Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.
-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпечатывание листвы и рисование ватной палочкой);
-продолжать учить работать с мнемотаблицами;
-уточнить и закрепить знания об осени;
-формировать связанную речь, правильно использовать в речи
грамматические формы, умение выслушивать других детей.
развивающие задачи :
-развивать творческое воображение, фантазию, мышление, внимание детей;
-развивать умение видеть противоположности, называть их;
воспитательные задачи:
• воспитывать доброжелательность, сочувствие;
• воспитывать желание оказывать помощь.
Предварительная работа: Беседа об осени, чтение стихов, рассматривание картин, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рисование с помощью нетрадиционной техники.
Оборудование и материалы: муз. проигрыватель, музыка Бетховен «Осень», тонированные альбомные листы, кисточки №5, ватные палочки, осенние листья (кленовые и дубовые, акварельные краски, нарисованный образец осеннего букета, конверт с письмом, мнемотаблица со стихотворением И. Могилевской «Под кустом свернулся ёжик», схемы имен признаков, картинки с изображением объектов (лисы, белочки, ели, ежика, подберезовика, белого гриба, кленового листочка, желудя, разрезные картинки (подберезовика и белого гриба, изображение волшебника «Дробление-объединение», картинки (мяч, утюг, фонарик, пропеллер, указка, осенние листья для физкультминутки, листочки-раскраски, салфетки, дидактическое пособие «Учимся сравнивать».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, узнала, что к нам собирается гостья. А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?
На улице тепло или холодно?
Трава растет или засыхает?
Что происходит с листьями на деревьях?
Сравните осень с летом:
Летом небо светлое, а осенью…
Летом деревья зеленые, а осенью…
Летом люди одеваются легко, а осенью…
Молодцы, ребята!
Звучит музыка. Входит печальная Осень!
Осень: Здравствуйте, ребята! (печальная) Вы меня узнали? Я Осень!
Воспитатель: Осень, почему ты такая грустная?
Осень: Пора моя прошла, зима гонит меня со двора! Я пришла с вами попрощаться до следующего года (плачет). А мне так хочется с вами побыть подольше, с вами поиграть, порисовать.
Воспитатель: Осень, погости у нас еще немного! Мы с тобой поиграем и порисуем! Да, ребята? (Ответы).
Осень: Спасибо, вам большое за гостеприимство! С радостью погощу у вас! Я очень люблю раскрашивать леса! А мой друг ежик любуется моими золотыми, багряными красками леса! А сейчас он в лесу сидит и плачет!
Воспитатель: Осень, а что произошло с ежиком?
Осень: Он попал в беду и просил меня передать вам письмо!
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, что ежик нам написал! (Ответы).
(Открываю письмо). Ребята, а письмо то зашифровано. Чтобы узнать, что произошло с ежиком, нужно его расшифровать. Попробуем? (Ответы).
(Расшифровывают письмо - мнемотаблицу)
Под кустом свернулся ежик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик, разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенек.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
Воспитатель: Ребята, что случилось с ежиком? (Ответы). Правильно, он насквозь промок. А почему он промок? (Ответы). Ему наверно холодно! Его надо просушить. Давайте подумаем как? Может быть, пригласим волшебника «Дробление – объединение», он нам поможет.
Произносим волшебные слова, под музыку появляется волшебник. Вешаю изображение волшебника на доску.
Ребята, посмотрите, какие предметы волшебник принес с собой (картинки: мяч, утюг, фонарик, пропеллер). Давайте подумаем, какой предмет можно объединить с ежиком, чтобы он просох? Ежика можно объединить с мячом, чтобы ежик просох? (Ответы: нет). А с утюгом? (Ответы: просушить можно – это хорошо, но ежик обожжется - это плохо. Будем объединять ежика с утюгом? Не будем). С фонариком? (Ответы: фонарик не просушит ежика). С пропеллером? (Ответы: Можно, пропеллер будет обдувать ежика, и ежик высохнет – это хорошо). А еще, какие функции появятся у ежика с пропеллером? (Ответы: он сможет летать и его не догонят хищники, с высоты видно, где враг или грибные полянки). А плохо может быть ежику с пропеллером? (Ответы: он может запутаться в ветвях). А что делать, чтобы он не застревал в ветвях? (Ответы). Скажем спасибо волшебнику «Дробление – объединение». (Говорят спасибо).
Давайте ответим ежику письмом с инструкцией пользования пропеллером: «Пользоваться по мере необходимости. Включать и выключать с помощью кнопочки. После функции просушка обязательно выключить пропеллер на кнопочку. При включении функции полет - Близко к ветвям деревьев не подлетать». (Пишу письмо, кладу в конверт, отдаю Осени). А Осень передаст письмо ежику. Да, Осень?
Осень: Я обязательно передам своему другу ежику письмо. Спасибо вам, ребята, теперь ежику не страшны никакие дожди.
Воспитатель: А еще давайте мы нарисуем с Осенью осенний букет и подарим ежику! (Ответы). Осень, порисуешь с нами, ты же хотела с нами рисовать?
Осень: С радостью! И ежик обрадуется подаркам.
Воспитатель: Осенний букет будем рисовать с помощью нетрадиционной техники рисования – отпечатыванием листвы. У вас на столах лежат листочки деревьев. С каких деревьев листья? (С клена, с дуба). Они какие? (Кленовые, дубовые). Какого цвета краски будем использовать? (Желтые, красные, оранжевые).
(Использую показ способа рисования и образец на доске).
Краску наносим на листочек со стороны прожилок. Затем листочек переворачиваем и отпечатываем на фоне над вазой. Цвет краски можно менять. (Выполнение работы)
Отпечатали, молодцы! Давайте немного поиграем. Осень, поиграй с нами.
Физкультминутка «Листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Поиграли, теперь давайте вернемся к нашим работам. Может быть, украсим букеты осенними астрами или хризантемами? (Ответы детей). Какого цвета краски будем использовать? (Ответы). Рисовать будет с помощью ватной палочки. (Рисуют). Молодцы! Какие красивые яркие букеты у вас получились. Осень, тебе нравятся наши букеты?
Осень: Очень красивые! Спасибо вам! Моему другу ежику они тоже должны понравиться. За то, что вы меня развеселили, порисовали со мной и помогли моему другу ежу, я для вас приготовила игру. (Д/и «Учимся сравнивать»).
(Дает воспитателю коробочку с игрой).
Воспитатель: Спасибо, Осень! Давайте поиграем.
Ребята, кто живет в лесу? (Ответы) Сравним лису и белочку по имени признака «Цвет». (Сравнивают). А какого цвета лиса и белочка? (Ответы).
А что за маленький колючий зверек живет в лесу? (Ответы) А еще в лесу растут елочки. Сравним ель и ежа по имени признака «Рельеф». (Сравнивают). А какой рельеф у ели и ежа? (Ответы).
А что любят ежик и белочка. (Ответы). Сравним грибочки по имени признака «Части» (подберезовик и белый гриб). Чтобы узнать какие части у них есть, нужно сложить изображение грибочков из разрезных картинок. (Складывают, называют части у подберезовика: шляпка, ножка, грибница, и части у белого гриба: шляпка, ножка, грибница. Работают с пособием «Учимся сравнивать»: У подберезовика части такие же, как части у белого гриба.).
Ребята, а что растет на деревьях? (Ответы) Сравним кленовый листочек и желудь по имени признака «Место». (Сравнивают).
Ребята, какие вы все молодцы.
Осень: Да, ребята молодцы! Спасибо вам! Вы и ежу помогли, и меня порадовали, и осенние букеты вместе с вами нарисовали! Мой друг будет доволен. Я обязательно передам ему письмо с вашим ответом и подарками.
А у меня для вас еще один сюрприз (кленовые листочки). А теперь настала пора прощаться. Зима скоро придет, а я у вас загостилась. До свидания! Буду рада встретиться с вами в следующем году!
Прощаемся с осенью.
Воспитатель: Ребята, а осень то нам подарила листья белые, не раскрашенные! Мы их позже раскрасим? Да? (Ответы)
Итог.
Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости?
Кому мы помогали?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Спасибо всем большое, все молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.
-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпечатывание листвы и рисование ватной палочкой);
-продолжать учить работать с мнемотаблицами;
-уточнить и закрепить знания об осени;
-формировать связанную речь, правильно использовать в речи
грамматические формы, умение выслушивать других детей.
развивающие задачи :
-развивать творческое воображение, фантазию, мышление, внимание детей;
-развивать умение видеть противоположности, называть их;
воспитательные задачи:
• воспитывать доброжелательность, сочувствие;
• воспитывать желание оказывать помощь.
Предварительная работа: Беседа об осени, чтение стихов, рассматривание картин, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, рисование с помощью нетрадиционной техники.
Оборудование и материалы: муз. проигрыватель, музыка Бетховен «Осень», тонированные альбомные листы, кисточки №5, ватные палочки, осенние листья (кленовые и дубовые, акварельные краски, нарисованный образец осеннего букета, конверт с письмом, мнемотаблица со стихотворением И. Могилевской «Под кустом свернулся ёжик», схемы имен признаков, картинки с изображением объектов (лисы, белочки, ели, ежика, подберезовика, белого гриба, кленового листочка, желудя, разрезные картинки (подберезовика и белого гриба, изображение волшебника «Дробление-объединение», картинки (мяч, утюг, фонарик, пропеллер, указка, осенние листья для физкультминутки, листочки-раскраски, салфетки, дидактическое пособие «Учимся сравнивать».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня, когда я шла в детский сад, узнала, что к нам собирается гостья. А кто, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?
На улице тепло или холодно?
Трава растет или засыхает?
Что происходит с листьями на деревьях?
Сравните осень с летом:
Летом небо светлое, а осенью…
Летом деревья зеленые, а осенью…
Летом люди одеваются легко, а осенью…
Молодцы, ребята!
Звучит музыка. Входит печальная Осень!
Осень: Здравствуйте, ребята! (печальная) Вы меня узнали? Я Осень!
Воспитатель: Осень, почему ты такая грустная?
Осень: Пора моя прошла, зима гонит меня со двора! Я пришла с вами попрощаться до следующего года (плачет). А мне так хочется с вами побыть подольше, с вами поиграть, порисовать.
Воспитатель: Осень, погости у нас еще немного! Мы с тобой поиграем и порисуем! Да, ребята? (Ответы).
Осень: Спасибо, вам большое за гостеприимство! С радостью погощу у вас! Я очень люблю раскрашивать леса! А мой друг ежик любуется моими золотыми, багряными красками леса! А сейчас он в лесу сидит и плачет!
Воспитатель: Осень, а что произошло с ежиком?
Осень: Он попал в беду и просил меня передать вам письмо!
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, что ежик нам написал! (Ответы).
(Открываю письмо). Ребята, а письмо то зашифровано. Чтобы узнать, что произошло с ежиком, нужно его расшифровать. Попробуем? (Ответы).
(Расшифровывают письмо - мнемотаблицу)
Под кустом свернулся ежик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик, разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенек.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
Воспитатель: Ребята, что случилось с ежиком? (Ответы). Правильно, он насквозь промок. А почему он промок? (Ответы). Ему наверно холодно! Его надо просушить. Давайте подумаем как? Может быть, пригласим волшебника «Дробление – объединение», он нам поможет.
Произносим волшебные слова, под музыку появляется волшебник. Вешаю изображение волшебника на доску.
Ребята, посмотрите, какие предметы волшебник принес с собой (картинки: мяч, утюг, фонарик, пропеллер). Давайте подумаем, какой предмет можно объединить с ежиком, чтобы он просох? Ежика можно объединить с мячом, чтобы ежик просох? (Ответы: нет). А с утюгом? (Ответы: просушить можно – это хорошо, но ежик обожжется - это плохо. Будем объединять ежика с утюгом? Не будем). С фонариком? (Ответы: фонарик не просушит ежика). С пропеллером? (Ответы: Можно, пропеллер будет обдувать ежика, и ежик высохнет – это хорошо). А еще, какие функции появятся у ежика с пропеллером? (Ответы: он сможет летать и его не догонят хищники, с высоты видно, где враг или грибные полянки). А плохо может быть ежику с пропеллером? (Ответы: он может запутаться в ветвях). А что делать, чтобы он не застревал в ветвях? (Ответы). Скажем спасибо волшебнику «Дробление – объединение». (Говорят спасибо).
Давайте ответим ежику письмом с инструкцией пользования пропеллером: «Пользоваться по мере необходимости. Включать и выключать с помощью кнопочки. После функции просушка обязательно выключить пропеллер на кнопочку. При включении функции полет - Близко к ветвям деревьев не подлетать». (Пишу письмо, кладу в конверт, отдаю Осени). А Осень передаст письмо ежику. Да, Осень?
Осень: Я обязательно передам своему другу ежику письмо. Спасибо вам, ребята, теперь ежику не страшны никакие дожди.
Воспитатель: А еще давайте мы нарисуем с Осенью осенний букет и подарим ежику! (Ответы). Осень, порисуешь с нами, ты же хотела с нами рисовать?
Осень: С радостью! И ежик обрадуется подаркам.
Воспитатель: Осенний букет будем рисовать с помощью нетрадиционной техники рисования – отпечатыванием листвы. У вас на столах лежат листочки деревьев. С каких деревьев листья? (С клена, с дуба). Они какие? (Кленовые, дубовые). Какого цвета краски будем использовать? (Желтые, красные, оранжевые).
(Использую показ способа рисования и образец на доске).
Краску наносим на листочек со стороны прожилок. Затем листочек переворачиваем и отпечатываем на фоне над вазой. Цвет краски можно менять. (Выполнение работы)
Отпечатали, молодцы! Давайте немного поиграем. Осень, поиграй с нами.
Физкультминутка «Листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Поиграли, теперь давайте вернемся к нашим работам. Может быть, украсим букеты осенними астрами или хризантемами? (Ответы детей). Какого цвета краски будем использовать? (Ответы). Рисовать будет с помощью ватной палочки. (Рисуют). Молодцы! Какие красивые яркие букеты у вас получились. Осень, тебе нравятся наши букеты?
Осень: Очень красивые! Спасибо вам! Моему другу ежику они тоже должны понравиться. За то, что вы меня развеселили, порисовали со мной и помогли моему другу ежу, я для вас приготовила игру. (Д/и «Учимся сравнивать»).
(Дает воспитателю коробочку с игрой).
Воспитатель: Спасибо, Осень! Давайте поиграем.
Ребята, кто живет в лесу? (Ответы) Сравним лису и белочку по имени признака «Цвет». (Сравнивают). А какого цвета лиса и белочка? (Ответы).
А что за маленький колючий зверек живет в лесу? (Ответы) А еще в лесу растут елочки. Сравним ель и ежа по имени признака «Рельеф». (Сравнивают). А какой рельеф у ели и ежа? (Ответы).
А что любят ежик и белочка. (Ответы). Сравним грибочки по имени признака «Части» (подберезовик и белый гриб). Чтобы узнать какие части у них есть, нужно сложить изображение грибочков из разрезных картинок. (Складывают, называют части у подберезовика: шляпка, ножка, грибница, и части у белого гриба: шляпка, ножка, грибница. Работают с пособием «Учимся сравнивать»: У подберезовика части такие же, как части у белого гриба.).
Ребята, а что растет на деревьях? (Ответы) Сравним кленовый листочек и желудь по имени признака «Место». (Сравнивают).
Ребята, какие вы все молодцы.
Осень: Да, ребята молодцы! Спасибо вам! Вы и ежу помогли, и меня порадовали, и осенние букеты вместе с вами нарисовали! Мой друг будет доволен. Я обязательно передам ему письмо с вашим ответом и подарками.
А у меня для вас еще один сюрприз (кленовые листочки). А теперь настала пора прощаться. Зима скоро придет, а я у вас загостилась. До свидания! Буду рада встретиться с вами в следующем году!
Прощаемся с осенью.
Воспитатель: Ребята, а осень то нам подарила листья белые, не раскрашенные! Мы их позже раскрасим? Да? (Ответы)
Итог.
Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости?
Кому мы помогали?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Спасибо всем большое, все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Щедрый урожай"
формировать представление о труде хлебороба у детей, познакомить с процессом выращивания и переработки пшеницы....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга Конспектнепрерывной обра...
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...
КОНСПЕКТ познавательного цикла в средней группе на тему: «Осень « с использованием элементов ТРИЗ. Воспитатель : Клюшникова Л.А.
Цель: - Обобщать знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, Продолжать учить обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть проти...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Осенние дары"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Осенние дары"...