенд). | |
Ноябрь | Консультация "Методика организации и руководство дидактическими играми" | Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье. | |
Декабрь | Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи. | Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях. | |
Январь | Изготовление папки-передвижки "Как наше слово отзовется" | Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
Февраль | Практикум "Речь и весёлый мяч" | Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме. | |
Март | Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада" | Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка. | |
Апрель | Конкурс с родителями "Любимые дидактические игры своими руками" | Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр. | |
Май | Открытый показ "Пришла весна!" | ||
В течение года | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | ||
Самореализация | Сентябрь | Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе ( программа детского сада) | Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области "Развития речи" |
Октябрь | Изучение методического комплекта программы Изучение проекта "ФГОС дошкольного образования". | Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи. | |
Ноябрь | Изучение методики О.С.Ушаковой | Повышение профессионализма по развитию речи. | |
Декабрь | Обработка результатов мониторинга по образовательной области "Развитие речи". | Сбор и обработка данных. | |
Январь | Изучение дидактического пособия "Развивающие игры для детей 2-7 лет." (Е.Н. Михина). | Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | |
Февраль | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. | Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых. | |
Март | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. | Распространение опыта работы по теме самообразования. | |
Апрель | Семинар-практикум | Распространение педагогического опыта по развитию речи. | |
Май | Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе. | Сбор и обработка данных. Мониторинг. |
Ожидаемые результаты:
1.Систематизация материала по развитию речи 5-7 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.
3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.
4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,
- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической речи,
-дидактические игры на развитие диалогической речи,
-дидактические игры по методике ТРИЗ.
Приложение 1
Список литературы
1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г
Интернет –ресурсы.
1. Нормативная база
http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации
edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"
http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки)
http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование
http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)
http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования
3. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
http://allforchildren.ru/ Все для детей (расскраски, песни, стихи, наглядный материал)
http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни
http://www.solnet.ee/ Детский портал «СОЛНЫШКО» Здесь много интересной и полезной информации и для малышей, и для их родителей, и для педагогов.
1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -
https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o
2. Скоролупова О.А. Технологии поддержки детской инициативы в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста -
https://www.youtube.com/watch?v=kFn1-6hgwak
(Технология «СИТУАЦИЯ»)
3. Скоролупова О.А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8
4.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8
5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs
6. Лыкова И.А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98
7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw
8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs
9. Тимофеева Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI
10. Глушкова Г.В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc
11. htt:|\\detsad-kitty.ru
12. htt: \\ www.i-deti.ru
13. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
14.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. В. Гербова.Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
3.О. С.Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
Предполагаемые результаты по самообразованию:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - самообразования " Развитие внимания посредством дидактических игр"
В этой работе я проводила самоанализ с детьми посредством дидактических игр....

План по самообразованию на тему:«Дидактические игры для детей раннего возраста»
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. определению способности к обучению и саморазвитию; в виде п Данное пособие м...

План по самообразованию "Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей".
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года....

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»
План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей старшей группы основам математики»...

План самообразования на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"
Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....