Алгоритмы и модели в познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМЫ И МОДЕЛИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Обучение дошкольника должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Построение образовательного процесса при организации познавательно-исследовательской дошкольников подразумевает использование разнообразных форм организации детской познавательно-исследовательской деятельности: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, логические игры.
Почему мы делаем акцент на использовании алгоритмов и моделей в работе с дошкольниками? Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала.
В дидактике выделяются 3 вида моделей:
– предметная модель (аналогична предмету, например плоскостная модель фигуры человека, хищной птицы); – предметно-схематическая (длинные и короткие ноги, знания о потребности растений и т.д.);
– графическая – (графики, формулы, схемы, примером может быть: календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д.). Действия с моделями осуществляются в такой последовательности: замещение (сначала модели предлагаются детям в готовом виде, затем дети придумывают условные заместители самостоятельно); использование готовых моде- лей (с 4 лет); построение моделей: по условиям, собственному замыслу, реальной ситуации (старший дошкольный возраст).
Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Так же способствует освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, «расшифровке» и познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия. Наиболее успешно эти умения формируются в логической игре («Что сначала, что потом», «Ку- да спрятался жучок», «Водители»). Выполнение действий по алгоритму в логических играх создает для детей основу совершенствования умений контролировать ход решения игровой и учебной задачи, совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил (уличного движения, последовательности действий), успешному осуществлению трудовых и игровых действий, а для педагога – возможность определять затруднения, возникающие у детей. В старшем возрасте до- школьники пользуются линейными, простыми разветвленными и циклическими алгоритмами. В этом возрасте они самостоятельно составляют алгоритмы, выполняют заданные им действия, поясняют последовательность.
Экспериментирование – важнейший вид практической деятельности. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Экспериментирование расширяет диапазон чувственного познания обычных предметов и материалов. Сделать это можно через систему человеческих анализаторов. И чем больше анализаторов будет включено в процесс исследования, тем больше информации получит ребенок об изучаемом объекте, тем полнее будут знания об окружающем. Экспериментирование с различными материалами в свободной деятельности заинтересовывает детей самим процессом.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной познавательно-исследовательской деятельности, легко переносятся детьми в другие виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания те, которые добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Для каждого конкретного познавательно- исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент – какое- либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Отправными моментами могут быть:
– реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся);
– специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему, воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, интересные детям (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней). Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемы- ми знаниями. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Таким образом, опираясь на научно- педагогический опыт выдающихся исследователей А.И. Савенкова, Л. Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию у дошкольников, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению новых знаний при помощи алгоритмов и моделей действий, является одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста. "Что я знаю о своей семье?"
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в партнёрстве со взрослыми....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/15/picture-981847-1513325186.jpg)
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/04/picture-1200904-1733300698.jpg)
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453404-1674979286.jpg)
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/29/picture-1535152-1727580399.jpg)
План по самообразованию в старшей группы на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Помочь раскрыть перед д...