План повышения квалификации воспитателя МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61» НМР РТ на 2020 – 2025 гг.
методическая разработка

Алексеева Фанзиля Шамиловна

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_povysheniya_kvalifikatsii_vospitatelya_madou.docx56.14 КБ

Предварительный просмотр:

План повышения квалификации воспитателя МАДОУ

«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61» НМР РТ на 2020 – 2025 гг.

Ф.И.О.

Алексеева Фанзиля Шамиловна

Должность

воспитатель

Образование

высшее, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова   (ИЭУП)» 2017 г, бакалавр, по специальности «Дошкольное образование»

Переподготовка

Повышение

квалификации

 

Квалификационная

категория

высшая

Стаж

31 лет

Тема самообразования

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Актуальность темы и ее обоснованность.

Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Учеными доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, расположены очень близко и поэтому речевое развитие напрямую зависит от тренированности пальцев. В то же время, развитая речь помогает социализации детей, установлению связей с окружающими людьми, выстраиванию взаимоотношений друг с другом. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна вестись с самого раннего возраста. Чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальцами, зависит его дальнейшее развитие.

В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики.

Рисование помогает в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки. Рисуя дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью учатся регулировать свои движения в отношении темпа силы нажима в результате чего у них вырабатывается плавность движения руки, которые в дальнейшем необходимы для письма. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

По мнению И.М.Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности где по рисункам можно проследить как развивается ребёнок его мелкая моторика какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования Комарова Т.С. рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними. Эту же позицию разделяет Голованова И.Л. результаты исследования, которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей. Благодаря использованию необычных материалов и использование различных техники рисования у детей лучше развивается мышление, воображение, фантазия, творческие способности, чувства прекрасного. У ребенка развивается глазомер, он учится ориентироваться на листе бумаги. Вырабатывается внимание, усидчивость.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Проблемой развития мелкой моторики рук через нетрадиционные приемы рисования занимались Рузанова Ю.В., Никитина А.В..

Здесь следует выделить несколько взаимосвязанных проблем:

  • У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук и тонкая
  • Двигательная координация кистей рук.
  • Слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
  • Дети плохо выполняют задания по образцу, слабо развита зрительно-моторная координация.

Это и определило тему моей углубленной работы: «Развитие мелкой моторики рук у

детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Цель

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу.

Задачи

  • Развитие и укрепление мелкой моторики.
  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Ожидаемый результат

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Блок «Дети»

  • Развивать игровой опыт каждого ребенка;
  • Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Содействовать нормализации речевой функции;
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;

Блок «Родители»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Блок «Педагог»

повысить творческий и познавательный интерес к нетрадиционной технике рисования при использовании в своей работе.

Механизм реализации

- срок 5 лет

- блоки

Подготовительный этап

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой

моторики.

Теоретический этап

- Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию

развития мелкой моторики у дошкольников;

- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

- Определить роль развития мелкой моторики в формировании навыков общения детей дошкольного возраста;

- Разработать методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности;

- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение

координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

Аналитико-диагностический этап

- проведение мониторинга по проблеме

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2020-2021 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС  2017 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.
  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
  •  /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2019 г.
  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В.   2015 г.
  • И.А,Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». 2011 г.
  • Работа с родителями. Пособие для педагогов

ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г

В течение всего периода

В течение всего периода

2021-2022 учебный год

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования в старшей группе

2. Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

3. Показ занятия на ГМО с использованием нетрадиционных техник рисования.

4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе):

5. Мастер-класс для педагогов «Рисование кулечками»

В течение учебного года

 

2022- 2023 учебный год

1. Подведение итогов.

2. Распространение опыта своей работы

3. Оформить творческую лабораторию: «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»:

1. Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования во второй младшей группе.

2. Выпустить брошюру с обобщением опыта

3. Составить программу «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»

4. Показ мероприятия родителям и педагогам

5. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

6. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.

В течение учебного года

2023-2024 учебный год

1. Работа над усовершенствованием предметной среды, стимулирующей развитие речи. Картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.

2. Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт создания картотек, презентаций, дидактических игр.

3. Оформление папок передвижек.

4. Создать папку конспектов по разным темам, картотеки игр, настольно-печатных, дидактических игр.

5. Работа над созданием детско-родительского проекта «Увлекательное рисование».

В течение учебного года

2024-2025 учебный год

III

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте www.nsportal.ru

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

В течение учебного года

2020-2025 учебный год

IV

Практический:

работа с детьми

Диагностика по художественно-эстетическому воспитанию

Разработка картотек нетрадиционных способов рисования

Рассматривание рисунков выполненные нетрадиционной техникой рисования; игры и задания

для развития мелкой моторики рук:

«Разрезные картинки» – для развития действия пальцев кисти руки и воображения;

«Игры - шнуровки» - для развития мелкой моторики рук

«Игры с прищепками» - для развития двигательную координацию кистей и пальцев рук

«Перебрать фасоль»

«Выложи из камушков предмет»

«Застежки»

«Цветная поляна» – для закрепления цветов

«Заштрихуй фигуру» (горизонтальные, вертикальные, наклонные - развивать мелкую

моторику рук;

«Соедини точки и раскрась» – развивать зрительную ориентировку и умение

раскрашивать, не выходя за контур;

«Соедини цвет» – развивать умение получать нужный цвет;

«Сделай их пушистыми» – продолжать учить рисовать жесткой кисточкой, методом

тычка;

Игры со счетными палочками - учить придумывать различные головоломки.

«Дорисуй рисунок» – развивать зрительно – двигательную координацию, моторику рук.

«Танграм», «Коломбово яйцо», «Квадрат Воскобовича» - для развития движений пальцев рук, развития логического и пространственного мышления, творческого воображения.

Для детей подготовительной к школе группы использовала задания:

работа в тетрадях в клеточку – математические диктанты,

рисунки по клеткам - развивать зрительно – двигательную координацию,

пространственную ориентировку на листе бумаги.

В течение всего периода

Работа с родителями

Консультация «Развиваем моторику – развиваем речь!» Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей.

Рекомендации родителям в грамотном выборе игр и упражнений для развития мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования.

Мастер-класс «Рисовать вместе весело!»

Оформление папки – передвижки «Способы нетрадиционного рисования с детьми».

Родительское собрание на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»

Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве. День открытых дверей. Занятие рисование пластилином «Цветы в вазе»

Выставка детского творчества «Наш вернисаж».

Открытая образовательная деятельность на тему «Деревья весной».

Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?».

 В течение всего периода

Работа с педагогами

1. Посещение ОД по проблеме

2. Участие в семинарах – практикумах

3. Обмен опытом и информацией с коллегами

по возрастной параллели о работе с детьми «Развитие творческих способностей у

детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования»

В течение всего периода

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

В течение всего периода

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

В течение всего периода

2020-2025 учебный год

V

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ

Просмотр компьютерной презентации «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для воспитателей «ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС»

Работа на персональном сайте www.nsportal.ru 

Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах

В течение всего периода

Работа с родителями

1. Беседа с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики детей в игре и в быту».

2. Консультация для родителей «Когда дома нет кисточки», нетрадиционные формы рисования
3. Родительское собрание «Развивайте творчество детей»

4. Анкета для родителей. «Использование нетрадиционных приемов рисования»

4. Выставка совместных работ «Творим вместе»

В течение всего периода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального роста воспитателя МАДОУ «Детский сад № 394 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Советского района города Казани на период с 2015 по 2020 годы

План разработан для повышения профессиональной компетенции, выявления и развития собственного творческого потенциала, развития способностей к анализу и планированию собственной деятельности по выбранн...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МАДОУ «Детский сад № 394 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Тема «Развитие речи дошкольников средствами сказкотерапии»Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу речевого развития дошкольников средствами сказкотерапии.Тема «Развитие речи дошкольник...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя МАДОУ «Детский сад №393 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани Терещенко Надежды Петровны

Индивидуальный план повышения профессионального уровняна межаттестационный период  воспитателя МАДОУ«Детский сад №393 комбинированного вида»Ново - Савиновского района г. Казани Терещенко Надежды ...

Индивидуальный план повышения квалификации воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» Нуруллиной Эльмиры Вильсуровны на 2020-2024 г.г.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...

Индивидуальный план повышения квалификации воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» Латыйповой Анисы Хазиповны на 2020-2024 г.г.

Тема самообразования: "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"...

Индивидуальный план повышения квалификации воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» НМР РТ Зайцевой Екатерины Николаевны на 2020-2024 г.г.

laquo;Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мираТак пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и  трепетных звуках, в сказке, игре...