«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

План работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


«Модель организации познавательно-исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста»

Возрастная группа:подготовительная к школе группа

Тема недели

НОД

тема, задачи, материалы и оборудование

Место в режимных моментах

Средства для самостоятельной

 деятельности

Ожидаемый результат

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

1 неделя

Деревья и кустарники

Тема: «Деревья и кустарники».

Задачи: 

1.формировать умение  группировать предложенные объекты, опираясь на схему; 2.выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);з

3.акреплять умение  схематично изображать дерево, куст.

Материалы и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А 5, карандаш.

Утро:

Беседы:«Лес полный чудес»,«Пожар в лесу?»,«Зачем нужна кора деревьям?»,Просмотр видео фильма «Как растет дуб?»

Беседа о   просмотренном фильме.

Прогулки:

1.Наблюдение «Листопад» – закрепить знания признаков  осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

2.Наблюдение «Кора деревьев» - формировать умение определять возраст по коре (старое дерево- молодое дерево) .

3.Наблюдение «Многообразие формы и цвета листьев»-

Продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира; учить различать растения по внешнему виду.

Наблюдение « За деревьями без листьев»-

Закрепить умение узнавать деревья по внешнему виду.

Исследовательская деятельность:

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

- Что мы увидели? (еле заметные почки)

- Что это значит? (деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья)

Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» 

Вечер:

Просмотр мультфильма «Сказки старого дуба».

Просмотр детского мультфильма «Почему у деревьев к зиме опадают листья?»

д/Игра «Такие разные листочки» Цель: Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине, согласование прилагательных с существительными в роде.

Ситуативный разговор «Что было бы, если бы не было деревьев?» 

Ситуативный разговор «Могут ли деревья лечить?»

Иллюстрации и картинки с изображение деревьев и кустарников.

Лото «Деревья»

Настольно-печатная игра «Найди свое место»

Строительная игра «Домик лесника»

Игра «Собери дерево и угадай его» (разрезные картинки).

Умеют группировать объекты, выделять признаки и различия деревьев и кустарников,схематично изображать деревья и кусты.

Рекомендовать родителям вместе с детьми выучить пословицы и поговорки о деревьях и кустарниках.

2 неделя

Воздух

Тема«Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

1.Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха..

2.Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Материалы и оборудование: кусок ткани, иллюстрации: парашютисты, небо с самолетом, загрязнение окружающей среды (пожар, заводы), полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз), акварельные краски, кисточки, коктейльные  трубочки, альбомный лист А5, стаканчики с водой.

Утро:

Беседы:

1. «Что мы знаем о воздухе?»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха., уточнить значение для всего живого; развивать любознательность.

2. «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»

Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому.

3. «Есть ли у растения  органы дыхания?»

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Исследовательская деятельность:

«Что выделяет

    растение?»- помочь установить, что растение выделяет кислород;

понять необходимость дыхания для растений.

Игра: «Какой бывает воздух?»- закрепить и повторить свойства воздуха.

Прогулки:

Наблюдения:

1.За ветром.-объяснить детям, что ветер это движение ветра,что с приходом осени стали дуть холодные ветры.

2. Исследовательская деятельность:

Опыт «Дует ветер озарной»-  закреплять умение детей реагировать на направление ветра и замечать его изменения.

3. Экскурсия на стройку.

4. Наблюдение за спец.машинами на стройке.

Вечер:

1.Игра «Ветер добрый, ветер злой».

2.Опыт «Ветер по морю гуляет»- продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

3. «Реактивный  шарик»-

 выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Малоподвижная игра «Море волнуется»

Цель: Формировать умение  детей находить выразительный образ. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать выдержку.

Д/игра «А ну-ка подуй» -развивать интерес к играм с воздухом, формировать умение делать плавный выдох изо рта.

Опыт:  «Буря в стакане»- воспитывать самостоятельность.

Получены новые знания о значимости воздуха в жизни человека, закреплены полученные ранее знания, научились

устанавливать причинно-следственные связи.

Предложить родителям совместно с детьми создать картотеку опытов и экспериментов с воздухом.

3 неделя

Дом в котором мы живем

Тема: Кто нам свами дом построил.

Задачи:

1. Расширить знания детей о строительных профессиях.

2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;

3. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.

Оборудование и материалы:  демонстрационный материал  (картинки: пещера, шалаш, древний человек, орудия труда; пирамиды, египтяне, орудия труда;  деревянные дома, сруб, человек, живущий на Руси, топор; картинки со строительными  профессиями, специальной техникой, орудиями труда данной специальности: картинки необычных домов), песок с водой, различный конструктор, цветные карандаши.

Утро:

Беседы:

1. «Кто  построил этот дом?»- продолжать формировать представление о строительных профессиях, знакомить с различными строительными материалами.

2. « Строительные профессии»-закрепить названия строительных профессий и их функций.

3. «Кто построил детский сад»- познакомить с фамилиями людей построивших детский сад.

Исследовательская деятельность:

Конструирование: «Дом в котором мы живем»- формировать умение использовать в постройках разные виды конструктора.

Прогулки:

1. Экскурсия на стройку.

2. Наблюдение за спец.машинами на стройке.(грузовик, подъемный кран)

3.

Игра «Строим дом» (крупный деревянный конструктор).

 Цель: развитие творчества.

Д/игра «Кому, что нужно»- закреплять знания профессий и инструментов соответствующих этим профессиям.

С/ролевая игра «Строитель»-закреплять навыки распределения ролей в игре.

Рассматривание картинок по теме, составление описательного рассказа.

Игра с мячом: «Кто что делает?»-закреплять знания детей о строительных профессиях.

Констр. из прир. мат. «Виды жилища человека» (юрта, многоэт. дома).

Получены дополнительные знания по теме, расширен кругозор детей.

Помочь обогатить развивающую среду для изучения темы «Кто нам свами дом построил»-принести книги, иллюстрации по теме.

4 неделя

« Наша родина – Россия».

Тема: « Наша родина – Россия».

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания детей о России;
2.Формировать уважительное отношение к государственным символам;  закрепить названия народных промыслов;
3.Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов; предметы декоративно-прикладного искусства;  портрет президента РФ; картаРоссии; магнитофон, ноутбук, экран, мольберт.

Утро:

Беседа «Наша планета». – уточнение представлений детей о планете. 

Рассматривание глобуса, карты страны, республики – формирование знаний детей о местоположении своей родины.

Беседа «В каком городе ты живешь?» - формировать представления детей о родном городе.

Д/и «Проведи дорожку»- формирование представлений о

месте работы родителей, об организациях соц.значения: детский сад, школа, больница, магазин, ДК .

Прогулки:

Целевая прогулка по микрорайону-

продолжать формирование представлений о родном городе, достопримечательностях.

«Улицы нашего города»

целевая прогулка по близлежащим улицам –

формировать представление о родном городе, своём районе.

Игра-соревнование «Кто больше назовет улиц в нашем городе».

Вечер:

Выставка детских работ «Мой город»- формирование эстетического

восприятия города.

Рассматривание картин «История России» - продолжать приобщать детей к истории страны.

Беседа: « Моя страна.Мой город»- систематизировать и закрепить знания детей о стране и городе.

Чтение и разучивание стихов о городе -

развивать память, умение выразительно рассказывать стихи.

Прослушивание песен о родном городе (в записи) –воспитывать любовь к своему городу.

Рассматривание альбомов, книг «Моя планета», «Моя страна», «Город Отрадный»

Свободная творческая деятельность: предложить детям рассмотреть иллюстрации по теме «Мой город», предложить раскраски по тематике недели.

Конструирование из строительного

 материала «Мой дом».

СРИ «Улицы город» -воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части. 

Сюжетно-ролевая игра

«Морское путешествие  по Родной стране» - представление об окружающем мире,

формирование интереса к истории своей страны; воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней.

-Сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

-сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

-воспитаны чувства отзывчивости на красоту народного искусства;

-сформирован интерес к познанию истории России.

 Оформление фотоальбома

« Путешествие всей семьи».Предложить родителям принести фотографии из семейного архива.

Предложить родителям нарисовать вместе с детьми

рисунок «Мой город».

Приложение

Прилагаемый дидактический комплекс  (подборки опытов, игр, бесед, список  произведений художественной литературы для сопровождения разных видов познавательно-исследовательской деятельности дошкольников)

1 неделя

Чтение художественной литературы: «Откуда стол пришел» С. Маршак, Л. Толстой «Дуб и орешник», Г.Скребицкий «Мать и кормилица», загадки про

иву, ель, сосну, заучивание Е. Серова «Зеленая страна», З. Шефнер «Лесной пожар».

Дидактические игры: «От какого дерева лист», «К названному дереву беги», «Угадай, какой наш дом», «Кто где живет», «Найди дерево по семенам», «Путешествие», «Лесник».

Чтение сказок( В. Сухомлинского, «Ласковый ветер и Холодный ветрище», «Весенний ветер».

Заучивание отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» («Ветер, ветер, ты могуч…»).

Загадывание загадок о воздухе.

Игра: «Какой бывает воздух?» /Дети встают в круг. Воспитатель с помощью светофорчика стоит в центре круга и задает вопросы. Если вы со мной согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны, красный. (-воздух окружает нас со всех сторон,-воздух прозрачный, поэтому мы его видим, -человек может жить без воздуха,- ветер-это движение, воздух может двигать предметы,-воздух тяжелее воды.

2 неделя

Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Заюшкина избушка», С.Михалков «Три поросенка», Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста "Все профессии важны"

       Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в ж...

Методика организации музыкально-игровой деятельности с детьми дошкольного возраста

Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое и музыкальное развитие детей, реализовать потенциальные возможн...

Модель конспекта непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (3 - 7 лет) по программе «Социокультурные истоки»

Развитие у детей способности слышать слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение....