Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
методическая разработка (старшая группа)
Итоговая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_organizatsii_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 72.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Самарской области
«Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Итоговая работа
По курсу повышения квалификации ИОЧ
«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей
в условиях реализации Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
На тему:
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе»
Время обучения:
с 01. 04. 2019 г. по 05. 04. 2019 г.
Выполнила:
Карамышева Ольга Анатольевна
Воспитатель МБДОУ №392
г.о. Самара.
Самара 2019г.
Тема | НОД | Место в | Создание/организация | Вовлечение родителей | |
1 неделя | «Разные деревья». | Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир + ФЭМО) | Беседы: | Иллюстрации и картинки с изображение деревьев и кустарников.
| Рекомендовать родителям вместе с детьми выучить пословицы и поговорки о деревьях и кустарниках. |
Тема | НОД | Место в | Создание/организация | Вовлечение родителей | |
2 неделя | Воздух | Познавательно исследовательская деятельность (окружающий мир +ФЭМП) | Беседы: |
| Предложить родителям совместно с детьми создать картотеку опытов и экспериментов с воздухом. |
Тема | НОД | Место в | Создание/организация | Вовлечение родителей | |
3 неделя | Дом, в котором мы живем. | Познавательно - | Беседы: |
| Помочь обогатить развивающую среду для изучения темы «Кто нам с вами дом построил»-принести книги, иллюстрации по теме. |
Тема | НОД | Место в | Создание/организация | Вовлечение родителей | |
4 неделя | « Наша родина – Россия». | Познавательно - исс ледовательная деятельность (окружающий мир +ФЭМП) | Беседа | Глобус, карта страны, республики. Песочные часы с интервалом в 5 минут, книга со стихами о геометрических фигурах, карточки с цифрами от 0 до9 ,металлофон, барабан, бубен, непрозрачный кувшин с молоком , стакан, полоска бумаги, миска с прозрачной отметкой пластилин, веревка , счетные палочки, выкройка куба,10 кругов одного цвета и размера, 2 обруча, карточки с цифрами , картинка с изображением птиц , сидящих на двух ветках, картинки с изображением разных времен года и месяцев года. | Предложить родителям принести фотографии из семейного архива. |
Приложение 1. к теме «Разные деревья»
Подборка опытов.
1. Опыты с листьями.
В листьях есть особая « краска», которая делает их зелеными .(Дети только наблюдали). Использовали листья березы .Положили зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленела, а листья побледнели (хлорофилл растворился). Добавили немного бензина и взболтали. Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался сверху и остался зеленым , а более тяжелый спирт опустился в нижнюю часть емкости и стал бледно- зеленым. На примере этого опыта мы узнали ,что в листьях есть разные «краски».
2. Опыт «Сколько лет дереву»
На территории участка было спилено старое больное дерево. Рассматривали годичные кольца дерева и выясняли примерный возраст дерева.
3. Опыт «Куда деваются листья»
Для того ,чтобы выяснить это ,попытались отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных ,совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложила детям рассортировать их по цвету и по степени «старости» : сначала – зеленый лист, потом – желтый или красный, потом – слегка почерневший ,коричневый и т. д. Создать своеобразный « круг жизни», в которой самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно – коричневую паутину ( последний ,превращаясь в почву ,дает жизнь новому растению).
4. Опыт» Прозрачная кора».
Взять кору березы и кору клена.
Рассмотреть ее, потрогать ,а березовую кору даже потянуть в разные стороны. Опустить в воду и через некоторое время посмотреть ,что произошло. Оказывается кора березы не размокла . Кора клена , стала крошиться . Из этого опыта дети поняли, что березовая кара не пропускает воду ,а значит ,не гниет. Не зря на Руси из березовый коры делали сосуды , плели лапти и лукошки.
5. Опыт «Летающие семена».
Детям предложили взять по одному летающему и по одному не летающему семени (семечко клена – крылатка и желудь).Дети одновременно отпускали из рук эти семена и увидели ,что желудь упал намного быстрее, чем крылатка. Из этого опыта поняли ,что летающие семена падают медленнее.
6. Опыт «Для чего нужен корень».
Материал:2 стакана из под йогурта, в которой до половины рассыпан песок и 2 палочки, имитирующим дерево без корней и с корнями.
Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает ,другая остается стоять. Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.
7. Опытно – исследовательская деятельность
«Деревья»
Исследование листьев своего дерева.
Предложить детям погладить листочек руками: сначала сверху ,а потом с низу. Какой он? (гладкий ,пушистый ,шершавый; колючий , волосатый , твердый ,мягкий). Есть ли на нем волоски?.(Если да ,рассмотреть через лупу).Предоставить каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой?. Мягкий или твердый?.Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист.
8. Опыт «Копирование рисунка поверхности листа».
Каждый лист имеет свой рисунок. Чтобы его скопировать, необходимо положить лист от дерева под бумажный литок и прочно прижать его рукой . Теперь нужно натереть бумагу восковым карандашом (при этом нужно постараться
не порвать его ). Осталось только полюбоваться полученным узор.
Подборка игр.
Дидактические игры:
1. «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько подгрупп. Каждый предмет хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Воспитатель говорит: «Давайте посмотрим, какая команда найдет быстрее нужные листья»Дети начинают поиски, члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.
2. «Найди дерево по семенам»
Цель игры: найди целое по части.
Ход игры: воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По ее сигналу каждый бежит к тому растению ,семена которого у него в руках.
3. Лото «Деревья листья и плоды»
Цель: познакомить с деревьями средней полосы.
Ход игры: лото «Деревья листья и плоды» дает неплохое представление детям о видах деревьев. Играть можно как одному, так и небольшой группой. Игроков может быть столько, сколько больших карточек, плюс еще один. Каждый ребенок получает по две больших карточки. Все маленькие перемешиваются и выдаются водящему . Он вытаскивает любую наугад ,показывает дети и спрашивает «Чья?». Тот, кому подходит карточка забирает ее себе и помещает рядом со своим деревом. Если никто не признается ,карточки откладываются в сторону. Тот из игроков ,кто первым закрыл все «окошки»- победил и может стать следующим водящим.
4. Лото «Деревья и кустарники»
Цель: закрепление знание детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать и находить нужное растение.
5. «Отгадай растение»
Цель: развивать умение описывать деревья и кустарники и узнавать из по описанию.
6. «Четвертый лишний»
Цель: развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
7. «Собери дерево и угадай его».(разрезные картинки).
Цель: развитие логического мышления, кругозора ,познавательного интереса и речевой активности.
8. «Что сначала, а что потом».
Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
9. «От какого дерева лист?»
Цель: закрепить название деревьев русского леса.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.
10. «Осенние листочки»
Цель: развитие умения группировать предметы по признакам.
Чтение художественной литературы.
Е. Серова «Зелёная страна», З. Шефнер «Лесной пожар», Т. Толстой «Дуб и орешник», С.Маршак «Откуда стол пришёл?», Е. Трутнева «По лесным тропинкам», К.Ушинский «Спор деревьев»
Приложение №2 к теме «Воздух»
Подборка опытов.
1. «Поиск воздуха»
Цель:
обнаружить воздух.
Материал: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шарики, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением(например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др._
2. «Что в пакете»
Цель: выявить свойства воздуха: невидим ,без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Материал: два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) .
Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр.Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства – прозрачности, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д.; различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.).
3. «Ветер в комнате» (Живая змейка).
Цель: выявить ,как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный -опускается вниз.
Материал: две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).
Взрослый зажигает свечу и дует на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха).Взрослый предлагает рассмотреть «змейку» ее спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух).Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Воспитатель предлагает детям определить направление движения ветра сверху и внизу дверного проёма. Дети объясняют, почему направление ветра разное (теплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух).Именно тат возникает ветер в при роде.
4. «Вертушка»
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)
Материал: вертушка, материал для изготовления каждого ребенка: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.
Воспитатель показывает детям вертушки в действии. Затем обсуждает вместе с детьми ,почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывают движение вертушки).Воспитатель предлагает детям изготовить вертушки по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
5. «Свечка в банке»
Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для сгорания нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Материал: свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.
Воспитатель предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя),не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с воспитателем проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор , пока свеча не погаснет. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступа кислорода).Дети называют и другой вариант тушения пламени – засыпать пламя землей (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет)
6. «Большие – маленькие»
Цель: выяснить ,что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется (занимает больше место)
Материал: пластиковая бутылка с пробками, воздушный шарик ,монетка.
Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую пробкой. Через некоторое время заносят ее в помещение, определяют температуру емкости (холодная), обращают внимание на форму (как бы помятая).Объясняют изменение формы (воздух внутри бутылки остыл и стал занимать места меньше, а воздух снаружи давить по-прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь).Затем растирают бутылку теплыми руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя их).
Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв отверстия рукой. На отверстия кладут монету (она подпрыгивает). Объяснят, почему это происходит ( воздух в бутылке становится теплее, занимает больше место и выходит из бутылки, толкая монету).
Дети выносят бутылку без крышке на холод; через некоторое время заносят в помещения; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяют ,что происходит с шариком (он надувается, так как воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик ,надувает его).
Подборка игр .
1. «Воздушные гонки»
При помощи воздуха можно двигать предметы. Чтобы это проверить, можно устроить бумажные гонки. С одной стороны листа бумаги отогнуть 2 -3 см. вверх, положить плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должен быть такой «гоночный» лист. Прочертить финишную линию или натянуть нитку в качестве финишного листа. По команде начать махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед.
В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания, заодно и носогубные мышцы потренируются, что очень полезно для развития речи ребёнка.
2. «Веселые игры»
Предложить детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (это докажет ,что воздух легкий). Шарики ,легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.
3. «Мой веселый , звонкий мяч»
Цель : дать понятие , что легкие предметы не только плавают , но и могут «выпрыгивать» из воды.
Материал: ванночка с водой ,маленький резиновый мячик, салфетка.
Ход игры: поиграем с мячом в прятки? Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он мягкий). Погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мяч выскакивает на поверхность воды).
Вывод: мяч заполнен воздухом ,он легкий – легкие предметы не тонут, вода выталкивает предметы на поверхность.
4. «Море»
Приготовить на столиках миски с водой на каждого ребенка. В каждой миски – свое море – Красное, Черное, Желтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.
Вывод: чем сильнее дуть, тем больше волны.
5. «Кораблики»
Опустить кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблем, если ветра нет? А если ветер сильный ?. Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
6. Дидактическая игра «Ветер добрый, ветер злой»
Цель :создать условия для развития у детей представлений о свойствах воздуха.
Материал: два больших обруча, два «портрета» ветра ,набор карточек для дидактической игры «Ветер добрый , ветер злой»
Ход игры: выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого воздуха, другому - с делами доброго ветра. После выполнения задания остальные дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2 – 3 раза.
7. Подвижная игра «Море волнуется»
Цель: развития фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.
Ход игры :в игре принимает участие неограниченное количество человек. Игроки встают таким образом , чтобы занять всю территорию помещения ,а ведущий, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники раскачиваясь из стороны в стороны, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова.»Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура ,на месте замри!.» Дети после этого должны замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и давая команду «отмереть»,после чего ребенок начинает двигаться изображая задуманное. Все остальные дети Во главе с ведущим должны отгадать, назвав то , что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана самой лучшей ,становится ведущим. Игра продолжается по тем же правилам.
8. Развивающая игра. «А ну- ка подуй»
Цель: развивать интерес детей к играм с воздухом; создать радостное настроение; учить делать плавный выдох изо рта; развивать дыхание.
Материал: трубочки для коктейля, бумажные мячики.
Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью трубочки для коктейля сдуть со стола или с ладошки бумажный мячик. Потом предлагает выполнить задание детям. Воспитатель следит ,чтобы дети дули в трубочку без усилий ,не надувая щек.
Можно предложить поиграть в «Футбол», все теми же бумажными мячиками, только поставить ворота.
Воздух в рот мы наберем
И на мячик дуть начнем.
Мячик словно оживет,
Ногами по столу пойдет.
9. Сюжетно ролевая игра «Ветер и пушинки»
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитывать любовь к природе.
Игровой материал: кусочки ваты.
Игровые роли: пушинки, ветер.
Ход игры: воспитатель начинает игру на прогулке и дает детям задание, посмотреть, как пушинки одуванчика, летят по воздуху от дуновения ветра. После этого воспитатель предлагает кусочки ваты на ниточки повесить в сквозные проемы. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Воспитатель обращает на это внимание детей: «Смотрите! Наши пушинки кружатся – кружатся, полетели – полетели и успокоились. Снова полетели – покружились….успокоились».
Затем воспитатель говорит с детьми о ветре. »Кто это дует на наши листочки? – удивляется воспитатель. – Ты, Матвей , не дул на листочки? А ты, Ева? И
я не дула на листочки.? Кто же их поднимает в воздух? Воспитатель ждет ответа. Если дети молчат, она продолжает: »Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Разлетится, да как дунет – фу, фу, фу! Легкие пушинки обрадуются и закружатся, полетят и успокоятся».
После рассказа воспитатель предлагает поиграть «Будем играть в ветер и пушинки? Я – веселый ветер, а вы – красивые белые пушинки». Детям можно взять по кусочку ваты, и можно поиграть.
Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Ласковый ветер и холодный ветрище», «Весенний ветер», А. Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (…Ветер, ветер, ты могуч…); С.Маршак «Мяч»,»Мыльные пузыри»; Сангир Г.В.»Ветер – ветерок»; В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»; В.Катаев «Цветик – семицветик».
Разучивание стихов «Каждый день я шарик дую», «Тополиные пушинки».
Приложение №3 к теме «Дом в котором мы живём.
Подборка творческого конструирования
1. Конструирование: «Город нашей мечты»
Цель: продолжать знакомить детей с цветом ЛЕГО – элементов.
Материал: конструктор ЛЕГО, картинки с изображением города, мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Ход игры: ребята из конструктора «ЛЕГО» можно построить все что угодно, а вот что мы сейчас с вами будем строить, вы узнаете отгадав загадку.
В мире много мест таких
Древних, малых и больших
Чуть повыше здесь дома
И больше он села
И людей он полон этот славный …(город).
Воспитатель выставляет картину с изображением города.
Воспитатель: внимательно рассмотрите картину и скажите -
- Что нарисовано на картине?
Дети: дома.
Воспитатель: -А какие дома вы видите на картинке?
Дети: - высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные?
Воспитатель: - Что еще вы видите на картине?
Дети: - дорогу, деревья, людей, машины.
Воспитатель:- А, теперь подумайте , как можно назвать эту картину одним словом?.
Дети: - Город.
Воспитатель: - Как вы думаете, какие здания необходимы в городе кроме жилых домов?
Дети: - Школа, магазин, детский сад, больница,завод.
Воспитатель: -Сейчас берем конструктор «ЛЕГО» и приступаем к работе.
Дети самостоятельно строят дома, здания по своему желанию. Из сдаланных детьми конструкций выстраивается город.
2. Конструирование: «Дом , который построю я «
Цель : закрепить умение строить по схеме из кубиков.
Материал: строительный набор с кубиками, фигурки людей и животных из конструктора «ЛЕГО».
Ход игры: Дорогие ребята, начнем интересную работу со стихотворения:
Вот человек, Он строит дом.
Кто будет жить однажды в нем?
Счастливые и ворчуны,
Болтливые и молчуны,
И старики, и детвора
И кот, пришедший со двора….
- А какие же профессии вы знаете, необходимые для строительства дома?
Дети: грузчики, плотники, столяр, водитель, каменщик.
Воспитатель: - Совершенно верно, а теперь хотела бы, чтобы вы описали свой дом, в котором вы живете, сколько в нем этажей, какой он формы, какие сооружения в нем есть (арка, башенки и т.д.)
На иллюстрациях, воспитатель уточняет названия конструкции домов
Воспитатель: разгадайте загадки , без чего не может обойтись ни один дом?
Я в дом любой тебя впущу?
Стучишь – я рада стуку,
Но одного я не прощу
Коль не подашь мне руку..(дверь)
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры…(лифт).
По нему идут,
Он и там и тут,
Он в твоей квартире,
В школе, в бане, в тире,
И запомнить так легко:
Он всегда под потолком!...(пол).
Межи деревянные,
А поля стеклянные..(окна).
Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?...(ванна).
А вы, хотели бы построить дом из строительного набора? (ответы детей).
Тогда за дело. Предлагаю вам два чертежа домов с перекрытиями, а вы можете по собственному желанию выбрать понравившейся, и воплотить его в жизнь.
Дети по выбранной схеме строят свой дом.
3. Конструирование: «Дома на нашей улице»
Цель: продолжать формирование коммуникативных навыков в процессе конструирования из деталей деревянного конструктора.
Материал: фотографии разных домов, деревянный конструктор, карточки – схемы на каждого ребенка, фигурки людей , мелкие машины.
Ход игры: воспитатель показывает на экране слайды- фото, где представлены разные архитектурные обьекты: новые жилые дома с подземными горожами и магазинами на первом этаже, двух - , трех-, пятиэтажные дома более ранней постройки, школы, детские сады, дома частной застройки.
Воспитатель:- Так выглядит наш микрорайон, если посмотреть на него сверху, с большой высоты.
Дети: все дома расположены не как попало, есть порядок, они стоят в одну линию, по дороге, между домами есть промежуток.
Воспитатель:- Действительно ,улица застраивается в определенном порядке , по плану местности.
- Как вы думаете, что означают квадраты и прямоугольники на плане? Длинные полосы?
Дети:- Дома ,дороги.
Воспитатель: -Да, верно, это места расположений зданий и дорог. Такими планами пользуются строители. Хотели бы вы попробывать в роли настоящих строителей .
Дети: - Да.
Воспитатель показывает лист с планом.
-Здесь план большой и широкой улицы, где по обе стороны от дороги расположены дома.
- Вы строители, каждый из вас получает задание на строительства одного дома.(Раздает детям схемы, на которых присутствует: - уменьшенный план , где цветом выделено здание, которое должен построить ребенок.
Дети приступают к выполнению заданий.
4. Конструирование из природного материала: «Необычные дома»
Цель: развивать у детей желание заниматься конструированием из природного материала. Учить на основе анализа образно находить отдельные конструктивные решения :совершенствовать умение самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании поделки и выбирать подходящий для нее природный или бросовый материал.
Материал: овес, горох, кукуруза, семечки подсолнечника, косточки абрикосов, макеты картонных домов на каждого ребенка, дощечки салфетки.
Предварительная работа: знакомство с природным материалом вырезание силуэта домика из природного материала.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, обьяснение, показ, выполнение, закрепление, поощрение.
Ход игры:
1) Создание игровой мотивации (рассказывание сказки)
В далекой сказочной стране есть удивительный город. Живут в нем дети, которые могут мастерить игрушки из природного материала. Этот город называется Умей- город. Им правит королева Фантазии. Она такая выдумщица. Ее поделками восхищаются все жители города. А еще она учит всех наслождаться тишиной и прохладой леса, пением птиц. Учит ,как вести себя в лесу. Недавно королева Фантазия обьявила о том, что скоро устроит в Умей – городе выстовку волшебных домов. Принять участие в выстовки она пригласила детей умельцев из других царств государств, чтобы вы смогли полюбоваться красотой и неповторимостью их чудо – домов. А ,вы хотите принять участие в выстовки чудо – домов?
2 ) Рассматривание модели дома.
3) Рассказ воспитателя о выполнении работы.
5. Конструирование «Юрта» из бумаги.
Цель: учить конструировать из двух деталей, создавая предмет по рисунку.
Задачи: учить делать цилиндр из прямоугольного листа, из двух полосок – крышу; формировать умение работать по готовой выкройке , использовать ножницы для вырезания по условным обозначениям, дополнять конструкцию необходимыми характерными деталями.
Ход игры: загадать загадку
Подборка игр.
1. Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы»
Цель: закрепить представление детей о предметах каждой профессии.
2. Дидактическая игра »Жилище человека»
Цель: закрепить знание детей о жилище человека, о том из чего они сделаны.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том ,где живет человек ,что жилище бывает разное – яранга , хата , изба….
3. Дидактическая игра »Наш микрорайон».
Цель: закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построек в ближайшем окружении детского сада.
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.
Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают о рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построек в ближайшем окружении детского сада.
4. Развивающая игра с мячом «Угадай какой наш дом»
Цель: развивать внимание, сообразительность , мышление, речевую активность.
Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.
Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из дерева (какой) -….(деревянный)
-Дом из кирпича (какой) - … (кирпичный)
- Дом из глины (какой) - …
- Дом из камня (какой) - …
- Дом из стекла (какой) - …
- Дом из льда (какой) - …
-Дом из снега (какой) - …
-Дом из бумаги (какой) -…
-Дом из кирпича (какой) - …
5. Дидактическая игра: «Узнай дом по силуэту»
Цель игры: закрепить представления детей об особенностях строения ,внешнего вида различных зданий; способствовать систематизации зданий о разнообразных постройках; развивать познавательную активность, наблюдательность.
Материал: картинки с цветными изображениями разных домов, заранее приготовленные воспитателем карточки с соответствующими силуэтами этих домов.
Игровые правила: правильно подобрать силуэтное и цветное изображение построек.
Игровые действия: поиск карточек с цветным и силуэтным изображением, соревнование.
Ход игры: в начале игры воспитатель объясняет значение слова «силуэт».
Вариант 1.Воспитатель демонстрирует карточки с цветными изображения построек и просит их назвать .Затем показывает силуэтную карточку. Играющие должны определить, какому
дому подходит данный силуэт.
6. Дидактическая игра : «Что сначала, что потом»
Цель игры: познакомить детей с временными и причинно – следственными связями; помочь усвоить стадии трудового процесса строительства, создание различных предметов рукотворного митра и осознать наличие факторов, определяющих способы действия с этим предметом; способствовать развитию у детей таких психических качеств ,как память, внимание, воображение, речь и таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение; стимулировать развитие мелкой моторики рук.
Дидактический материал: карточки для построек логической цепочки из нескольких звеньев.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым подберет карточки, сложит их и обьяснит логику построения данной цепочки.
Игровые действия: выстроить логическую цепочку из нескольких звеньев.
Ход игры: разложи в ряд историю создания дома:
Что чем было? Что чем стало?
1)Кирпичный дом (был чем) – лотком кирпича (был чем) – горкой глины.
2)Горка глины (стала чем?)- лотком кирпичей (стал чем?) – домом (зданием).
3) Окно (было чем?) – рамой и стеклом (были чем?) - деревом и песком.
4) Обои (были чем?) – бумагой и красками (были чем?) – деревом и водой с красителем.
5) Водопровод (были чем?) трубами и изоляционными материалами (были чем?) - металлом, пластмассой ,резиной.
Вариант 1.»А что потом»
Воспитатель дает ребенку первую карточку (например, с изображением кирпича) и предлагает вспомнить , что можно сделать из этого предмета. Ребенок должен найти вторую карточку с изображением стены, приставить к первой и вспомнить, где используются стены (жилой дом).
Вариант 2.»А что было раньше».
Воспитатель дает ребенку третью карточку (например, с изображением дома) и предлагает вспомнить, из чего собран такой дом (первая карточка). А чтобы дом построить , что используют люди?.Ребенок отыскивает вторую карточку с изображением строительных материалов и инструментов.
7. Сюжетно-ролевая «Строим дом»
Цель игры: познакомить детей со строительными профессиями: обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей ,научить детей сооружать постройку несложной конструкции , воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка» ,»каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик»,»строительный материал».
Художественная литература:
Русская народная сказка «Заюшкина избушка», С. Михалков «Три поросёнка», Г. Лушнин «Строители», С. Боруздин «Строим дом», Е.Алябьева «Есть у каждого свой дом», О.Виеру «Новый дом», Ю.Моиц «Дом с трубой», Б.Житков «Белый домик».
Приложение №4 к теме «Наша родина –Россия».
Подборка игр:
1. Дидактическая игра «Собери герб нашего города»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.
Материал: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов.
Ход игры:1Дети собирают герб по образцу.
2. Дети собирают герб по памяти.
2. Дидактическая игра «Малая Родина»
Цель: выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации фотографий города и нашей области.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картинки, задает вопросы. Дети отвечают.
3. Дидактическая игра »Наша страна»
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картинки, задает вопросы . Дети отвечают.
4. Дидактическая игра «Парные перевертыши».
Цель : развитие зрительной памяти, внимания, обогащения словаря.
5. «Собери флаг» (кубики Никитина).
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, города, закрепить основные цвета флагов.
6. Лото. «Символы и достопримечательности России»
Цель: систематизация, расширение знаний детей о достопримечательностях, государственной символике России.
7. Дидактическая игра «Государственные символики России» (флаг, герб).
Цель: закрепить государственные символы России(флаг, герб); формировать уважительное отношение к государственным символам.
Подборка опытов.
1. Озеро.
Цель: участвовать в коллективном преобразовании объекта; закрепить умение работать с различными материалами и инструментами.
Материал: пластиковый контейнер, мох, торф, мелкие камешки, искусственные растения, крышка из пластмассы, пластилин, цветная бумага, ножницы, краски, кисточка, клей ,схема макета.
Ход игры: взрослый вместе с детьми вспоминает о разных типов водоемов, обсуждает особенности озер (внешние очертания , флора и фауна), предлагает создать макет. Для этого детей делят на несколько групп, каждая выполняет свою часть задания: первая из пластилина лепит обитателей озера и приозерья ; вторая – оклеивает пластмассовую крышку бумагой голубого цвета по краям вдавливает мелкие камешки и покрывает мхом; третья на подносе создает модель приозерья , оставив место для озера: используют мех, торф, исскуственые цветы, веточки деревьев. Итогом работы является соединение всех элементов в единую композицию. Макет может использоваться на занятиях по ознакомлению с природой.
2. Полярное сияние.
Цель: понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.
Материал: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочки для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.
Ход игры: дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит ( опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги- частицы солнечного ветра, шар – Земля).
3. Почему в тундре всегда сыро.
Цель: объяснить некоторые особенности природно – климатических зон земли.
Материал: емкость с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце – Земля».
Ход игры: дети выясняют температурные особенности тундры, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца (при превращении Земли вокруг Солнца некоторое время лучи Солнца совсем не попадают на тундру, температура низкая). Взрослый уточняет у детей, что происходит с водой, когда она попадает на поверхность Земли (обычно часть уходит в почву, часть испаряется). Предлагает определить, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей почвенного слоя (например, будет ли вода проходить легко в промерзший слой почвы тундры). Дети выполняют действия: вносят в помещение прозрачную емкость с промерзшей землей, дают ей возможность немного подтаять и наливают воду, она остается на поверхности (многолетняя мерзлота не пропускает воду).
4 . Почему в пустыне мало воды?
Цель: объяснить некоторые особенности природно – климатических зон Земли.
Материал: макет»Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости , мерные емкости, песок ,глина.
Ход игры: взрослый предлагает детям ответить, какие существуют почвы в пустыне (песчаная и глинистая). Дети рассматривают ландшафты песчаных и глинистых почв пустыни. Выясняют, что происходит с влагой в пустыне (через песок она быстро уходит вниз; на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется). Доказывают опытом, выбирая соответствующий алгоритм действий: наполняют воронки песком и влажной глиной, уплотняют, наливают воду, помещают в теплое место. Делают выводы в виде модели взаимозависимости факторов неживой природы.
5. Какие корни у растений тундры.
Цель: понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Материал: пророщенные бобы, влажная ткань, термометр. Вата в высокой прозрачной емкости.
Ход игры: дети называют особенности почвы в тундре (мерзлота). Взрослый предлагает выяснить, какими должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте. Дети проводят опыт: помещают пророщенные бобы на толстый слой влажной ваты, прикрывают влажной тканью, ставят на холодный подоконник, наблюдают в течение недели за ростом корней, их направлением. Делают вывод: в тундре корни растут в стороны, параллельно поверхности земли.
Подборка художественной литературы : стихи «Моя страна», «Моя планета», «Кремлевские звезды», «Москва»; А. Ашимова «История России в рассказах для детей (отдельные главы; Н. Носов «Метро»; Г. Лодонщиков «Родная земля»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; В. Жидкова «Что я видел» ; Т. А. Шорыгиной «Две березы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе....
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе»
Календарно-тематическое планирование по позвательной деятельности детей, на декабрь....
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А. Коротковой по теме «Домашние животные»
Автором представлен модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике Н.А.Коротковой....
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе »
Организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на месяц...
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»
формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....