Модель построения познавательно-исследовательской деятельности
консультация
консультация на тему "Модель построения познавательно-исследовательской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_model_postroeniya_poz._issl._deya-ti4.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Теремок»
Консультация
«Модель построения познавательно-исследовательской деятельности»
Сорокина Л.Н.-
старший воспитатель
2018г.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО основная образовательная программа дошкольного образования должна обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: игровой, музыкальной, коммуникативной, продуктивной, познавательно-исследовательской. ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладеть представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду– формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
-развивать интерес к предметам и явлениям окружающего мира;
-формировать первичные представления об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
-развить мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
-создавать положительную мотивацию к самостоятельному поиску нужной информации;
-стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;
-формировать и совершенствовать навыки работы с различными инструментами, развивать мелкую моторику.
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ:
- коллективная - занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
- подгрупповая - исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
- индивидуальная - воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приемы:
-Наглядные- (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.)
-Практические- (игры-опыты, игры-эксперименты, игры с элементами ТРИЗ, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, дидактические игры, печатные игры, фокусы, занимательные опыты, моделирование, проектирование)
Словесные - (эвристические беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, игровая проблемная ситуация).
Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Вид познавательно-исследовательской деятельности | Примеры реализации в работе с дошкольниками |
Поисково-исследовательская | Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем нужно поливать растения?», «Почему опадают листья с деревьев?», «Почему камень тонет, а палка нет?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами). |
Учебно-познавательная | Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках. |
Познавательно-практическая | Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах. |
Предметно-исследовательская | Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года. |
Этапы исследовательской деятельности:
1.Набдюдение
2. Размышление об увиденном
3.Возникновение проблемы
4. Измерение, замер (от простого к сложному)
5. Выдвижение гипотезы «мозговой штурм»
6. Опыт (практическая деятельность)
7. Выводы (установление связей).
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
-живая природа: многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде;
-неживая природа: почва, вода, воздух, песок, камни, природные явления;
-человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы, их свойства.
Вторая группа раннего возраста (2-3 лет) | Дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Это простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их форму, цвет, величину. |
Младшая группа (3-4 года) | Познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Дети, совместно с педагогом, учаться проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. |
Средняя группа (4-5 лет) | Цель экспериментирования –сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. |
Старшая группа (5-6 лет) | Перед педагогом стоит цель: стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления. |
Руководство педагога познавательно-исследовательской деятельностью:
-стимулирует интерес;
-использует приемы РТВ;
-оказывает помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений;
-стимулирует исследовательское поведение ребенка;
-обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата;
Занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.
Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
Таблица: временной план занятия «Секреты песка» в младшей группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент) | Дидактическая игра | Физкультминутка | Исследование свойств песка | Подведение итогов |
Время проведения | 2 минуты | 2–3 минуты | 1–2 минуты | 7 минут | 1–2 минуты |
Таблица: временной план занятия «Свойства снега» в средней группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок | Дидактическая игра | Подвижная игра | Исследование свойств снега (проведение опытов | Подведение итогов |
Время проведения | 2–3 минуты | 3 минуты | 3 минуты | 10 минут | 1–2 минуты |
Таблица: временной план занятия во время прогулки «Вода растворяет некоторые вещества» в старшей группе
Структурный компонент занятия | Метод мозгового штурма (ТРИЗ) | Проблемная ситуация. | Метод работы с моделями (ММЧ-ТРИЗ) | Опытно-экспериментальная работа | Подведение итогов |
Время проведения | 3-4 минуты | 5 минут | 10 минут | 4 минуты | 2 минуты |
Таблица: временной план занятия «Путешествие капельки» в подготовительной к школе группе
Структурный компонент занятия | Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) | Эвристическая беседа | Путешествие-поиск капелек в группе | Экспериментальная деятельность (Как воду сделать чистой?) | Подведение итогов |
Время проведения | 2-3 минуты | 5 минут | 4 минуты | 14-15 минут | 1–2 минуты |
Литература:
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмы и модели в познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Статья для воспитателей...
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе....
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
План работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе...
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»
Календарно-тематическое планирование по позвательной деятельности детей, на декабрь....
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А. Коротковой по теме «Домашние животные»
Автором представлен модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А.Коротковой....
Модель центра познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Примерный перечень центра познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах...
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Итоговая работаПо курсу повышения квалификации ИОЧ Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного ст...