Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» (решение задач на противоречия)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Развитие воображения, творческой речевой фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №9 г. Ярцева Смоленской области
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» (решение задач на противоречия)
Воспитатель МБДОУ:
Курилова М.Н.
Ярцево,2018
Цель: Развитие воображения, творческой речевой фантазии.
Задачи:
Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций , радоваться успехам других, уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание .
Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.
Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.
Тип занятия: интегрированное
Форма занятия: фронтальная, традиционная
Продолжительность: 20 минут
Участники: дети средней группы
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).
Методы и приемы:
Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Метод проблемной ситуации «Мозговой штурм».
Предварительная работа:
Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».
Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,
Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.
Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».
Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями:
Консультация: «Игра и речь».
Ознакомление с разными играми, памятка с играми по развитию речи с элементами ТРИЗ,
Использование картотек: пальчиковые игры.
Решение проблемных ситуаций.
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1.Вводная часть | Организация детей на работу | 1-2 минуты |
2. Основная часть | Развитие воображения, творческой речевой фантазии | 17 минут |
3. Заключительная часть | Рефлексия«Цветочная поляна» | 1 минута |
1.Вводная часть.
Игра психологической направленности «Приветствие» (Приложение 1)
Сюрпризный момент. К детям приходит Знай-ка.
Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка.
Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.
Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.
В: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме.
2.Основная часть
- Ребята за что вы любите зиму?
Д: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Можно проводить опыты.
Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
В: Неужели все хорошо зимой? .А, что плохо зимой
Д: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
В: Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
Игра«Что бывает летом, что бывает зимой».(2 минуты)
В: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с вами.
Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой
В: А еще есть замечательная игра, в которой вы поймете правильно вы ответили или нет. (Приложение 2)
Физминутка«Морозная зима».(Приложение 3)
Пальчиковая гимнастика «Лето». (Приложение 4)
Дидактическая игра с мячом. (3 минуты)
В: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.(Приложение 5)
Игра «Подбери признаки».(2 минуты)
Мяч передавай – слова, признаки называй.
В: Зима, какая?
Д: холодная, морозная, снежная, веселая.
В: Лето, какое?
Д: жаркое солнечное,
веселое, красочное.
В: Снежинка, какая?
Д: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
Артикуляционная гимнастика.(1 минута)
В: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?
В: Как завывает вьюга
Д: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
В: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Д: ХР-ХР-ХРХР!
В: Как дворник сметает с порога снег?
Д: Ш-Ш-Ш-Ш!
В: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Д: С – С - С - С!
Дыхательное упражнение«Снежинка»(1 минута)
В: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть
(вдох носом и короткий сильный выдох),
(вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы).
Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
Проблемная ситуация
Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь бабушке и дедушке.
Вы ребята, поможете мне?
Д: Да, поможем!
Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка - траву и деревья.
(Только переезжать никуда они не хотят).
Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.
3.Заключительная часть
Рефлексия«Цветочная поляна»(1 минута)
В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки.
Было неинтересно, скучно - посадите синие цветочки.
Ребята, я вижу, что вам понравилось.
Литература:
- О.А.Белобрыкина « Маленькие волшебники или на пути к творчеству»:
- О.А.Белобрыкина « Речь и общение».
- М.Чёрный «Весёлое путешествие в Игранезию, Вопросилию, Загадандию»
Приложение 1
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Приложение 2
Летом - жарко, а зимой
Д: - холодно.
В: Летом на деревьях листья, а зимой –
Д: листьев нет (или лежит снег)
В: Летом день длинный, а зимой –
Д: короткий.
В: Зимой солнце низко, а летом - Д: высоко.
В: Летом гуляют на улице много, а зимой - Д: мало.
В: Зимой рябина сладкая, а летом –
Д: кислая.
В: Зимой птицам голодно, а летом –
Д: сытно.
В: Зимой земля покрыта снегом, а летом - Д: песком, травой.
Приложение 3
Солнце землю греет слабо.
по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда.
Вьюга, злится, снег кружится
заметает все вокруг белоснежным серебром.
Приложение 4
Вот и лето наступает
Всех на отдых приглашает.
Будем плавать, загорать,
И на даче отдыхать.
Приложение 5
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-126603-1395572678.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»
Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное содержание:Создать условия для психологического и эмоцио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-176401-1412228934.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/14/picture-641101-1436864384.jpg)
Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»
Занятие направленно на создание условия для психологического и эмоционального комфорта.Обучение навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».Развивает...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР Тема: “Путешествие в лес”
Конспект по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-624159-1429204778.jpg)
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/09/picture-1024241-1633800372.jpg)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ и ИКТ. Тема: «Я и моя семья».
Цель: дать детям понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье.Задачи:1. Дать детям понятие о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девоче...