ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
календарно-тематическое планирование
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого – целесообразное поведение в природе.
Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
3. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.
Дидактические игры будут использоваться на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.
С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе запланированы игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве » и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
Используя информационно-коммуникационную технологию, разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний, «Найди животных, птиц, насекомых», «Кто в каком домике живет?», «Кто что ест?», «Чьи детки?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.
Предметно-развивающую среда, способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений, просмотреть книги содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины с растительным и животным миром, карты-схемы, пиктограммы, содержаться необходимые дидактические игры.
Также будет осуществляться совместная работа с родителями. Это анкетирование родителей, консультации для родителей, подбор иллюстраций к играм, изготовление дидактических игр, участие в выставках из «овощей и фруктах» в конкурсах поделок на экологическую тему из природного и бросового материала, совместные участия в тематических развлечения, экологических акциях.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Применение дидактических игр наглядного оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. В итоге к периоду поступления в школу у детей
- сформированы базовые представления об окружающем мире;
- созданы условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений;
- созданы предпосылки к успешному школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План профессионального самообразования | 112.34 КБ |
Предварительный просмотр:
План профессионального самообразования воспитателя
МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Фёдоровой Ольги Александровны
по теме:
«Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
Цель:
Систематическое повышение эффективности и качества педагогического мастерства.
Задачи:
Изучение педагогических, методических литературных источников по использованию дидактических игр в ДОУ.
Формирование экологических знаний и развитие речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
Создание методической лаборатории по теме.
Обобщение и распространение опыта по теме самообразования.
Актуальность выбранной темы:
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого – целесообразное поведение в природе.
Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:
1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;
2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;
3. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.
Дидактические игры будут использоваться на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.
С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе запланированы игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве » и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.
Используя информационно-коммуникационную технологию, разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний, «Найди животных, птиц, насекомых», «Кто в каком домике живет?», «Кто что ест?», «Чьи детки?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.
Предметно-развивающую среда, способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений, просмотреть книги содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины с растительным и животным миром, карты-схемы, пиктограммы, содержаться необходимые дидактические игры.
Также будет осуществляться совместная работа с родителями. Это анкетирование родителей, консультации для родителей, подбор иллюстраций к играм, изготовление дидактических игр, участие в выставках из «овощей и фруктах» в конкурсах поделок на экологическую тему из природного и бросового материала, совместные участия в тематических развлечения, экологических акциях.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Применение дидактических игр наглядного оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. В итоге к периоду поступления в школу у детей
- сформированы базовые представления об окружающем мире;
- созданы условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений;
- созданы предпосылки к успешному школьному обучению.
Изучение психолого-педагогической литературы связанной с целями и задачами реализации методической темы
Цель: формирование экологических знаний и развитие речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Список литературы | Сроки |
1. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / - М.: Карапуз, 2011. - 128 c. | Сентябрь 2016г. |
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. | Ноябрь 2016г. |
3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007. | Февраль 2017 г. |
4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c. | Май 2017г. |
5. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c. | Август 2017 г. |
6. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004. | Октябрь 2017г. |
7. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c. | Январь 2018г. |
8. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004. | Апрель 2018 г. |
9. Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 922 c. | Сентябрь 2018г. |
10. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2007. - 1111c. | Февраль 2018 г. |
Участие в методической работе детского сада
(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации)
Цель: Распространение опыта работы по теме самообразования среди педагогов ДОУ.
1.Консультация для педагогов на тему: «Значение игровой деятельности в развитии детей (дидактических игр)» | Октябрь 2016 г. |
2.Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание в дидактических играх» | Март 2017 г. |
3. Открытый просмотр занятия «Подарки весны» (2 группа раннего возраста) | Май 2017г. |
4. Консультация для воспитателей по теме: «Знакомим детей с комнатными растениями» ( все возрастные группы) | Ноябрь 2017 г. |
5. Консультация для педагогов : «Развиваемся, играя» ( игры развивающие познавательный интерес) | Апрель 2018г. |
6. Семинар-практикум : Презентация проекта « Лес – наше богатство» | Май 2018г. |
7. Семинар-практикум Лэпбук на тему: «Мир растений» | Май 2019г. |
8. Консультация для воспитателей «Играй - тренируй внимание и память». Слайды «как мы играем в игры» | Ноябрь 2019г. |
Участие в методической работе района
(посещение занятий у педагогов других детских садов, открытый просмотр занятий в рамках РМО, выступления на РМО, конференциях, семинарах)
Цель: Обмен опытом работы, распространение личного педагогического опыта.
1. Участие в работе РМО, использование в практике лучшего опыта педагогов района и региона (по плану заседаний РМО). | 2016-2021 г.г. |
2. Участия в педагогических советах, семинарах, круглых столах МДОУ. | 2016-2021 г.г. |
3. Открытые занятия различного уровня. | 2016-2021 г.г. |
Участие в конкурсах
Цель: повышение самооценки, раскрытие творческого потенциала.
Участие воспитанников во Всероссийских конкурсах, организованных журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс». | 2016-2021 г.г. | |
Участие воспитанников в творческих конкурсах различного уровня. | 2016-2019 г.г. | |
Публикация творческих работ воспитанников на интернет- сайтах. | 2016-2019 г.г. | |
Участие воспитанников во Всероссийском конкурсе «Все лето - в одном фото», организованного журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс» | 2016г. | |
Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Разноцветные капли» | 2016г. | |
Участие в конкурсах различного уровня (конкурсы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.) | 2016-2019 г.г. |
Методические публикации
Цель: распространение личного педагогического опыта на Всероссийском, республиканском, муниципальном уровне
1. Сотрудничество с журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс» | 2015 - 2016г. |
2. Сотрудничество с ООО «Образовательный центр «Инициатива», г. Чебоксары. | 2016 г. |
Работа с детьми
Задача: помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы; сформировать базовые представления об окружающем мире; создать условия для активного участия ребенка в игре, объектов и явлений.
2016-2017 учебный год
Цели:
Формировать базовые представления об окружающем мире, как основы социальной компетентности ребенка раннего возраста при переходе из одной микросоциальной среды в другую;
создать условия для накопления и обогащения субъективного опыта ребенка при ознакомлении с окружающим миром;
разработать игры и методические пособия доступные пониманию и ознакомления ребенка с животным и растительным миром.
2017 – 2018 учебный год
Цели:
Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи и фрукты формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять знания детей о месте обитания диких и домашних животных.
Развивать умение детей составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.
2018– 2019 учебный год
Цели: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). Развивать умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.)
Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. Обучать пониманию происходящих в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.
2019– 2020 учебный год.
Цели:
Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание. Знакомить детей с полезные и насекомыми вредителями, а также ядовитыми насекомыми.
Развивать умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Обучать детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
2020– 2021 учебный год.
Цели:
Закреплять знания детей о происходящих в природе процессов; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах и зерновых культурах; расширять словарный запас.
Знакомить детей с необычными тропическими растениями (кактусы, лиана, растения - монстры и др.), находить карточку с нужным растение, рассказывать о нем. Знакомить детей с лекарственными растениями, их названиями, находить парные картинки.
Знакомить детей с животными жарких стран (сумчатые животные), местами их обитания их зависимость от окружающей среды. Вычленять лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, память.
Совершенствовать речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.
Перспективное планирование дидактических игр
2 группа раннего возраста.
2016-2017 учебный год
Название игр | Цель игры | Вид игры Материал к игре |
СЕНТЯБРЬ (знакомство с растительным миром) | ||
1. «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты» | обучать детей узнавать и называть овощи и фрукты. | С предметами (муляжи), кукла. |
2. «Чудесный мешочек» | обучать детей определять фрукты и овощи на ощупь. | С предметами (муляжи) |
3. «Узнай и назови овощи или фрукты» | учить узнавать овощи и фрукты в натуре и на картинке и называть их. | натуральные овощи и фрукты, картинки. |
4. Узнай овощи или фрукты по вкусу» | упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус. | Натуральные овощи и фрукты. |
5. «Что где растет?» | формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи и фрукты | Ковролин или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. |
Октябрь (знакомство с растительным миром -деревья) | ||
1. «Найди лист, какой покажу» | учить детей находить листочки по показу. | Ковролин или магнитная доска с изображениями листьев (береза, дуб, клен). |
2. «Где какой листочек» | развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие листочки | Плоскостные изображения листьев (береза, дуб, клен). |
3. «Откуда берется дерево?» | познакомить детей, как появляются деревья, из чего они произрастают. | Карточки с изображением семян деревьев (желудь, «самолетики»,яблочное семечко. Схема с произрастанием семени. |
4. «Как живут деревья?» | формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями. | Картинки или макеты деревьев в разные времена года. |
5. Разберем и соберем» | закреплять умение находить и называть части деревьев, (корень, ствол, ветки, листья). | Картинки с изображениями дерева. |
Ноябрь (знакомство животным миром - домашние животные) | ||
1. «Назови правильно» | учить детей узнавать и называть домашних животных (корова, лошадь, коза, овечка, кошка, собака и т.д.) | Картинки с изображениями домашних животных, ковролин. |
2. «Кто как кричит?» | закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах. | Игрушки с домашними животными, картинки. |
3. « Кто в каком домике живет?» | знания детей о месте обитания домашних животных. | Настольно - печатная игра. |
4. «Кто, что ест?» | уточнить представления детей о том, чем питаются животные, которых они знают. | Настольно - печатная игра. |
5. « Чьи детки?» | учить узнавать животных и их детенышей. | Картинки с изображением животных и их детенышей. |
Декабрь (знакомство с животным миром - дикие животные) | ||
1. «Назови правильно» | Обучать детей умению узнавать и называть диких животных. | Игрушки с дикими животными, картинки. |
2. «Кто кем был?» | Обучать детей умению называть животных и их детёнышей. | Настольно - печатная игра. Картинки с изображением животных и их детенышей. |
3. «Кто где живёт?» | Закреплять знания детей о месте обитания диких и домашних животных. | Настольно - печатная игра. |
4. Что умеет делать животное: скажем и покажем» | закреплять знания детей о повадках животных. | Картинки с изображением животных. |
5. «Кто с рогами?» | закреплять знания о диких и домашних животных, уметь находить по отдельным признакам, способствовать развитию памяти, внимания. | Картинки с изображением животных. |
Январь (знакомство с животными - водный мир) | ||
1. «Где спряталась рыбка?» | закрепить знания детей о том, как устроен аквариум. | Аквариум с рыбками -макет |
2. «Собери из частей целое» | Обучать детей умению различать части тела рыбки(глаза, плавники, хвост, рот). | Разрезные картинки с рыбками разделенные на 2 равные части. |
3. «Найди пару» | знакомить детей с речными рыбами своей местности, упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений. | Картинки с одинаковыми изображениями речных рыб данной местности (щука, окунь, ёрш, карась). |
Февраль (знакомство с животным миром - птицы) | ||
1. « На птичьем дворе» | знакомить детей с домашними птицами, закрепление произношения звуков по подражанию. | Картинки с изображением домашних птиц, ковролин. |
2. «Назови правильно» | Обучать детей умению узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей) | Картинки с изображением птиц, ковролин. |
3. «Кто где живёт» | Обучать детей умению определять места обитания птиц. | Настольно - печатная игра. |
4. « Собери и расскажи» | Развивать умение детей составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке. | Разрезные картинки с птицами разделенные на 2 равные части. |
5. «Найди пару» | упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Картинки с одинаковыми изображениями птиц. |
Март (знакомство с животным миром – насекомые) | ||
1. «Чудесный мешочек» | знакомить детей с насекомыми, называть их и узнавать. | С предметами (муляжи) |
2. «Разрезные картинки» | Обучать детей умению составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке. | Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 2 равные части. |
3. «Найди, что покажу» | Обучать умению находить предмет по сходству и рассказывать о нем. | С предметами (муляжи) |
4. «Найди пару» | упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Картинки с одинаковыми изображениями насекомых. |
Апрель (знакомство с растительным миром) | ||
1. « Комнатные цветы» | знакомить с комнатными цветами уметь находить и называть их. | Натуральные или картинки с изображениями комнатных цветов. |
2. « Садовник» | знакомить с садовыми цветами уметь находить и называть их. | Картинки с изображениями садовых цветов. |
«Разберем и соберем» | Уметь находить и называть части растения. | Картинки с изображениями комнатных и садовых цветов. |
3. «Что в корзиночке лежит?» | назвать овощи и фрукты; их цвет, форму и вкусовые качества. | натуральные овощи и фрукты, картинки. |
4. «Во саду ли, в огороде?» | Обучать детей группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. | Настольно - печатная игра. |
5. «Как живут деревья?» | формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями. | Картинки или макеты деревьев в разные времена года. |
6. «Выбери ягоду» | развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие ягоды, распределять их по группам. | Плоскостные фигурки ягод (малины, вишни, клубники). |
Май (знакомство с животными миром) | ||
1.«Чьи детки?» | Закреплять знания детей о животных и их детёнышей. | Настольно - печатная игра. |
2.«Найди, что покажу» (насекомые животные, рыбы, птицы). | Обучать детей находить предмет по сходству и называть его. | Два набора картинок с изображениями животных. |
3. « Кто, что ест?» | уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают. | Настольно - печатная игра. |
4.« Собери и расскажи» | Закреплять умение составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке. | Разрезные картинки разделенные на 2 равные части. |
Младшая группа
2017 – 2018 учебный год
Название игр | Цель игры | Вид игры Материал к игре |
СЕНТЯБРЬ (знакомство с растительным миром) | ||
1. «Чудесный мешочек» | обучать детей определять фрукты и овощи на ощупь. | С предметами (муляжи). |
2. «Где растет?» | обучить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. | С предметами (муляжи), картинки. |
3.«Овощехранилище» | развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления. | Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. |
4. «Узнай на вкус» | упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус (сладкий, кислый, соленый, горький). | Натуральные овощи и фрукты. |
5. «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) закреплять умение называть овощи и фрукты. | находить и называть овощи и фрукты. | Настольно - печатная игра. |
Октябрь (знакомство с растительным миром -деревья) | ||
1. «Все по домам!» | формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке. | Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды). |
2. «Где какой листочек» | развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие листочки | Плоскостные изображения листьев (береза, дуб, клен, рябина). |
3. ««С какой ветки детки» | развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке. | Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды), картинки. |
4. «Как живут деревья?» | формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями. | Картинки или макеты деревьев в разные времена года. |
5. «Собери дерево из частей» | учить собирать из частей целое (синтез). закреплять умение находить и называть части деревьев, (корень, ствол, ветки, листья). | Картинки с изображениями дерева. |
Ноябрь (знакомство животным миром - домашние животные) | ||
1. «Чья это тень» | закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту. | Картинки-силуэты с изображениями домашних животных, фланелеграф. |
2.«Кого не стало (дом. животные) | развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных. | Игрушки с домашними животными, картинки. |
3. «Чей дом?» | знания детей о месте обитания домашних животных. | Настольно - печатная игра. |
4. «Кто что ест?» | уточнить представления детей о том, чем питаются животные, которых они знают. | Настольно - печатная игра. |
5. «Найди маму» (дикие животные) учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки. | учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки. | Картинки с изображением животных и их детенышей. |
Декабрь (знакомство с животным миром - дикие животные) | ||
1. «Чья это тень» | закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту. | Картинки - силуэты диких животных, фланелеграф. |
2. «Кто, чем питается зимой» (дикие животные) | уточнить представления детей о том, чем питаются дикие животные зимой. | Настольно - печатная игра. |
3.«Рассели животных по домам» | развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь. | Настольно - печатная игра. |
4. «Угадай, чей хвост» | закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать. | Картинки с изображением животных. |
5. «Кто бегает, прыгает» | закреплять знания детей о способе передвижения животных. | Картинки с изображением животных. |
Январь (знакомство с животными - водный мир) | ||
1. «Обитатели морей» | познакомить и научить находить и различать обитателей рек и морей. | Картинки, муляжи обитатели моря; |
2. «Путешествие под водой» | развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания. | Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. |
3. «Собери и расскажи» | учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке. | Разрезные картинки с рыбками разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали). |
4. «Найди пару» | упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Картинки с одинаковыми изображениями речных и морских рыб. |
Февраль (знакомство с животным миром - птицы) | ||
1. «Птицы, которые прилетают весной» | знакомить детей с перелетными птицах и их названия. | Картинки с изображением птиц, фланелеграф. |
2. «Чья это тень» | учить детей узнавать и называть птиц по силуэту. | Картинки с изображением птиц, фланелеграф. |
3. ««Кто где живёт» | учить детей определять места обитания птиц. | Настольно - печатная игра. |
4. «Собери картинку» | учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке. | Разрезные картинки с птицами разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали). |
5. «Парочки» - лото | упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Настольно - печатная игра. |
Март (знакомство с животным миром – насекомые) | ||
1. «Чудесный мешочек» | знакомить детей с насекомыми, называть их и узнавать. | С предметами (муляжи) |
2. «Разрезные картинки» (летают, ползают, прыгают) | учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает. | Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали). |
3. «Найди, что покажу» | учить находить предмет по сходству и рассказывать о нем. | С предметами (муляжи). |
4. «Найди пару» | упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Картинки с одинаковыми изображениями насекомых. |
Апрель (знакомство с растительным миром) | ||
1. «Цветочный магазин»
| закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду. | Карточки с изображениями растений. |
2. «Съедобное – не съедобное» | формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию. | Мяч, карточки. |
3. «Чудесный мешочек» | формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. | Мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов. |
4. «Магазин «Семена»
| развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания. | Вывеска «Семена». коробки с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт; в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения. |
5. «Собери грибы в лукошко» | развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. | Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес,фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными). |
6. «Выбери ягоду» | развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие ягоды, распределять их по группам. | Плоскостные фигурки ягод (малины, вишни, клубники другие). |
7. «Соберем урожай» | развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). | Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами. |
Май (знакомство с животными миром) | ||
1. «Наши друзья» | расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. | карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), |
2. «Что сначала, что потом?» | формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). | Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение). |
3.« Угадай по описанию» | развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь. | Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше. |
4. «Зоопарк» | формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним. | Карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты. |
5.« Собери и расскажи» | учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке. | Разрезные картинки разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали). |
Средняя группа
2018– 2019 учебный год
Название игр | Цель игры | Вид игры Материал к игре | |
Сентябрь (знакомство с растительным миром) | |||
1.«Парочки»-лото (овощи, фрукты) закреплять умение называть овощи и фрукты. | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Настольно - печатная игра. | |
2.« С какого дерева фрукт?» | Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание. | Карточки с изображением различных фруктовых деревьев и соответствующие этим деревьям плоды. | |
| Продолжать знакомить детей понятием «ягода», классифицировать на садовые и лесные, различать их. (К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в сад)у. | Настольно - печатная игра. | |
4.«Брать — не брать» | Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание. | Словесная игра №16 (альбом- « Игры для средней группы») | |
5.«Собери грибы в лукошко» | Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. | Плоскостные лукошки, карточки с грибами (съедобными, не съедобными). | |
Октябрь (знакомство с растительным миром -деревья) | |||
1. «Деревья, листья и плоды» | Продолжать знакомить детей с деревьями средней полосы России, находить листья и плоды с данного дерева. | Настольно - печатная игра. | |
2. «Деревья и кустарники» | Закреплять знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение. | Настольно - печатная игра. | |
3. «Отгадай растение» | Развивать умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию. | Карточки с изображением различных деревьев и кустарников. | |
4. «Четвёртый лишний» | Развивать умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. | Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. | |
5. «Собери дерево из частей» | Продолжать обучать умению собирать из частей целое (синтез); закреплять умение находить и называть части деревьев, (корень, ствол, ветки, листья). | Картинки с изображениями дерева. | |
6.«Узнай, чей лист» | Закреплять умение узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание. | Словесная игра ( на прогулке) (альбом « Игры для средней группы») №2 | |
7. «Парочки» - лото (деревья и кустарники) | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Настольно - печатная игра. | |
Ноябрь (знакомство животным миром - домашние животные) | |||
1. «Чья это тень» | Закреплять названия животных, определять животное по силуэту. | Картинки-силуэты с изображениями домашних животных. | |
2.«Кого не стало (дом. животные) | Развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных. | Игрушки с домашними животными, картинки. | |
3.«Помогите нам» | Упражнять детей в составлении небольших рассказов о том, как можно помочь животному. Закрепить названия домашних животных. | Сюжетные картинки: лежащая на снегу собачка; лежащая на снегу кошечка; на веточке со снегом сидит попугай; лошадь, стоящая возле дерева; во дворе на снегу курочки и петух; нахохлившиеся на дереве синички. Словесная игра ( на прогулке) (альбом « Игры для средней группы») №24 | |
4. «Кто что ест?» | Уточнить представления детей о том, чем питаются животные, которых они знают. | Настольно - печатная игра. | |
5. «Животные и их детёныши» | Закреплять в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | Мяч. Словесная игра (альбом « Игры для средней группы») №9 | |
Декабрь (знакомство с животным миром - дикие животные) | |||
1.«Чья это тень» | Закреплять названия животных, определять животное по силуэту. | Картинки - силуэты диких животных. | |
2. «Чьи следы? | Закрепить знания детей о диких животных средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. | Настольно - печатная игра. | |
| Продолжать развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных. Развивать речь. | Настольно - печатная игра. | |
4. «Угадай, чей хвост» | Закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать. | Настольно - печатная игра. | |
5. «Что умеют делать звери?» | Обучать создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память. | Картинки с изображением животных. Словесная игра (альбом « Игры для средней группы») №19 | |
Январь (знакомство с животными - водный мир) | |||
1. «Обитатели морей» | Знакомить, находить и различать обитателей рек, морей и аквариумных рыб. | Картинки, муляжи обитатели моря; | |
2. «Путешествие под водой» | Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания. | Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. | |
3. «Разрезные картинки». | Составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке; закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов. | Разрезные картинки с изображениями водоёмов (рек, озёр, болот, ручейков морей и океанов,) разрезанные на 6-8 частей. | |
4. «Найди пару» | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Картинки с одинаковыми изображениями речных и морских, аквариумных рыб. | |
5.«Плавает - не плавает». | Закрепить названия плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов. | Мяч. Словесная игра | |
Февраль (знакомство с животным миром - птицы) | |||
1.«Кто из птиц лишний» | Упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать зимующими птиц, развивать внимание, память. | Картинки с изображением птиц, плоскостное изображение кормушки. | |
2. «Чья это тень» | Способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту. | Картинки с изображением птиц | |
3. «Кто где живёт» | Уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь. | Настольно - печатная игра ( карточками с изображениями птиц и моделями «болото» - цапля, аист, журавль «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд «город» - воробей, голубь, ворона «птичий двор» - курица, гусь, индюк. | |
4. «Кто как поет?» | Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц. Угадывать на слух название птицы по голосу. | аудиозапись пения птиц: воробей, ворона, голубь, скворец. Карточки с изображением этих птиц. Словесная игра (альбом « Игры для средней группы») №20 | |
5. «Парочки» - лото (птицы) | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Настольно - печатная игра. | |
«Найди по названию» (птицы) – | Закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие. | Карточки с изображением различных птиц. | |
Март (знакомство с животным миром – насекомые) | |||
1.«Кто, где живет» (насекомые) | Закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке и др.) месте их обитания. | Методический материал (папка «окружающий мир- Насекомые») | |
2. «Разрезные картинки» (летают, ползают, прыгают) | Составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает. | Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 6-8 частей. | |
3. Дидактическая игра «Бабочки» | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Картинки с одинаковыми изображениями насекомых. | |
4. «Четвертый лишний» | Закреплять знания детей о насекомых по карточкам или на слух, назвать лишнее. | Карточки (или словесная игра) 1. заяц, еж, лиса, шмель; 2. трясогузка, паук, скворец, пчела; 3. бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5. пчела, стрекоза, енот, пчела; 6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7. таракан, муха, пчела, майский жук; 8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9. лягушка, комар, жук, бабочка; 10. стрекоза, мотылек, шмель, воробей. | |
5. «Парочки» - лото ( насекомые) | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Настольно - печатная игра. | |
6.«Что за насекомое?» | Уточнять и расширять представления о жизни насекомых описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание. | Словесная игра (альбом « Игры для средней группы») №7 | |
Апрель (знакомство с растительным миром) | |||
1. «Цветочный магазин»
| Закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию, группировать растения по виду. | Карточки с изображениями растений. | |
2.«Дерево, кустарник, цветок» | Закрепить знание детей о растениях, расширять кругозор детей, развивать речь, память. | Словесная игра№13 (альбом-«Игры для средней группы») | |
3. «Где что растет?» | Обучать пониманию происходящих в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. | Словесная игра №14(альбом- « Игры для средней группы») | |
4. «Найди мешочек с семенами»
| Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. - познакомить детей с видами семян различных плодов растений; - закрепить знания детей о фруктах, ягодах и овощах; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - развивать мышление, внимание, память. | Настольно - печатная игра | |
5. «Собери грибы в лукошко» | Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу. | Плоскостные лукошки, карточки с грибами (съедобными, не съедобными). | |
6 . «Лесные и садовые ягоды» | Продолжать знакомить детей понятием «ягода», классифицировать на садовые и лесные, различать их. (К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в сад)у. | Настольно - печатная игра | |
7. «Соберем урожай» | Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле). | Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами , фруктами, ягодами. | |
8. «Парочки» - лото (растения) | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Настольно - печатная игра | |
Май (знакомство с животными миром) | |||
1.«Путешествие под водой» | Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания. | Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. | |
2. «Что сначала, что потом?» | Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных). | Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение). | |
3. «Разрезные картинки» (летают, ползают, прыгают) | Составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает. | Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 6-8 частей | |
4. «Кто где живёт» | Уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь. | Настольно - печатная игра ( карточками с изображениями птиц и моделями «болото» - цапля, аист, журавль «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд «город» - воробей, голубь, ворона «птичий двор» - курица, гусь, индюк. | |
5.«Чьи следы? | Закрепить знания детей о диких животных средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. | Настольно - печатная игра. |
Старшая группа
2019– 2020 учебный год
Название игр | Цель игры | Вид игры Материал к игре | |
Сентябрь (знакомство с растительным миром - овощи, фрукты, ягоды, грибы) | |||
1.«Что где растет?»
| Обучить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. | Карточки с изображением различных деревьев (фруктовых, дикорастущих, тропичекских и др.) | |
2.« С какого дерева фрукт?» | Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание. | Карточки с изображением различных фруктовых деревьев и соответствующие этим деревьям плоды | |
3.«Лесные и садовые ягоды» | Продолжать знакомить детей понятием «ягода», классифицировать на садовые и лесные, различать их. (К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду). | Настольно - печатная игра | |
4.«Брать — не брать» | Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание. | Словесная игра №16 | |
5.«Что за чудо то такое?» | Знакомить детей с необыкновенными съдобными тропическими растениями (манго, папайя, личи идр.), находить их на карточках рассказывать о них. | Карточки с изображенными плодами и деревьями. | |
Октябрь (знакомство с растительным миром – деревья, кустарники) | |||
1. «Деревья, листья и плоды» | Продолжать знакомить детей с деревьями средней полосы России, находить листья и плоды с данного дерева. | Настольно - печатная игра | |
2. «Деревья и кустарники» | Закреплять знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение. | Настольно - печатная игра | |
3. «С какого дерева листок?» (собери цепочку, лото) | Продолжать обучать детей собирать цепочку (на карточке целое дерево, на второй и третьей его части). | Настольно – печатная игра | |
4. «Четвёртый лишний» | Развивать умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. | Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. | |
5.«Сундучки» (найди пару и назови) | Знакомить детей с разными видами орехов их названиями; (находить пару, называть данный орех). | Парные картинки-карточки | |
Ноябрь (знакомство с животным миром – дикие, домашние животные) | |||
1 . «Чьи следы? | Закрепить знания детей о диких животных средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. | Настольно - печатная игра | |
2. «Угадай, чей хвост?» | Закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать. | Настольно - печатная игра | |
| Знакомить детей с животными жарких стран, закреплять их названия и запоминать в каких странах они обитают; развивать внимание, память, речь | Настольно - печатная игра | |
4. «Что умеют делать звери?» | Обучать создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память. | Картинки с изображением животных. Словесная игра №19 | |
5.«Кого не стало» (хищники) | Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. | Картинки с животными их описанием | |
Декабрь (знакомство с животными - водный мир) | |||
1. «Что перепутал художник?» | Закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов. | Картинки, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, разрезные части картинок (исправленные части) | |
2. «Определи по контуру». | Закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру. | Картинки с изображением контура обитателей водоёмов (щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д.) | |
3.« Кто здесь живет?» (разрезные картинки) | Закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов; из частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём. | Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) из 6-8частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) из 8-10 частей. | |
4.«Давайте, познакомимся!» (растительный мир водоёмов)
| Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.) | Настольно - печатная игра | |
5. «Кого не стало» (морские обитатели) | Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. | Картинки с животными их описанием | |
Январь-февраль знакомство с животным миром - птицы) | |||
1. Птицы нашего края» | Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания; различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Воспитывать любовь к природе | Картинки с изображением птиц | |
2. « Кто чем питается?» | Закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. | Настольно - печатная игра. | |
3. «Кто где живёт?» | Обучить детей определять места обитания птиц. | Настольно - печатная игра. | |
4. «Зимующие и перелетные птицы» | Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки | Настольно - печатная игра. | |
5. «Парочки» - лото | Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). | Настольно - печатная игра. | |
6.Выложи птицу | Обучать детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать. | Карточки со схемами, набор геометрических фигур, игра «Сложи узор», палочки КЬюзенера, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра. | |
7.Прилетели птицы | Развивать фонематический слух, определять название птиц | Словесная игра | |
Март (знакомство с животным миром – насекомые) | |||
1«Разрезные картинки» (пазлы) | Закреплять умение составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает. | Разрезные картинки с насекомыми разделенные на части | |
2. «Четвертый лишний» | Вычленять лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, речь. | Настольно-печатная игра | |
3. «Чья тень?» | Способствовать закреплению знаний детей о насекомых, упражнять в умении узнавать их по силуэту. | Настольно-печатная игра | |
| Знакомить детей с местами обитания насекомых (улей, муравейник, норка, водоем), континентах | Картинки с одинаковыми изображениями насекомых. | |
Апрель (знакомство с растительным миром) | |||
1. «Я садовник»
| Закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить лишнее растение, обосновывать свой выбор. | Настольно - печатная игра | |
2.«Дерево, кустарник, цветок» | Закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память. | Словесная игра№13 | |
3. «Где что растет?» | Обучить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. | Словесная игра | |
4. «Магазин «Семена»
| Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания. | Вывеска «Семена» коробки с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт; в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения. | |
5. «Грибники» (найди лишнее) | Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; вычленять лишнее, обосновывать свой выбор. | Настольно - печатная игра | |
6. «Зеленая аптека» (лекарственные растения) | Знакомить детей с лекарственными растениями, их названиями, находить парные картинки | Парные картинки с лекарственными растениями | |
Май (знакомство с животными миром) | |||
1.«Кого не стало» (хищники) | Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. | Картинки с животными их описанием | |
2. «Кого не стало» (морские обитатели) | Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать | Картинки с животными их описанием | |
3. «Зоопарк» | Продолжать знакомит детей с миром животных, формировать и расширять представления детей о диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним, развивать память, логику и воображение. | Настольно - печатная игра | |
4.« Кто, где живёт?» | Обучить детей определять места обитания птиц. | Настольно - печатная игра. | |
5.«Четвертый лишний» | Вычленять лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, речь. | Настольно-печатная игра |
Подготовительная к школе группа
2020– 2021 учебный год
Название игр | Цель игры | Вид игры Материал к игре | |
Сентябрь (знакомство с растительным миром - овощи, фрукты, ягоды, грибы) | |||
1.«Что где растет?»
| Обучить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. | Карточки с изображением различных деревьев (фруктовых, дикорастущих, тропичекских и др.) | |
2.« С какого дерева фрукт?» | Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание. | Карточки с изображением различных фруктовых деревьев соответствующие этим деревьям и плоды. | |
3. «Что в корзинку мы берем?» | Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. | Картинки с изображение корзинок, овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод | |
4. «В поле, в саду, в огороде» | Закрепить знания об овощах, фруктах. ягодах и зерновых культурах; расширять словарный запас, развивать память, произвольное внимание | Настольно - печатная игра | |
5.«Что за чудо то такое?» | Знакомить детей с необыкновенными съдобными, тропическими растениями (манго, папайя, личи идр.), находить их на карточках рассказывать о них. | Карточки с изображенными плодами и деревьями. | |
6.«Диво - дивное» | Знакомить детей с необычными тропическими растениями ( кактусы, лиана, растения- монстры и др.), находить карточку с нужным растение, рассказывать о нем; развивать память, внимание речь. | Карточки с описанием растений. | |
| Продолжать знакомить детей с сельскохозяйственными культурами, что из чего может приготовить человек. | Карточки с описанием растений | |
Октябрь (знакомство с растительным миром – деревья, кустарники) | |||
1. «Деревья, листья и плоды» | Продолжать знакомить детей с деревьями средней полосы России, находить листья и плоды с данного дерева. | Настольно - печатная игра | |
2. «Деревья и кустарники» | Закреплять знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение. | Настольно - печатная игра | |
3. «С какого дерева листок?» (собери цепочку, лото) | Продолжать обучать детей собирать цепочку (на карточке целое дерево, на второй и третьей его части). | Настольно – печатная игра | |
4. «Четвёртый лишний» | Развивать умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. | Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. | |
5.«Сундучки» (найди пару и назови) | Знакомить детей с разными видами орехов их названиями; (находить пару, называть данный орех). | Парные картинки-карточки | |
Ноябрь (знакомство с животным миром – дикие, домашние животные) | |||
1 . «Чьи следы? | Закрепить знания детей о диких животных средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей. | Настольно - печатная игра | |
2. «Кто, где живет?» (лото) | Знакомить детей с животными жарких стран, закреплять их названия и запоминать в каких странах они обитают; развивать внимание, память, речь | Настольно - печатная игра | |
3. «Что умеют делать звери?» | Обучать создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память. | Картинки с изображением животных. Словесная игра №19 | |
4.«Кого не стало» (хищники) | Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. | Картинки с животными их описанием | |
| Знакомить детей с животными жарких стран (сумчатые животные), местами их обитания их зависимость от окружающей среды. | Картинки с животными их описанием | |
Декабрь (знакомство с животными - водный мир) | |||
1. «Что перепутал художник?» | Закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов. | Картинки, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, разрезные части картинок (исправленные части) | |
2. «Определи по контуру». | Закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру. | Настольно - печатная игра (Карточки с изображением контура обитателей водоёмов (щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д.) | |
3.« Кто здесь живет?» (разрезные картинки) | Закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов; из частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём. | Карточки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) из 6-8частей. Карточки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) из 8-10 частей. | |
4.«Давайте, познакомимся!» (растительный мир водоёмов)
| Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.) | Настольно - печатная игра | |
5. «Кого не стало» (морские обитатели) | Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. | Карточки с животными их описанием | |
| Закреплять знания детей о разных видах животных об их появлении и питании; уметь обосновывать свой ответ) | Настольно - печатная игра | |
Январь-февраль (знакомство с животным миром - птицы) | |||
1. « Кто чем питается?» | Закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах. | Настольно - печатная игра. | |
2. «Кто где живёт?» | Обучить детей определять места обитания птиц. | Настольно - печатная игра. | |
3. «Зимующие и перелетные птицы» | Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки | Настольно - печатная игра. | |
| Обучать детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать. | Карточки со схемами, набор геометрических фигур, игра «Сложи узор», палочки КЬюзенера, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра. | |
| Знакомить детей с необычными птицами с различным строение их клюва) утконос, клест пеликан, дать понять для чего им нужен такой клюв в природе. | Настольно - печатная игра.Карточки с птицами их описанием | |
Март (знакомство с животным миром – насекомые) | |||
1. «Разрезные картинки» (пазлы) | Закреплять умение составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает. | Разрезные картинки с насекомыми разделенные на части | |
2. «Четвертый лишний» | Вычленять лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, речь. | Настольно-печатная игра | |
3. «Чья тень?» | Способствовать закреплению знаний детей о насекомых, упражнять в умении узнавать их по силуэту. | Настольно-печатная игра | |
| Знакомить детей с местами обитания насекомых (улей, муравейник, норка, водоем), континентах | Карточки с одинаковыми изображениями насекомых. | |
| Знакомить детей с полезными и насекомыми вредителями, а также ядовитыми насекомыми | Настольно-печатная игра Карточки с описанием насекомых | |
Апрель (знакомство с растительным миром) | |||
1. «Я садовник»
| Закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить лишнее растение, обосновывать свой выбор. | Настольно - печатная игра | |
2. «Сундучки» (найди пару и назови) | Знакомить детей с разными видами орехов их названиями; (находить пару, называть данный орех). | Парные картинки-карточки | |
3. «Давайте, познакомимся!» (растительный мир водоёмов)
| Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.) | Настольно - печатная игра | |
4. «Магазин «Семена»
| Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания. | Вывеска «Семена» коробки с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт; в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения. | |
5. «Грибники» (найди лишнее) | Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; вычленять лишнее, обосновывать свой выбор. | Настольно - печатная игра | |
6. «Зеленая аптека» (лекарственные растения и ядовитые) | Знакомить детей с лекарственными растениями, их названиями, находить парные картинки | Парные картинки с лекарственными растениями | |
7.«Диво - дивное» | Знакомить детей с необычными тропическими растениями ( кактусы, лиана, растения - монстры и др.) | Карточки с описанием растений | |
Май (знакомство с животными миром) | |||
1.«Кого не стало» (хищники) | Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. | Картинки с животными их описанием | |
2. «Кого не стало» (морские обитатели) | Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать | Картинки с животными их описанием | |
3. «Прекрасные и ужасные» (лото) | Знакомить детей с полезные и насекомыми вредителями, а также ядовитыми насекомыми | Настольно-печатная игра Картинки с описанием насекомых | |
4. «Зоопарк» | Продолжать знакомить детей с миром животных, формировать и расширять представления детей о диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним, развивать память, логику и воображение. | Настольно - печатная игра | |
5. « Носастые – клевастые» (райские, экзотические) птицы | Знакомить детей с необычными птицами с различным строение их клюва) утконос, клест пеликан, дать понять для чего им нужен такой клюв в природе. | ||
| Знакомить детей с животными жарких стран (сумчатые животные), местами их обитания их зависимость от окружающей среды. | Картинки с описанием животных |
Работа с родителями
Цель: Раскрыть актуальность и важность формирования экологических знаний и развитие речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры, при подготовке детей к обучению в школе (эффективного развития мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.), привлечь родителей к активному сотрудничеству.
Содержание работы | Сроки |
Семейный час «Поиграем вместе!» (рекомендации родителям «Как играть с ребенком дома») | Февраль 2016 г. |
Практический тренинг с родителями «Мир увлечений моей семьи!» | Апрель 2016 г. |
Наглядно - дидактическое пособие совместно с родителями «Яблоня» (Времена года) | Ноябрь 2016г. |
Практический тренинг с родителями « Давайте поиграем» | Март 2017г. |
Практикум для родителей «Дидактическая игрушка» | Ноябрь 2017г. |
Групповое родительское собрание «Игра, ведущая деятельность в жизни ребенка ». | Октябрь 2018г. |
Фотоконкурс «Родные просторы Алексеевского района» | Ноябрь 2018г. |
Консультация для родителей «Играй дома, тренируй внимание и память ». | Февраль 2018г |
Конкурс на лучшую елочную игрушку «Свинка- розовая щетинка» | Декабрь 2018 г. |
Конкурс по экологии бросового материала на тему: «Мусор смело пустим в дело» (4-5 лет), «Лесной уголок» | Март 2019г. |
Фотовыставка «Дикие животные нашего края», «Удивительное рядом» | Апрель 2019г. |
Эко - акция по сбору макулатуры «Сбереги дерево 2019» | Май 2019г. |
Круглый стол «Подводим итоги…» | Апрель 2021г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников, в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...
Перспективный план по самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей раннего возраста"
Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей раннего возраста...
План по самообразованию на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста".
quot;Ум ребенка находится на его кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский....
План по самообразованию воспитателя Тема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
План по самообразованию воспитателяТема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста» ...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников
В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....
План по самообразованию на тему "Дидактические игры для развития младших дошкольников"
план по самообразованию...