«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
План работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности
с детьми дошкольного возраста»
Возрастная группа:подготовительная к школе группа
Тема недели | НОД тема, задачи, материалы и оборудование | Место в режимных моментах | Средства для самостоятельной деятельности | Ожидаемый результат | Вовлечение родителей в образовательную деятельность | |
1 неделя | Деревья и кустарники | Тема: «Деревья и кустарники». Задачи: 1.формировать умение группировать предложенные объекты, опираясь на схему; 2.выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);з 3.акреплять умение схематично изображать дерево, куст. Материалы и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш. | Утро: Беседы:«Лес полный чудес»,«Пожар в лесу?»,«Зачем нужна кора деревьям?»,Просмотр видео фильма «Как растет дуб?» Беседа о просмотренном фильме. Прогулки: 1.Наблюдение «Листопад» – закрепить знания признаков осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом. 2.Наблюдение «Кора деревьев» - формировать умение определять возраст по коре (старое дерево- молодое дерево) . 3.Наблюдение «Многообразие формы и цвета листьев»- Продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду. Наблюдение « За деревьями без листьев»- Закрепить умение узнавать деревья по внешнему виду. Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. - Что мы увидели? (еле заметные почки) - Что это значит? (деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья) Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» Вечер: Просмотр мультфильма «Сказки старого дуба». Просмотр детского мультфильма «Почему у деревьев к зиме опадают листья?» д/Игра «Такие разные листочки» Цель: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине, согласование прилагательных с существительными в роде. Ситуативный разговор «Что было бы, если бы не было деревьев?» Ситуативный разговор «Могут ли деревья лечить?» | Иллюстрации и картинки с изображение деревьев и кустарников. Лото «Деревья» Настольно-печатная игра «Найди свое место» Строительная игра «Домик лесника» Игра «Собери дерево и угадай его» (разрезные картинки). | Умеют группировать объекты, выделять признаки и различия деревьев и кустарников,схематично изображать деревья и кусты. | Рекомендовать родителям вместе с детьми выучить пословицы и поговорки о деревьях и кустарниках. |
2 неделя | Воздух | Тема«Удивительные свойства воздуха» Задачи: 1.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.. 2.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека. 3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы. Материалы и оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой. | Утро: Беседы: 1. «Что мы знаем о воздухе?» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха., уточнить значение для всего живого; развивать любознательность. 2. «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека» Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому. 3. «Есть ли у растения органы дыхания?» Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. Исследовательская деятельность: «Что выделяет растение?»- помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. Игра: «Какой бывает воздух?»- закрепить и повторить свойства воздуха. Прогулки: Наблюдения: 1.За ветром.-объяснить детям, что ветер это движение ветра,что с приходом осени стали дуть холодные ветры. 2. Исследовательская деятельность: Опыт «Дует ветер озарной»- закреплять умение детей реагировать на направление ветра и замечать его изменения. 3. Экскурсия на стройку. 4. Наблюдение за спец.машинами на стройке. Вечер: 1.Игра «Ветер добрый, ветер злой». 2.Опыт «Ветер по морю гуляет»- продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. 3. «Реактивный шарик»- выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Малоподвижная игра «Море волнуется» Цель: Формировать умение детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку. Д/игра «А ну-ка подуй» -развивать интерес к играм с воздухом, формировать умение делать плавный выдох изо рта. Опыт: «Буря в стакане»- воспитывать самостоятельность. | Получены новые знания о значимости воздуха в жизни человека, закреплены полученные ранее знания, научились устанавливать причинно-следственные связи. | Предложить родителям совместно с детьми создать картотеку опытов и экспериментов с воздухом. |
3 неделя | Дом в котором мы живем | Тема: Кто нам свами дом построил. Задачи: 1. Расширить знания детей о строительных профессиях. 2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени; 3. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий. Оборудование и материалы: демонстрационный материал (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда; деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши. | Утро: Беседы: 1. «Кто построил этот дом?»- продолжать формировать представление о строительных профессиях, знакомить с различными строительными материалами. 2. « Строительные профессии»-закрепить названия строительных профессий и их функций. 3. «Кто построил детский сад»- познакомить с фамилиями людей построивших детский сад. Исследовательская деятельность: Конструирование: «Дом в котором мы живем»- формировать умение использовать в постройках разные виды конструктора. Прогулки: 1. Экскурсия на стройку. 2. Наблюдение за спец.машинами на стройке.(грузовик, подъемный кран) 3. | Игра «Строим дом» (крупный деревянный конструктор). Цель: развитие творчества. Д/игра «Кому, что нужно»- закреплять знания профессий и инструментов соответствующих этим профессиям. С/ролевая игра «Строитель»-закреплять навыки распределения ролей в игре. Рассматривание картинок по теме, составление описательного рассказа. Игра с мячом: «Кто что делает?»-закреплять знания детей о строительных профессиях. Констр. из прир. мат. «Виды жилища человека» (юрта, многоэт. дома). | Получены дополнительные знания по теме, расширен кругозор детей. | Помочь обогатить развивающую среду для изучения темы «Кто нам свами дом построил»-принести книги, иллюстрации по теме. |
4 неделя | « Наша родина – Россия». | Тема: « Наша родина – Россия». Задачи: 1.Обобщить и систематизировать знания детей о России; Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов; предметы декоративно-прикладного искусства; портрет президента РФ; картаРоссии; магнитофон, ноутбук, экран, мольберт. | Утро: Беседа «Наша планета». – уточнение представлений детей о планете. Рассматривание глобуса, карты страны, республики – формирование знаний детей о местоположении своей родины. Беседа «В каком городе ты живешь?» - формировать представления детей о родном городе. Д/и «Проведи дорожку»- формирование представлений о месте работы родителей, об организациях соц.значения: детский сад, школа, больница, магазин, ДК . Прогулки: Целевая прогулка по микрорайону- продолжать формирование представлений о родном городе, достопримечательностях. «Улицы нашего города» целевая прогулка по близлежащим улицам – формировать представление о родном городе, своём районе. Игра-соревнование «Кто больше назовет улиц в нашем городе». Вечер: Выставка детских работ «Мой город»- формирование эстетического восприятия города. Рассматривание картин «История России» - продолжать приобщать детей к истории страны. Беседа: « Моя страна.Мой город»- систематизировать и закрепить знания детей о стране и городе. Чтение и разучивание стихов о городе - развивать память, умение выразительно рассказывать стихи. Прослушивание песен о родном городе (в записи) –воспитывать любовь к своему городу. | Рассматривание альбомов, книг «Моя планета», «Моя страна», «Город Отрадный» Свободная творческая деятельность: предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме «Мой город», предложить раскраски по тематике недели. Конструирование из строительного материала «Мой дом». СРИ «Улицы город» -воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части. Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие по Родной стране» - представление об окружающем мире, формирование интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней. | -Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого; -сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств; -воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства; -сформирован интерес к познанию истории России. | Оформление фотоальбома « Путешествие всей семьи».Предложить родителям принести фотографии из семейного архива. Предложить родителям нарисовать вместе с детьми рисунок «Мой город». |
Приложение
Прилагаемый дидактический комплекс (подборки опытов, игр, бесед, список произведений художественной литературы для сопровождения разных видов познавательно-исследовательской деятельности дошкольников)
1 неделя
Чтение художественной литературы: «Откуда стол пришел» С. Маршак, Л. Толстой «Дуб и орешник», Г.Скребицкий «Мать и кормилица», загадки про
иву, ель, сосну, заучивание Е. Серова «Зеленая страна», З. Шефнер «Лесной пожар».
Дидактические игры: «От какого дерева лист», «К названному дереву беги», «Угадай, какой наш дом», «Кто где живет», «Найди дерево по семенам», «Путешествие», «Лесник».
Чтение сказок( В. Сухомлинского, «Ласковый ветер и Холодный ветрище», «Весенний ветер».
Заучивание отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» («Ветер, ветер, ты могуч…»).
Загадывание загадок о воздухе.
Игра: «Какой бывает воздух?» /Дети встают в круг. Воспитатель с помощью светофорчика стоит в центре круга и задает вопросы. Если вы со мной согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны, красный. (-воздух окружает нас со всех сторон,-воздух прозрачный, поэтому мы его видим, -человек может жить без воздуха,- ветер-это движение, воздух может двигать предметы,-воздух тяжелее воды.
2 неделя
Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Заюшкина избушка», С.Михалков «Три поросенка», Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста
Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...
Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
презентация к консультации с воспитателями...
семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...
Проект «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель МАДОУ №20 Кулик И.И....
Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста "Все профессии важны"
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в ж...
Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста
Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...
Модель конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (3 - 7 лет) по программе «Социокультурные истоки»
Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....