Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_s_ispolzovaniem_elementov_triz.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ .
Тема: «Зима – Лето»( решение задач на противоречия)
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций , радоваться успехам других, уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание .
Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).
Методы и приемы:
Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».
Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,
Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.
Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».
Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Ход:
1.Организационный момент.
Игра психологической направленности «Приветствие»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2.Сюрпризный момент. К детям приходит Знай-ка.
Противоречия в зиме.
Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка.
Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.
Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.
Логопед: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме.
- Ребята, за что вы любите зиму?
Д: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Можно проводить опыты.
Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
Логопед: Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?
Д: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться, упасть и повредить себе что-нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
Логопед: Значит, выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.
3. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».
Логопед: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с вами.
Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
А еще есть замечательная игра в которой вы поймете правильно вы ответили или нет.
Летом - жарко, а зимой
Д: - холодно.
Л: Летом на деревьях листья, а зимой –
Д: листьев нет (или лежит снег)
Л: Летом день длинный, а зимой –
Д: короткий.
Л: Зимой солнце низко, а летом
- Д: высоко.
Л: Летом гуляют на улице много, а зимой
- Д: мало.
Л: Зимой рябина сладкая, а летом –
Д: кислая.
Л: Зимой земля покрыта снегом, а летом
- Д: песком, травой.
4. Физминутка «Морозная зима».
Солнце землю греет слабо. По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится
Заметает все вокруг белоснежным серебром.
5. Пальчиковая гимнастика «Лето».
Вот и лето наступает, всех на отдых приглашает.
Будем плавать, загорать, и на даче отдыхать.
6. Дидактическая игра с мячом.
Логопед: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляет.
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.
7. Игра «Подбери признаки».
Мяч передавай – слова, признаки называй.
Л: Зима какая?
Д: холодная, морозная, снежная, веселая.
Л: Лето какое?
Д: жаркое, солнечное, веселое, красочное.
Л: Снежинка какая?
Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
8. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга?
Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Л: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Д: ХР-ХР-ХРХР!
Л: Как дворник сметает с порога снег?
Д: Ш-Ш-Ш-Ш!
Л: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Д: С – С - С - С!
9.Дыхательное упражнение «Снежинка»
Логопед: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).
Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
10. Проблемная ситуация.
Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь бабушке и дедушке. Вы ребята, поможете мне?
Д: Да, поможем!
Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка - траву и деревья.
(Только переезжать никуда они не хотят).
Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты, которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.
11. Итог. Рефлексия «Цветочная поляна»
Логопед: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки.
Было неинтересно, скучно - посадите синие цветочки.
Ребята, я вижу, что вам понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»
Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное содержание:Создать условия для психологического и эмоцио...
Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»
Занятие направленно на создание условия для психологического и эмоционального комфорта.Обучение навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».Развивает...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».
Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1. Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» (решение задач на противоречия)
Развитие воображения, творческой речевой фантазии....