План по самообразованию "Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей".
методическая разработка на тему
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no2_plan_po_samoobraz.docx | 282.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Светлячок»
План по самообразованию
музыкального руководителя С.П. Кобзевой
на 2015-2016 учебный год.
Тема: «Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Камчатский край
с.Мильково
Цель самообразования по теме: Изучить пути, средства и методы работы по внедрению в музыкальную деятельность детей интерактивной музыкально - дидактической, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Задачи самообразования:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, опыта работы педагогов МДОУ, изучение методик и технологий педагогов в Интернете, подобрать материал для работы и консультаций;
2. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
3. Разработать конспекты НОД по данной тематике;
4. Создать картотеку музыкально-дидактических игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкальных способностей;
5.Провести работу с родителями в форме консультаций.
Этапы проработки материала: Организационно – ознакомительный; Практический; Обобщающий.
Предполагаемый результат:
- Повышение собственного уровня знаний по данной теме;
- Проведение работы воспитателями, родителями по развитию музыкальных способностей детей;
- Повышение уровня развития музыкальных способностей детей;
- Повышение интереса детей к музыкальным занятиям;
Актуальность темы:
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты , тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает, ничем не заменимое, воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами. Поэтому я считаю, что одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Этапы работы | Формы предоставления результатов | Срок реализации |
1-й этап «Организационно-ознакомительный» | Изучение методической литературы по данной теме; Составление списка литературы; Карта диагностики. Результаты на начало учебного года; | Сентябрь-ноябрь |
2-й этап «Практический» | 1.Разработать картотеку музыкально – дидактических игр, соответствующую возрастным характеристикам воспитанников; 2.Подготовить консультации для родителей и воспитателей по данной теме. - Консультация для родителей «Мама, давай поиграем!» -Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии музыкальности ребёнка» -Рекомендации для родителей и по организации музыкально-дидактических игр -Консультация для воспитателей «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей» -Консультация для воспитателей: «Музыкально-дидактические игры в группе» -Разработка конспектов НОД с использованием музыкально-дидактических игр; | Декабрь-апрель |
3-й этап «Обобщающий» | 1.Обобщение и исследование результатов практической деятельности (повторная диагностика на конец учебного года). 2.Составление и оформление отчёта по данной теме; | май |
Литература:
- Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М. просвещение 1983;
- Ветлугина Н. А. «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» М. 1958;
- Каплунова И. Н. «Этот удивительный ритм» С-П. «Композитор» 2005;
- Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М. просвещение 1986;
- Кононова Н. Г. «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» М. просвещение 1982;
- Радынова О. П. и др. «Музыкальное воспитание дошкольников» М. «Академия» 1998;
- Журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Справочник музыкального образования»;
Отчёт о проделанной работе по плану самообразования
Тема: «Интерактивная музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Работа по данной теме проводилась в течении 2016-2017 учебного года. На первом этапе мной был с разработан план индивидуальной работы в соответствии с выбранной темой самообразования.
На втором этапе была обоснована актуальность выбранной мной темы по данной проблеме, намечены цель и задачи по данной проблеме.
В сентябре-октябре начала изучать научную литературу о теоретическом обосновании проблемы. Список изученной литературы по данной теме представлен ниже:
1.Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
3.Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
4.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.
5. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с
6.Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с.
7.Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет,
8.Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк. воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980.
9. Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007
Далее в октябре 2016 года была проведена диагностика на начало учебного года, с целью выявления уровня развития музыкальных способностей воспитанников( на примере подготовительных к школе групп). Результаты диагностики представлены диаграммой:
Результаты диагностики на начало 2016-2017 уч. года:
Подготовительная группа «Алёнушка». Подготовительная группа «Золотой ключик».
Подготовительная группа «Ромашка».
На основе диагностических данных я составила календарно-тематическое планирование использования музыкально-дидактических игр для детей ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности.
Проанализировав изученную литературу по данной теме, мной была создана картотека музыкально-дидактических игр для всех возрастных групп, согласно классификации музыкальных способностей по Б.М. Теплову. В книге Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», посвященной музыкальным способностям, предложена оригинальная концепция музыкальности, где он выделяет основные способности, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - ладовое чувство, музыкальный слух и чувство ритма. Специальными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и звуковысотный и мелодический слух.
За основу картотеки взяты музыкально-дидактические игры, автор Кононова Н.Г. В картотеке подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному. На основании данной картотеки я разработала интерактивные музыкально-дидактические игры при помощи ИКТ технологий . Также были проведены консультации с воспитателями и родителями по данной теме, даны методические рекомендации разработаны конспекты НОД «В гости к Снеговику», «Весёлые музыканты» и т.д.
На конец учебного года была проведена повторная диагностика уровня развития музыкальных способностей детей, где было выявлено, что результат каждого ребёнка повысился, и, как, следствие работа ведётся в правильном направлении.
Результаты диагностики на конец 2016-2017 уч.года:
Подготовительная группа «Алёнушка». Подготовительная группа «Золотой ключик».
Подготовительная группа «Ромашка»
.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством. Благодаря грамотной организации воспитательно-образовательного процесса, индивидуально-дифференцированному подходу к процессу обучения, индивидуальной и коллективной работе в конце года не осталось детей оставшихся без продвижения.
В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:
- Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;
- Продолжать расширять и обновлять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников;
- Использовать в своей работе инновационные технологии (ИКТ);
- Продолжать внедрять в последующий опыт работы интерактивную музыкально-дидактическую игру, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
- Пополнять методическую библиотеку вновь изданными пособиями по музыкальному воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....
Опыт работы "Музыкально-дидактические игры- эффективное средство развития музыкальных способностей детей".
Музыкально- дидактическая игра является уникальным материалом для работы, так как в этих играх присутствуют все виды музыкальной деятельности. Поэтому музыкальные способ...
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...
План самообразования " Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
План самообразования...
План по самообразованию по теме "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года...