Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО» (с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия)
план-конспект занятия (старшая группа)
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности в средней группе
(комплексное занятие)
Образовательная область: речевое развитие
на тему:
«ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО»
с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 548.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №54 «Оленёнок»
Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности в средней группе
(комплексное занятие)
Образовательная область: речевое развитие
на тему:
«ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО»
с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия)
Подготовила:
воспитатель Сейдамтова Л.Э.
г. Симферополь
«ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель – создать положительные условия для систематизации знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить систематизировать знания и представления детей о временах года, сезонных изменениях в природе.
2. Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Развивающие:
1. Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
2. Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.
3. Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
2. Воспитывать умение радоваться успехам других, работать в коллективе сверстников.
Предварительная работа с детьми: наблюдение за природными изменениями, рассматривание сюжетных картин с изображенными временами года.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, речевая.
Методы и приемы:
- Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
- Ассоциация: игра «Расскажи, что оно представляет».
- Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
- Метод проблемной ситуации: «мозговой штурм».
Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.
Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.
Оборудование: подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).
Структура и методические приемы:
I. Вводная часть – 1 минута.
- Организационный момент. Игра психологической направленности «Приветствие»
- сюрпризный момент, знакомство с персонажем Знайкой.
II. Основная часть – 15 минут.
- противоречия в зиме (беседа);
- игра «Что бывает летом, что бывает зимой»;
- физкультминутка «Морозная зима»;
- пальчиковая гимнастика «Лето»;
- речевая игра «Подскажи словечко»;
- составление рассказа о зиме по сюжетной картинке;
- физминутка «Снежинки»;
- пальчиковая гимнастика «Лето»;
- д\и с мячом «Какой, какая. какое»;
- игра «Подбери признаки»;
- дыхательное упражнение «Снежинка»;
- проблемная ситуация «Помочь Знайке обрадовать бабушку и дедушку».
- ориентировка в пространстве с волшебными указателями;
III. Заключительная часть – 1 минута.
- рефлексия «Цветочная поляна»;
- анализ, итог занятия (о том, какие знания показали дети).
ХОД НОД
I. Вводная часть
Организационный момент (создание положительного эмоционального фона)
Игра психологической направленности «Приветствие»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сюрпризный момент.
К детям приходит Знайка.
II. Основная часть
Противоречия в зиме.
Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка. Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит. Вот этот подарок я храню с нового года. А сейчас жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.
Воспитатель: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме. - Ребята за что вы любите зиму?
Дети: Можно на санках и на лыжах кататься. И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу. Наблюдать за снегопадом. Можно проводить опыты. Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?
Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель: Значит, выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».
Воспитатель: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета? Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
Воспитатель: А еще есть замечательная игра, в которой вы поймете, правильно вы ответили или нет. Летом - жарко, а зимой?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Летом на деревьях листья, а зимой?
Дети: Листьев нет (или лежит снег).
Воспитатель: Летом день длинный, а зимой?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Зимой солнце низко, а летом?
Дети: Высоко.
Воспитатель: Летом гуляют на улице много, а зимой ?
Дети: Мало.
Воспитатель: Зимой рябина сладкая, а летом?
Дети: Кислая.
Воспитатель: Зимой птицам голодно, а летом ?
Дети: Сытно.
Воспитатель: Зимой земля покрыта снегом, а летом?
Дети: Песком, травой.
Физминутка «Морозная зима».
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз (дети трут руками колени, плечи)
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (показывают на нос и разводят руки в стороны)
В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда (делают волнообразные движения руками, а потом замирают)
Вьюга, злится, снег кружится заметает все вокруг белоснежным серебром(кружатся на месте, останавливаются)
Пальчиковая гимнастика «Лето».
Вот и лето наступает (поднимают руки вверх, делая пальчиками лучики солнца)
Всех на отдых приглашает (машут руками, зазывая гостей)
Будем плавать, загорать (движения по тексту)
И на даче отдыхать.
Дидактическая игра с мячом.
Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.
Снег – ….(зима, снеговик, снежки).
Новый год –….(елка, праздник подарки).
Варежки – ….(гулять, руки, тепло).
Лето – …(море, радуга, солнце).
Цветок –…( бабочка, трава солнце).
Мороз –…( холодно, зима, Дед Мороз).
Игра «Подбери признаки»
Воспитатель: Мяч передавай – слова, признаки называй.
Воспитатель: Зима, какая? (холодная, морозная, снежная, веселая).
Лето, какое? (жаркое солнечное, веселое, красочное).
Снежинка, какая? (легкая, колючая, нежная холодная, красивая).
Дыхательное упражнение «Снежинка»
Воспитатель: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы). Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
Проблемная ситуация
Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация, я один не смогу помочь бабушке и дедушке. Вы ребята, поможете мне?
Дети: Да, поможем!
Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья. Только переезжать никуда они не хотят.
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.
Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!
III. Заключительная часть
Рефлексия «Цветочная поляна».
Воспитатель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные и розовые цветочки. А если вам что-то нравится а что-то не очень, то желтые цветочки. Было неинтересно, скучно – посадите синие цветочки. Ребята, я вижу, что вам понравилось, потому что вся поляна зацвела красными и розовыми цветами! Это очень здорово и в следующий раз, я думаю, мы можем предложить свою помощь кому-то ещё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР Тема: “Путешествие в лес”
Конспект по развитию речи....
КОНСПЕКТ познавательного цикла в средней группе на тему: «Осень « с использованием элементов ТРИЗ. Воспитатель : Клюшникова Л.А.
Цель: - Обобщать знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, Продолжать учить обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть проти...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.
Программное содержание:Образовательные задачи:-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпеч...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» (решение задач на противоречия)
Развитие воображения, творческой речевой фантазии....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам». (с использованием приемов мнемотехники (мнемотаблиц)
Формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблицы.Учить детей узнать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок....