ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
календарно-тематическое планирование

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого – целесообразное поведение в природе.

Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:

1.​ игры на формирование экологических представлений о мире животных;

2.​ игры на формирование экологических представлений о мире растений;

3.​ игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.

Дидактические игры будут использоваться на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.

С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе запланированы  игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве » и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний, «Найди животных, птиц, насекомых», «Кто в каком домике живет?», «Кто что ест?», «Чьи детки?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Предметно-развивающую среда, способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений, просмотреть книги  содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины с растительным и животным  миром, карты-схемы, пиктограммы, содержаться  необходимые дидактические игры.

Также будет осуществляться совместная работа с родителями. Это анкетирование родителей, консультации для родителей, подбор иллюстраций к играм, изготовление дидактических игр, участие в выставках из «овощей и фруктах» в конкурсах поделок на экологическую тему из природного и бросового материала, совместные участия в тематических развлечения, экологических акциях.

 Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Применение дидактических игр наглядного  оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. В итоге к периоду поступления в школу у детей

  • сформированы базовые представления об окружающем мире;
  • созданы условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений;
  • созданы предпосылки к успешному школьному обучению.                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования воспитателя

МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Фёдоровой Ольги Александровны

по теме:

«Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»

Цель:

Систематическое повышение эффективности и качества педагогического мастерства.

Задачи:

Изучение педагогических, методических литературных источников по использованию  дидактических игр в ДОУ.

Формирование экологических знаний и развитие речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Создание методической лаборатории по теме.

Обобщение и распространение опыта по теме самообразования.

Актуальность выбранной темы:

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого – целесообразное поведение в природе.

Для этого отобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:

1. игры на формирование экологических представлений о мире животных;

2. игры на формирование экологических представлений о мире растений;

3. игры на ознакомление с взаимосвязями человека с окружающей средой.

Дидактические игры будут использоваться на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.

С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе запланированы  игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве » и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

Используя информационно-коммуникационную технологию, разработала серию игр экологического содержания («От какого дерева листок?», «Четвертый лишний, «Найди животных, птиц, насекомых», «Кто в каком домике живет?», «Кто что ест?», «Чьи детки?»), способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Предметно-развивающую среда, способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений, просмотреть книги  содержания о животных и растениях, иллюстрации, картины с растительным и животным  миром, карты-схемы, пиктограммы, содержаться  необходимые дидактические игры.

Также будет осуществляться совместная работа с родителями. Это анкетирование родителей, консультации для родителей, подбор иллюстраций к играм, изготовление дидактических игр, участие в выставках из «овощей и фруктах» в конкурсах поделок на экологическую тему из природного и бросового материала, совместные участия в тематических развлечения, экологических акциях.

 Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Применение дидактических игр наглядного  оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления. В итоге к периоду поступления в школу у детей

  • сформированы базовые представления об окружающем мире;
  • созданы условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений;
  • созданы предпосылки к успешному школьному обучению.

Изучение психолого-педагогической литературы  связанной с целями и задачами реализации методической темы

Цель: формирование экологических знаний и развитие речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

                                       Список литературы

Сроки

1. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / - М.: Карапуз, 2011. 128 c.

Сентябрь

  2016г.

2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

Ноябрь

  2016г.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.:  «Вако», 2007.

 Февраль

  2017 г.

4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.

   Май

  2017г.

5. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.

 Август    2017 г.

6. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

Октябрь

  2017г.

7. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.

Январь

2018г.

8. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Апрель

2018 г.

9. Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 922 c.

Сентябрь

 2018г.

10. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2007. - 1111c.

Февраль

2018 г.

     

Участие в методической работе детского сада

(открытые занятия для педагогов ДОУ, выступления на педсоветах, консультации)

Цель: Распространение опыта работы по  теме самообразования  среди педагогов ДОУ.

1.Консультация для педагогов на тему: «Значение игровой деятельности в развитии детей (дидактических  игр)»

Октябрь

2016 г.

2.Консультация для воспитателей: «Экологическое воспитание в дидактических играх»

Март

2017 г.

3. Открытый просмотр занятия «Подарки весны» (2 группа раннего возраста)

Май

2017г.

4. Консультация для воспитателей по теме:   «Знакомим детей  с комнатными растениями» ( все возрастные группы)

Ноябрь

2017 г.

5. Консультация для педагогов : «Развиваемся, играя» ( игры развивающие познавательный интерес)

Апрель

2018г.

6. Семинар-практикум : Презентация проекта « Лес – наше богатство»

Май

2018г.

7. Семинар-практикум Лэпбук на тему: «Мир растений»

Май

2019г.

8. Консультация для воспитателей  «Играй - тренируй внимание и память».

Слайды «как мы играем в игры»

Ноябрь

2019г.

                         

Участие в методической работе района

(посещение занятий у педагогов других детских садов, открытый просмотр занятий в рамках РМО, выступления на РМО, конференциях, семинарах)

Цель: Обмен опытом работы, распространение личного педагогического опыта.

1. Участие в работе РМО, использование в практике лучшего опыта педагогов района и региона (по плану заседаний РМО).

2016-2021 г.г.

2. Участия в педагогических советах, семинарах, круглых столах МДОУ.

2016-2021 г.г.

3. Открытые занятия различного уровня.

2016-2021 г.г.

                                     Участие в конкурсах

Цель: повышение самооценки, раскрытие творческого потенциала.

Участие воспитанников во Всероссийских конкурсах, организованных журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс». 

2016-2021 г.г.

 Участие воспитанников в творческих конкурсах  различного уровня.

2016-2019 г.г.

Публикация творческих работ воспитанников на интернет- сайтах.

2016-2019 г.г.

Участие воспитанников во Всероссийском конкурсе «Все лето - в одном фото», организованного журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс»

2016г.

Участие воспитанников во всероссийском конкурсе «Разноцветные капли» 

2016г.

Участие в конкурсах различного уровня (конкурсы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

2016-2019 г.г.

                                   Методические публикации

Цель: распространение личного педагогического опыта на Всероссийском, республиканском, муниципальном уровне

1. Сотрудничество с журналом «Обруч» и издательством «Линка-Пресс»

2015 -   2016г.

2. Сотрудничество с ООО «Образовательный центр «Инициатива», г. Чебоксары.

2016 г.

Работа с детьми

Задача: помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы; сформировать базовые представления об окружающем мире; создать условия для активного участия ребенка  в игре, объектов и явлений.

2016-2017 учебный год

Цели:

Формировать базовые представления об окружающем мире, как основы социальной компетентности ребенка раннего возраста при переходе из одной микросоциальной среды в другую;
создать условия для накопления и обогащения субъективного опыта ребенка при ознакомлении с окружающим миром;

разработать игры и методические пособия доступные пониманию и ознакомления ребенка с животным и растительным миром.

2017 – 2018 учебный год

Цели:         

Формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи и фрукты формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по  форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять знания детей о месте обитания диких и домашних животных.

Развивать умение детей составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.

                      2018– 2019 учебный год

Цели:                                                                                                                     Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений). Развивать  умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.)

Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память. Обучать пониманию происходящих в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

2019– 2020 учебный год.

Цели:                                                                                                               

Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание. Знакомить детей с полезные и насекомыми вредителями, а также ядовитыми насекомыми.

Развивать  умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам. Обучать детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

                       2020– 2021 учебный год.

Цели:                                                                                                                   

  Закреплять знания детей  о происходящих в природе процессов; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах и зерновых культурах; расширять словарный запас.

  Знакомить детей с необычными тропическими растениями (кактусы, лиана, растения - монстры и др.), находить карточку с нужным растение, рассказывать о нем. Знакомить детей  с лекарственными растениями, их названиями, находить парные картинки.

Знакомить детей с животными жарких стран (сумчатые животные), местами их обитания их зависимость от окружающей среды. Вычленять  лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, память.

  Совершенствовать  речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

  Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

Перспективное планирование дидактических игр

 2 группа раннего возраста.

2016-2017 учебный год

Название   игр

Цель игры

Вид игры

Материал к игре

СЕНТЯБРЬ

(знакомство с растительным миром)

1. «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты»

обучать детей узнавать и называть овощи и фрукты.

С предметами (муляжи), кукла.

2.  «Чудесный мешочек»

 обучать детей определять фрукты и овощи на ощупь.

С предметами (муляжи)

3.  «Узнай  и назови овощи или фрукты»

учить узнавать овощи и фрукты в натуре и на картинке и называть их.

натуральные

овощи и фрукты, картинки.

4. Узнай овощи или фрукты по вкусу»

упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус.

Натуральные

овощи и фрукты.

5. «Что где растет?»  

формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи и фрукты

 Ковролин  или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Октябрь

 (знакомство с растительным миром -деревья)

1. «Найди лист, какой покажу»

 учить детей находить листочки по показу.

Ковролин или магнитная доска с изображениями листьев (береза, дуб, клен).

2. «Где какой листочек»

развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие листочки

Плоскостные изображения листьев (береза, дуб, клен).

3. «Откуда берется дерево?»

познакомить детей, как появляются деревья, из чего они произрастают.

Карточки с изображением семян деревьев (желудь, «самолетики»,яблочное семечко. Схема с произрастанием семени.

4.  «Как живут деревья?»

формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями.

Картинки или макеты деревьев в разные времена года.

5. Разберем и соберем»

закреплять умение находить и называть части деревьев, (корень, ствол, ветки, листья).

Картинки с изображениями дерева.

Ноябрь

(знакомство животным миром - домашние животные)

1. «Назови правильно»

 учить детей узнавать и называть домашних животных (корова, лошадь, коза, овечка, кошка, собака и т.д.)

Картинки с изображениями домашних животных, ковролин.

2. «Кто как кричит?»

закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах.

Игрушки с домашними животными, картинки.

3. « Кто в каком домике живет?»

 знания детей о месте обитания   домашних животных.

Настольно - печатная игра.

4. «Кто, что ест?»

уточнить представления детей о том, чем питаются животные, которых они знают.

Настольно - печатная игра.

5. « Чьи детки?»

учить узнавать животных и их детенышей.

Картинки с изображением животных и их детенышей.

Декабрь

(знакомство с животным миром - дикие животные)

1. «Назови правильно»

Обучать детей умению узнавать и называть диких  животных.

Игрушки с дикими животными, картинки.

2. «Кто кем был?»

 Обучать детей  умению называть животных и  их детёнышей.

Настольно - печатная игра. Картинки с изображением животных и их детенышей.

3. «Кто где живёт?»

   Закреплять знания детей о месте обитания диких и домашних животных.

Настольно - печатная игра.

4. Что умеет делать животное: скажем и покажем»  

закреплять знания детей о повадках животных.

Картинки с изображением животных.

5. «Кто с рогами?»

закреплять знания о диких и домашних животных, уметь находить по отдельным признакам, способствовать развитию памяти, внимания.

Картинки с изображением животных.

Январь

(знакомство с животными - водный  мир)

1. «Где спряталась рыбка?»

закрепить знания детей о том, как устроен аквариум.

Аквариум с рыбками -макет

2. «Собери из частей целое»

Обучать детей умению различать части тела рыбки(глаза, плавники, хвост, рот).

Разрезные картинки с рыбками разделенные на 2 равные части.

3.  «Найди пару»

знакомить детей с речными рыбами своей местности, упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений.

 Картинки с одинаковыми изображениями речных  рыб данной местности (щука, окунь, ёрш, карась).

Февраль

(знакомство с животным миром - птицы)

1. « На птичьем дворе»

знакомить детей с домашними птицами, закрепление произношения звуков по подражанию.

Картинки с изображением домашних птиц, ковролин.

2. «Назови правильно»

 Обучать детей умению узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей)

Картинки с изображением  птиц, ковролин.

3. «Кто где живёт»

Обучать детей умению  определять места обитания птиц.

Настольно - печатная игра.

4. « Собери и расскажи»

Развивать умение детей составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.

Разрезные картинки с птицами разделенные на 2 равные части.

5. «Найди пару»

упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Картинки с одинаковыми изображениями птиц.

Март

(знакомство с животным миром – насекомые)

1. «Чудесный мешочек»

знакомить детей с насекомыми,  называть их и узнавать.

С предметами (муляжи)

2. «Разрезные картинки»

Обучать детей умению составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.

Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 2 равные части.

3. «Найди, что покажу»

Обучать умению находить предмет по сходству и рассказывать о нем.

С предметами (муляжи)

4. «Найди пару»

упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Картинки с одинаковыми изображениями насекомых.

Апрель

(знакомство с растительным миром)

1. « Комнатные цветы»        

знакомить с комнатными цветами уметь находить и называть  их.        

Натуральные или картинки  с  изображениями комнатных цветов.

2. « Садовник»        

знакомить с садовыми цветами  уметь находить и называть их.        

Картинки с  изображениями садовых цветов.

 «Разберем и соберем»

 Уметь находить и называть части растения.

Картинки с изображениями комнатных и садовых цветов.

3. «Что в корзиночке лежит?»

 назвать овощи и фрукты; их цвет, форму и вкусовые качества.

натуральные

овощи и фрукты, картинки.

4. «Во саду ли, в огороде?»

Обучать детей группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Настольно - печатная игра.

5. «Как живут деревья?»

формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями.

Картинки или макеты деревьев в разные времена года.

6. «Выбери ягоду»

развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие ягоды, распределять их по группам.

Плоскостные фигурки ягод (малины, вишни, клубники).

                Май (знакомство с  животными миром)

1.«Чьи детки?»

Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.

Настольно - печатная игра.

2.«Найди, что покажу» (насекомые животные, рыбы, птицы).

Обучать детей находить  предмет по сходству и называть его.

Два набора картинок с изображениями животных.

3. « Кто, что ест?»

уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают.

Настольно - печатная игра.

4.« Собери и расскажи»

Закреплять умение составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.

Разрезные картинки  разделенные на 2 равные части.

Младшая группа

2017 – 2018 учебный год

Название   игр

Цель игры

Вид игры

Материал к игре

                          СЕНТЯБРЬ (знакомство с растительным миром)

1. «Чудесный мешочек»

обучать детей определять фрукты и овощи на ощупь.

С предметами (муляжи).

2. «Где растет?»

обучить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

С предметами (муляжи), картинки.

3.«Овощехранилище»

развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.  

4. «Узнай  на вкус»

упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус (сладкий, кислый, соленый, горький).

Натуральные

овощи и фрукты.

5. «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты)  закреплять умение называть овощи и фрукты.

находить и  называть овощи и фрукты.

Настольно - печатная игра.

Октябрь

(знакомство с растительным миром -деревья)

1. «Все по домам!»

формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по  форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

2. «Где какой листочек»

развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие листочки

Плоскостные изображения листьев (береза, дуб, клен, рябина).

3. ««С какой ветки детки»

развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды), картинки.

4.  «Как живут деревья?»

формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями.

Картинки или макеты деревьев в разные времена года.

5. «Собери дерево из частей»

 учить собирать из частей целое (синтез).

закреплять умение находить и называть части деревьев, (корень, ствол, ветки, листья).

Картинки с изображениями дерева.

Ноябрь

(знакомство животным миром - домашние животные)

1. «Чья это тень»

закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.

Картинки-силуэты с изображениями домашних животных, фланелеграф.

2.«Кого не стало (дом. животные)  

 развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.

Игрушки с домашними животными, картинки.

3. «Чей дом?»

 знания детей о месте обитания   домашних животных.

Настольно - печатная игра.

4. «Кто что ест?»

уточнить представления детей о том, чем питаются животные, которых они знают.

Настольно - печатная игра.

5. «Найди маму» (дикие животные)  учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки.

учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки.

Картинки с изображением животных и их детенышей.

Декабрь

(знакомство с животным миром - дикие животные)

1. «Чья это тень»

закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.

Картинки - силуэты диких животных, фланелеграф.

2. «Кто, чем питается зимой» (дикие животные)

уточнить представления детей о том, чем питаются  дикие животные зимой. 

Настольно - печатная игра.

3.«Рассели животных по домам»

развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Настольно - печатная игра.

4. «Угадай, чей хвост»

закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.

Картинки с изображением животных.

5. «Кто бегает, прыгает»  

закреплять знания детей о способе передвижения животных.

Картинки с изображением животных.

Январь

(знакомство с животными - водный  мир)

1. «Обитатели морей»

познакомить и научить находить и различать обитателей рек и морей.

Картинки,  муляжи обитатели моря;

2. «Путешествие под водой»

развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

3. «Собери и расскажи»

учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.

 Разрезные картинки с рыбками разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали).

4. «Найди пару»

упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Картинки с одинаковыми изображениями речных и морских  рыб.

Февраль

(знакомство с животным миром - птицы)

1. «Птицы, которые прилетают весной»

знакомить детей с перелетными птицах и их названия.

Картинки с изображением птиц, фланелеграф.

2. «Чья это тень»

 учить детей узнавать и называть птиц по силуэту.

Картинки с изображением  птиц, фланелеграф.

3. ««Кто где живёт»

учить детей определять места обитания птиц.

Настольно - печатная игра.

4. «Собери картинку»

учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.

Разрезные картинки с птицами разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали).

5. «Парочки» - лото

упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Настольно - печатная игра.

Март

(знакомство с животным миром – насекомые)

1. «Чудесный мешочек»

знакомить детей с насекомыми,  называть их и узнавать.

С предметами (муляжи)

2. «Разрезные картинки» (летают, ползают, прыгают)

учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает.

Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали).

3. «Найди, что покажу»

учить находить предмет по сходству и рассказывать о нем.

С предметами (муляжи).

4. «Найди пару»

упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Картинки с одинаковыми изображениями насекомых.

Апрель

(знакомство с растительным миром)

1. «Цветочный магазин»

        

закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Карточки с изображениями растений.

2. «Съедобное – не съедобное»

 формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Мяч, карточки.

3. «Чудесный мешочек»

 формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

4. «Магазин «Семена»

 

развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Вывеска «Семена».   коробки с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт; в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

5. «Собери грибы в лукошко»

развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес,фланелеграф, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

6. «Выбери ягоду»

развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие ягоды, распределять их по группам.

Плоскостные фигурки ягод (малины, вишни, клубники другие).

7. «Соберем урожай»

развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Май

(знакомство с  животными миром)

1. «Наши друзья»

расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.),

2. «Что сначала, что потом?»

 формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

3.« Угадай по описанию»

 развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

4. «Зоопарк»

формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

5.« Собери и расскажи»

учить составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке.

Разрезные картинки  разделенные на 4-6 равные части по вертикали или диагонали).

                                               

                                                Средняя группа

                    2018– 2019 учебный год

Название   игр

Цель игры

Вид игры

Материал к игре

Сентябрь

(знакомство с растительным миром)

1.«Парочки»-лото (овощи, фрукты)  закреплять умение называть овощи и фрукты.

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Настольно - печатная игра.

2.« С какого дерева фрукт?»

Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание.

Карточки с изображением различных фруктовых деревьев и соответствующие этим деревьям плоды.

  1. «Лесные и садовые ягоды»

 Продолжать знакомить детей понятием «ягода», классифицировать на садовые и лесные, различать их. (К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в сад)у.

Настольно - печатная игра.

4.«Брать — не брать»

Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Словесная игра  №16 (альбом- « Игры для средней группы»)

5.«Собери грибы в лукошко»

Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Плоскостные лукошки, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

Октябрь

(знакомство с растительным миром -деревья)

1.  «Деревья, листья и плоды»

Продолжать знакомить детей с деревьями средней полосы России, находить листья и плоды с данного дерева.

Настольно - печатная игра.

2. «Деревья и кустарники»

Закреплять знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.

Настольно - печатная игра.

3. «Отгадай растение»

Развивать умения описывать деревья и кустарники и узнавать их по описанию.

Карточки с изображением различных деревьев и кустарников.

4.  «Четвёртый лишний»

Развивать  умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.

Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.

5. «Собери дерево из частей»

 Продолжать обучать умению собирать из частей целое (синтез);

закреплять умение находить и называть части деревьев, (корень, ствол, ветки, листья).

Картинки с изображениями дерева.

6.«Узнай, чей лист»

Закреплять умение узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Словесная игра  ( на прогулке)              (альбом  « Игры для средней группы») №2

7. «Парочки» - лото (деревья и кустарники)

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Настольно - печатная игра.

Ноябрь

(знакомство животным миром - домашние животные)

1. «Чья это тень»

Закреплять названия животных,  определять животное по силуэту.

Картинки-силуэты с изображениями домашних животных.

2.«Кого не стало (дом. животные)  

 Развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.

Игрушки с домашними животными, картинки.

3.«Помогите нам»

 Упражнять детей в составлении небольших рассказов о том, как можно помочь животному. Закрепить названия домашних животных.

Сюжетные картинки: лежащая на снегу собачка; лежащая на снегу кошечка; на веточке со снегом сидит попугай; лошадь, стоящая возле дерева; во дворе на снегу курочки и петух; нахохлившиеся на дереве синички.

Словесная игра  ( на прогулке)              (альбом  « Игры для средней группы») №24

4. «Кто что ест?»

Уточнить представления детей о том, чем питаются животные, которых они знают.

Настольно - печатная игра.

5. «Животные и их детёныши»

Закреплять в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Мяч. Словесная игра             (альбом  « Игры для средней группы») №9

Декабрь

(знакомство с животным миром - дикие животные)

1.«Чья это тень»

Закреплять названия животных,  определять животное по силуэту.

Картинки - силуэты диких животных.

2.  «Чьи следы?

Закрепить знания детей  о диких животных  средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

Настольно - печатная игра.

  1. «Кто где живет?

Продолжать развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных. Развивать речь.

Настольно - печатная игра.

4. «Угадай, чей хвост»

Закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.

Настольно - печатная игра.

5. «Что умеют делать звери?»

Обучать создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Картинки с изображением животных. Словесная игра             (альбом  « Игры для средней группы») №19

Январь

(знакомство с животными - водный  мир)

1. «Обитатели морей»

Знакомить, находить и различать обитателей рек, морей и аквариумных рыб.

Картинки,  муляжи обитатели моря;

2. «Путешествие под водой»

Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

3. «Разрезные картинки».

 Составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке; закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

Разрезные картинки с

изображениями водоёмов (рек, озёр, болот, ручейков морей и океанов,) разрезанные на 6-8 частей.

4. «Найди пару»

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Картинки с одинаковыми изображениями речных и морских, аквариумных   рыб.

5.«Плавает - не плавает».

Закрепить  названия плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Мяч. Словесная игра            

Февраль

(знакомство с животным миром - птицы)

1.«Кто из птиц лишний»

Упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать  зимующими птиц, развивать внимание, память.

Картинки с изображением птиц, плоскостное изображение кормушки.

2. «Чья это тень»

 Способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Картинки с изображением  птиц

3. «Кто где живёт»

Уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь.

Настольно - печатная игра ( карточками с изображениями птиц и моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

4. «Кто как поет?»

Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.

 Угадывать на слух название птицы по голосу.

аудиозапись пения птиц: воробей, ворона, голубь, скворец. Карточки с изображением этих птиц.

Словесная игра             (альбом  « Игры для средней группы») №20

5. «Парочки» - лото (птицы)

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Настольно - печатная игра.

«Найди по названию» (птицы) – 

Закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.

Карточки с изображением различных птиц.

Март

(знакомство с животным миром – насекомые)

1.«Кто, где живет» (насекомые)

Закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке и др.) месте их обитания.

Методический материал (папка «окружающий мир- Насекомые»)

2. «Разрезные картинки» (летают, ползают, прыгают)

 Составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает.

Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 6-8 частей.

3. Дидактическая игра «Бабочки»

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Картинки с одинаковыми изображениями насекомых.

4. «Четвертый лишний»

 Закреплять знания детей о насекомых по карточкам или на слух, назвать лишнее.

Карточки (или словесная игра)

1. заяц, еж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, пчела;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

5. «Парочки» - лото  ( насекомые)

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Настольно - печатная игра.

6.«Что за насекомое?»

Уточнять и расширять представления о жизни насекомых описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Словесная игра             (альбом  « Игры для средней группы») №7

Апрель

(знакомство с растительным миром)

1. «Цветочный магазин»

        

Закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию, группировать растения по виду.

Карточки с изображениями растений.

2.«Дерево, кустарник, цветок»

Закрепить знание детей о растениях, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Словесная игра№13 (альбом-«Игры для средней группы»)

3. «Где что растет?»

Обучать пониманию происходящих в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Словесная игра №14(альбом- « Игры для средней группы»)

4. «Найди мешочек с семенами»

 

Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений.

- познакомить детей с видами семян различных плодов растений;

- закрепить знания детей о фруктах, ягодах и овощах;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- развивать мышление, внимание, память.

Настольно - печатная игра

5. «Собери грибы в лукошко»

Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

Плоскостные лукошки, карточки с  грибами (съедобными, не съедобными).

6 . «Лесные и садовые ягоды»

Продолжать знакомить детей понятием «ягода», классифицировать на садовые и лесные, различать их. (К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в сад)у.

Настольно - печатная игра

7. «Соберем урожай»

Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами , фруктами, ягодами.

8. «Парочки» - лото (растения)

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Настольно - печатная игра

Май

(знакомство с  животными миром)

1.«Путешествие под водой»

Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

2. «Что сначала, что потом?»

 Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

3. «Разрезные картинки» (летают, ползают, прыгают)

Составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает.

Разрезные картинки с насекомыми разделенные на 6-8  частей

4. «Кто где живёт»

Уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь.

Настольно - печатная игра ( карточками с изображениями птиц и моделями

«болото» - цапля, аист, журавль

«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка

«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд

«город» - воробей, голубь, ворона

«птичий двор» - курица, гусь, индюк.

5.«Чьи следы?

Закрепить знания детей  о диких животных  средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

Настольно - печатная игра.

Старшая группа

                    2019– 2020 учебный год

Название   игр

Цель игры

Вид игры

Материал к игре

Сентябрь

 (знакомство с растительным миром - овощи, фрукты, ягоды, грибы)

1.«Что где растет?»

 

Обучить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Карточки с изображением различных  деревьев     (фруктовых, дикорастущих, тропичекских  и др.) 

2.« С какого дерева фрукт?»

Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание.

Карточки с изображением различных фруктовых деревьев и соответствующие этим деревьям плоды

3.«Лесные и садовые ягоды»

 Продолжать знакомить детей понятием «ягода», классифицировать на садовые и лесные, различать их. (К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду).

Настольно - печатная игра

4.«Брать — не брать»

Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Словесная игра  №16

5.«Что за чудо то такое?»

 Знакомить детей с необыкновенными съдобными  тропическими растениями (манго, папайя, личи идр.), находить их на карточках рассказывать о них.

Карточки с изображенными плодами и деревьями.

Октябрь

(знакомство с растительным миром  – деревья, кустарники)

1.  «Деревья, листья и плоды»

Продолжать знакомить детей с деревьями средней полосы России, находить листья и плоды с данного дерева.

Настольно - печатная игра

2. «Деревья и кустарники»

Закреплять знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.

Настольно - печатная игра

3. «С какого дерева листок?» (собери цепочку, лото)

Продолжать обучать детей собирать цепочку (на карточке целое дерево, на второй и  третьей его части).

Настольно – печатная игра

4.  «Четвёртый лишний»

Развивать  умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.

Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.

5.«Сундучки»  (найди пару и назови)

 Знакомить детей с разными видами орехов  их названиями; (находить пару, называть данный орех).

Парные картинки-карточки  

Ноябрь

(знакомство с животным миром – дикие, домашние  животные)

1 .  «Чьи следы?

Закрепить знания детей  о диких животных  средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

Настольно - печатная игра

2. «Угадай, чей хвост?»

Закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.

Настольно - печатная игра

  1. «Кто, где живет?»             (лото)

Знакомить детей с животными жарких стран, закреплять их названия и запоминать в каких странах они обитают; развивать внимание, память, речь

Настольно - печатная игра

4. «Что умеют делать звери?»

Обучать создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Картинки с изображением животных. Словесная  игра №19

5.«Кого не стало»

(хищники)  

 Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память.

Картинки с животными их описанием

Декабрь

(знакомство с животными - водный  мир)

1. «Что перепутал художник?»

Закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Картинки, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, разрезные части картинок (исправленные части)

2. «Определи по контуру».

Закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Картинки  с изображением контура обитателей водоёмов  (щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д.)

 3.« Кто здесь живет?»

(разрезные картинки)

 Закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов; из  частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) из  6-8частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) из 8-10 частей.    

 4.«Давайте, познакомимся!» (растительный мир водоёмов)

 

Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.)

Настольно - печатная игра

5. «Кого не стало»

(морские обитатели)

Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память.

Картинки с животными их описанием

Январь-февраль

знакомство с животным миром - птицы)

1. Птицы нашего края»

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания;

 различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Воспитывать любовь к природе

Картинки с изображением птиц

2. « Кто чем питается?»

 Закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Настольно - печатная игра.

3. «Кто где живёт?»

Обучить детей определять места обитания птиц.

Настольно - печатная игра.

4. «Зимующие и перелетные птицы»

Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки

Настольно - печатная игра.

5. «Парочки» - лото

Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений).

Настольно - печатная игра.

6.Выложи птицу

 Обучать детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Карточки со схемами, набор геометрических фигур, игра «Сложи узор», палочки КЬюзенера, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра.

7.Прилетели птицы

Развивать фонематический слух, определять название птиц

Словесная игра

Март

(знакомство с животным миром – насекомые)

1«Разрезные картинки» (пазлы)

Закреплять умение составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает.

Разрезные картинки с насекомыми разделенные на части

2. «Четвертый лишний»

Вычленять  лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, речь.

Настольно-печатная игра

3.  «Чья тень?»

Способствовать закреплению знаний детей о насекомых, упражнять в умении узнавать их по силуэту.

Настольно-печатная игра

  1. «Кто где спрятался?»

Знакомить детей с местами обитания насекомых (улей, муравейник, норка, водоем), континентах

Картинки с одинаковыми изображениями насекомых.

Апрель

(знакомство с растительным миром)

1. «Я садовник»

        

Закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить лишнее растение, обосновывать свой выбор.

Настольно - печатная игра

2.«Дерево, кустарник, цветок»

 Закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Словесная игра№13

3. «Где что растет?»

Обучить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Словесная игра

4. «Магазин «Семена»

 

Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Вывеска  «Семена» коробки с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт; в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

5. «Грибники» (найди лишнее)

Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; вычленять лишнее, обосновывать свой выбор.

Настольно - печатная игра

6. «Зеленая аптека» (лекарственные растения)

Знакомить детей  с лекарственными растениями, их названиями, находить парные картинки

Парные картинки с лекарственными растениями

Май

(знакомство с  животными миром)

1.«Кого не стало»

(хищники)  

Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память.

Картинки с животными их описанием

2. «Кого не стало»

(морские обитатели)

Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать

Картинки с животными их описанием

3. «Зоопарк»

Продолжать знакомит детей с миром животных, формировать и расширять представления детей о  диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним, развивать память, логику и воображение.

Настольно - печатная игра

4.« Кто, где живёт?»

Обучить детей определять места обитания птиц.

Настольно - печатная игра.

5.«Четвертый лишний»

Вычленять  лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, речь.

Настольно-печатная игра

                                Подготовительная к школе группа

                                             2020– 2021 учебный год

Название   игр

Цель игры

Вид игры

Материал к игре

Сентябрь

(знакомство с растительным миром - овощи, фрукты, ягоды, грибы)

1.«Что где растет?»

 

Обучить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Карточки с изображением различных  деревьев     (фруктовых, дикорастущих, тропичекских  и др.)

2.« С какого дерева фрукт?»

Закреплять знания детей, о разнообразии фруктовых деревьев; различать и находить их плоды. Активизировать словарь. Развивать память, наблюдательность, внимание.

Карточки с изображением различных фруктовых деревьев соответствующие этим деревьям и плоды.

3.  «Что в корзинку мы берем?»

  Закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Картинки с изображение корзинок, овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод

4.  «В поле, в саду, в огороде»

Закрепить знания об овощах, фруктах. ягодах и зерновых культурах; расширять словарный запас, развивать память, произвольное внимание

Настольно - печатная игра

5.«Что за чудо то такое?»

 Знакомить детей с необыкновенными съдобными,  тропическими растениями (манго, папайя, личи идр.), находить их на карточках рассказывать о них.

Карточки с изображенными плодами и деревьями.

6.«Диво - дивное»

Знакомить детей с необычными тропическими растениями ( кактусы, лиана, растения- монстры и др.), находить карточку с нужным растение, рассказывать о нем; развивать память, внимание речь.

Карточки с описанием растений.

  1. «Золотистый колосок»

Продолжать знакомить детей с сельскохозяйственными культурами, что из чего может приготовить человек.

Карточки с описанием растений

Октябрь (знакомство с растительным миром  – деревья, кустарники)

1.  «Деревья, листья и плоды»

Продолжать знакомить детей с деревьями средней полосы России, находить листья и плоды с данного дерева.

Настольно - печатная игра

2. «Деревья и кустарники»

Закреплять знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.

Настольно - печатная игра

3. «С какого дерева листок?» (собери цепочку, лото)

Продолжать обучать детей собирать цепочку (на карточке целое дерево, на второй и  третьей его части).

Настольно – печатная игра

4.  «Четвёртый лишний»

Развивать  умение классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.

Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.

5.«Сундучки»  (найди пару и назови)

 Знакомить детей с разными видами орехов  их названиями; (находить пару, называть данный орех).

Парные картинки-карточки  

Ноябрь

(знакомство с животным миром – дикие, домашние  животные)

1 .  «Чьи следы?

Закрепить знания детей  о диких животных  средней полосы России, уметь отличать следы диких животных, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.

Настольно - печатная игра

2. «Кто, где живет?»             (лото)

Знакомить детей с животными жарких стран, закреплять их названия и запоминать в каких странах они обитают; развивать внимание, память, речь

Настольно - печатная игра

3. «Что умеют делать звери?»

Обучать создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Картинки с изображением животных. Словесная  игра №19

4.«Кого не стало»

(хищники)  

 Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память.

Картинки с животными их описанием

  1. «Что я за зверь?»

 Знакомить детей с животными жарких стран (сумчатые животные), местами их обитания их зависимость от окружающей среды.

Картинки с животными их описанием

Декабрь

(знакомство с животными - водный  мир)

1. «Что перепутал художник?»

Закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Картинки, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, разрезные части картинок (исправленные части)

2. «Определи по контуру».

Закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Настольно - печатная игра

(Карточки  с изображением контура обитателей водоёмов  (щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д.)

 3.« Кто здесь живет?»

(разрезные картинки)

 Закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов; из  частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

Карточки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) из  6-8частей. Карточки  с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) из 8-10 частей.    

 4.«Давайте, познакомимся!» (растительный мир водоёмов)

 

Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.)

Настольно - печатная игра

5. «Кого не стало»

(морские обитатели)

Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память.

Карточки с животными их описанием

  1. «Помоги Незнайке»

Закреплять знания детей о разных видах животных об их появлении и питании; уметь обосновывать свой ответ)

Настольно - печатная игра

Январь-февраль

(знакомство с животным миром - птицы)

1. « Кто чем питается?»

 Закрепить знание детей о питании птиц; устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц; знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Расширять круг представлений о зимующих и перелётных птицах.

Настольно - печатная игра.

2. «Кто где живёт?»

Обучить детей определять места обитания птиц.

Настольно - печатная игра.

3. «Зимующие и перелетные птицы»

Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки

Настольно - печатная игра.

  1. «Выложи птицу»

 Обучать детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Карточки со схемами, набор геометрических фигур, игра «Сложи узор», палочки КЬюзенера, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра.

  1. « Носастые – клевастые» (райские, экзотические) птицы

Знакомить детей с необычными птицами с различным строение их клюва) утконос, клест пеликан, дать понять для чего им нужен такой клюв в природе.

Настольно - печатная игра.Карточки с птицами  их описанием

            Март (знакомство с животным миром – насекомые)

1. «Разрезные картинки» (пазлы)

Закреплять умение составлять из частей целое и рассказывать об изображенном на картинке, какое насекомое летает, ползает, прыгает.

Разрезные картинки с насекомыми разделенные на части

2. «Четвертый лишний»

Вычленять  лишнее изображение, объяснять почему; развивать мышление, речь.

Настольно-печатная игра

3.  «Чья тень?»

Способствовать закреплению знаний детей о насекомых, упражнять в умении узнавать их по силуэту.

Настольно-печатная игра

  1. «Кто, где спрятался?»

Знакомить детей с местами обитания насекомых (улей, муравейник, норка, водоем), континентах

Карточки  с одинаковыми изображениями насекомых.

  1. Прекрасные и ужасные -(лото)

Знакомить детей с полезными  и насекомыми вредителями, а также ядовитыми насекомыми

Настольно-печатная игра

Карточки  с описанием насекомых

                                   Апрель (знакомство с растительным миром)

1. «Я садовник»

        

Закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить лишнее растение, обосновывать свой выбор.

Настольно - печатная игра

2. «Сундучки»  (найди пару и назови)

  Знакомить детей с разными видами орехов  их названиями; (находить пару, называть данный орех).

Парные картинки-карточки  

3. «Давайте, познакомимся!» (растительный мир водоёмов)

 

Познакомить и научить находить и называть растительный мир водоёмов рек и озёр, морей и океанов - лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз и т. д.)

Настольно - печатная игра

4. «Магазин «Семена»

 

Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Вывеска  «Семена» коробки с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт; в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

5. «Грибники» (найди лишнее)

Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; вычленять лишнее, обосновывать свой выбор.

Настольно - печатная игра

6. «Зеленая аптека» (лекарственные растения и ядовитые)

Знакомить детей  с лекарственными растениями, их названиями, находить парные картинки

Парные картинки с лекарственными растениями

7.«Диво -  дивное»

Знакомить детей с необычными тропическими растениями ( кактусы, лиана, растения - монстры и др.)

Карточки с описанием растений

Май

(знакомство с  животными миром)

1.«Кого не стало»

(хищники)  

Знакомить и закреплять названия животных - хищников, находить их на карточках; развивать наблюдательность, внимание, память.

Картинки с животными их описанием

2. «Кого не стало»

(морские обитатели)

Знакомить и закреплять названия морских обитателей, находить их на карточках; развивать

Картинки с животными их описанием

 3. «Прекрасные и ужасные» (лото)

 Знакомить детей с полезные и насекомыми вредителями, а также ядовитыми насекомыми

Настольно-печатная игра

Картинки с описанием насекомых

4. «Зоопарк»

Продолжать знакомить детей с миром животных, формировать и расширять представления детей о  диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним, развивать память, логику и воображение.

Настольно - печатная игра

5. « Носастые – клевастые» (райские, экзотические) птицы

Знакомить детей с необычными птицами с различным строение их клюва) утконос, клест пеликан, дать понять для чего им нужен такой клюв в природе.

  1. «Что я за зверь?»

Знакомить детей с животными жарких стран (сумчатые животные), местами их обитания их зависимость от окружающей среды.

Картинки с описанием животных

Работа с родителями

Цель: Раскрыть актуальность и важность формирования экологических знаний и развитие речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры, при подготовке детей к обучению в школе (эффективного развития мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.), привлечь родителей к активному сотрудничеству.

                                              Содержание работы

  Сроки

Семейный час «Поиграем вместе!» (рекомендации родителям «Как играть с ребенком дома»)

Февраль

2016 г.

Практический тренинг с родителями «Мир увлечений моей семьи!»

Апрель

2016 г.

Наглядно - дидактическое пособие совместно с родителями «Яблоня» (Времена года)

Ноябрь

2016г.

Практический тренинг с родителями « Давайте поиграем»

Март

2017г.

Практикум для родителей «Дидактическая игрушка»

Ноябрь

2017г.

Групповое родительское собрание «Игра, ведущая деятельность в жизни ребенка ».

Октябрь

2018г.

Фотоконкурс «Родные просторы Алексеевского района»

Ноябрь

2018г.

Консультация для родителей   «Играй дома, тренируй внимание и память ».

Февраль

2018г

Конкурс на лучшую елочную игрушку «Свинка- розовая щетинка»

Декабрь  2018 г.

Конкурс по экологии бросового материала  на тему: «Мусор смело пустим в дело» (4-5 лет), «Лесной уголок»

Март 2019г.

Фотовыставка «Дикие животные нашего края», «Удивительное рядом»

Апрель

2019г.

Эко - акция по сбору макулатуры «Сбереги дерево 2019»

Май

2019г.

Круглый стол «Подводим итоги…»

Апрель

2021г.

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

План по самообразованию воспитателя Тема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»

План по самообразованию воспитателяТема: «Дидактическая игра как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»            ...

Перспективный план по самообразованию на тему: Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников

В данном материале представлен перспективный план работы по развитию речи посредством художественного слова, а именно русской народной сказки....