Модель построения познавательно-исследовательской деятельности
консультация

консультация на тему "Модель построения познавательно-исследовательской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_model_postroeniya_poz._issl._deya-ti4.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»

Консультация

«Модель построения познавательно-исследовательской деятельности»

                                                                                                Сорокина Л.Н.-

старший воспитатель

2018г.

               В соответствии с требованиями   ФГОС ДО   основная образовательная программа дошкольного образования   должна обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: игровой, музыкальной, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской. ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладеть представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду– формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи:

-развивать  интерес к предметам и явлениям окружающего мира;

-формировать первичные  представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

-развить мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;

-создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;

-стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;

-формировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами, развивать мелкую моторику.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности  в ДОУ:

- коллективная - занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),

непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

- подгрупповая -  исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

- индивидуальная - воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приемы:

-Наглядные- (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.)

-Практические- (игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, печатные игры, фокусы, занимательные опыты, моделирование, проектирование)

Словесные - (эвристические беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, игровая проблемная ситуация).

 Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем нужно поливать растения?», «Почему  опадают листья с деревьев?», «Почему камень тонет, а палка нет?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

Этапы исследовательской деятельности:

1.Набдюдение

2. Размышление об увиденном

3.Возникновение проблемы

4. Измерение, замер (от простого к сложному)

5. Выдвижение гипотезы «мозговой штурм»

6. Опыт (практическая деятельность)

7. Выводы (установление связей).

Содержание  исследований предполагает формирование следующих представлений:

-живая природа: многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде;

-неживая природа: почва, вода, воздух, песок, камни, природные явления;

-человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы, их свойства.

Вторая группа раннего возраста (2-3 лет)

Дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Это простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их форму, цвет, величину.

Младшая группа (3-4 года)

Познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Дети, совместно с педагогом, учаться проводить эксперименты  на  примере сенсорных эталонов.

Средняя группа (4-5 лет)

 Цель экспериментирования –сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте.

Старшая группа (5-6 лет)

Перед педагогом стоит цель: стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств  явлений и предметов.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Руководство педагога познавательно-исследовательской деятельностью:

-стимулирует интерес;

-использует приемы РТВ;

-оказывает помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений;

-стимулирует исследовательское поведение ребенка;

-обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата;

 

Занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Таблица: временной план занятия «Секреты песка» в младшей группе

Структурный компонент занятия

Мотивирующее начало (сюрпризный момент)

Дидактическая игра

Физкультминутка

Исследование свойств песка

Подведение итогов

Время проведения

2 минуты

2–3 минуты

1–2 минуты

7 минут

1–2 минуты

Таблица: временной план занятия «Свойства снега» в средней группе

Структурный компонент занятия

Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок

Дидактическая игра

Подвижная игра

Исследование свойств снега (проведение опытов

Подведение итогов

Время проведения

2–3 минуты

3 минуты

3 минуты

10 минут

1–2 минуты

Таблица: временной план занятия во время прогулки «Вода растворяет некоторые вещества» в старшей группе

Структурный компонент занятия

Метод мозгового штурма (ТРИЗ)

Проблемная ситуация.

Метод работы с моделями (ММЧ-ТРИЗ)

Опытно-экспериментальная работа

Подведение итогов

Время проведения

3-4 минуты

5 минут

10 минут

4 минуты

2 минуты

Таблица: временной план занятия «Путешествие капельки» в подготовительной  к школе группе

Структурный компонент занятия

Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео)

Эвристическая беседа

Путешествие-поиск капелек в группе

Экспериментальная деятельность

(Как воду сделать чистой?)

Подведение итогов

Время проведения

2-3 минуты

5 минут

4 минуты

14-15 минут

1–2 минуты

Литература:

  1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  2. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
  6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе....

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

План работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе...

«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»

Календарно-тематическое планирование по позвательной деятельности детей, на декабрь....

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А. Коротковой по теме «Домашние животные»

Автором представлен модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А.Коротковой....

Модель центра познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Примерный перечень центра познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Итоговая работаПо курсу повышения квалификации ИОЧ Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного ст...