Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР Тема: “Путешествие в лес”
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР Тема: “Путешествие в лес” Воспитатель: Тунева И. В.
г.о. Тольятти 2013г. |
Программное содержание:
- Формировать умение составлять описательный и повествовательный рассказ, придерживаясь композиционного построения, используя зарисовки, схему (начало, середина, конец).
- Упражнять в подборе определений и действий к заданным словам, используя прямую аналогию переносить признаки одного предмета на другие.
- Используя игру: «Наоборот» уметь различать и подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
- Используя МТ уметь образовывать сложные слова (определение из двух простых слов).
- Формировать умение применять ЭОР (электронные образовательные ресурсы) в ходе коммуникативной деятельности;
- Упражнять в употреблении предлогов, словообразования с помощью умений ласкательных суффиксов.
- Развивать интонационную выразительность.
- Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животным, желание им помочь.
Материалы и оборудование:
- ЭОР (интерактивная доска, телевизор, флеш-карта);
- Письмо от Лесовичка;
- Игрушки: лиса, заяц, кошка.
Ход занятия:
- Ребята, мы получили письмо от Лесовика.
- Как вы думаете, где живёт Лесовик?
- В лесу.
- Он приглашает нас в гости к зверятам, полюбоваться красивыми ёлочками, деревьями, повеселиться вместе со зверятами. Где живут зверята?
- В лесу.
- Значит они какие?
- Лесные.
- Они нас ждут на поляне, а если поляна находится в лесу, то она какая?
- Лесная.
- Пойдём по тропинке. Лесная тропинка узкая.
- А что ещё может быть узким?
(аналогии по признаку)
узкая лента
узкая река
узкий поясок
узкое отверстие и т.д.
- Молодцы, продолжаем путешествие. А чтобы лучше его запомнить, давайте зарисуем, что мы увидим в лесу…
- А вот мы и в лесу! Как красиво в лесу! А сколько много снега в лесу! Поднимайте ножки повыше – сугроб высокий.
- Ребята, а хорошо это или плохо, что снега так много?
Игра «Хорошо – плохо»
Хорошо:
- тепло травке, корням, деревьям;
- хорошо в берлоге медведю;
- ему тепло спиться;
- красиво;
- зайчика не видно на снегу.
Плохо:
- ветки ломаются;
- занесло все тропинки;
- зайчику трудно найти еду;
- леснику трудно идти и т.д.
- А снег какой?
- Белый, пушистый, блестящий, холодный.
- А что ещё бывает пушистым?
(аналогии по признакам)
кошка
белка
волосы
ковёр
- А снег можно назвать ковром? Какое интересное слово мы придумали про снег? Давайте скажем теперь, что снег лежит, как белый, холодный, пушистый ковёр.
- Что это из сугроба торчит?
- Рыжий хвостик.
- Чей это может быть хвостик, если он пушистый и рыжий?
- Лисий, беличий.
- Но он совсем ещё маленький. Значит это хвостик лисёнка, бельчонка. Да это же бельчонок! Не плачь, бельчонок, мы тебя согреем. Чем можно согреть его?
- Укрыть, завернуть, а можно согреть добрыми словами, они как солнечные лучики согреют бельчонка, мы солнышко ему подарим из добрых слов.
- Мы расскажем какой ты. Кто скажет слово – тот подарит лучик.
- Пушистый, рыжий, игривый, проворный, озорной, красивый и т.д.
- А если у бельчонка длинный хвост, то он какой?
- Длиннохвостый.
- А давайте поиграем в игру: «Придумай слово из двух». Эта игра поможет придумать интересные слова про зверят.
- Сначала скажите, что есть у зверят.
Игра «Части – целое» (интерактивная доска)
(голова, ушки, хвост, лапы, глаза, мордочка, ноги)
Морфологическая таблица
большой | быстрый | острый | пушистый | белый | чёрный | |
Глаза | ||||||
Уши | ||||||
Мордочка | ||||||
Лапы | ||||||
Хвост | ||||||
Голова |
Ставим кружок и читаем: быстрый, ноги. Получается быстроногий.
- Какого бельчонка мы встретили по настроению?
- Грустного, испуганного, невесёлого, печального.
- А когда мы успокоили его, каким он стал?
- Радостным, весёлым, довольным.
- Бельчонку захотелось поиграть с вами, он прячется, а вы говорите где он.
- На пеньке.
- В дупле.
- За ёлкой.
- Около пенька.
- Между ветками.
- Зарисуем бельчонка. Мы его первого встретили.
- Идём дальше.
- В городе дороги широкие, а в лесу тропинки … узкие.
- Деревья – высокие, а кусты – низкие.
- Смотрите, вон зайчик что-то кричит. Он хвастается. Какие у меня красивые усики, лапки, хвостик, глазки. Ребята, давайте представим, а что было бы, если зайчик встретил бы на пути Волшебника Увеличения. Заяц бы стал какой?
- Огромным, громадным.
- Теперь у него стали не глазки, а глазища
не усики, а усища,
не хвостик, а хвостище,
не зубы, а зубища,
не лапы, а лапища.
Игра «Хорошо – плохо» жить такому зайцу в лесу.
Хорошо:
- никого не боится;
- видит издалека;
- много еды.
Плохо:
- нигде не спрячется;
- не с кем играть и т.д.
Игра «Угадай кто это».
По телевизору демонстрируются иллюстрации с частями тел животных. Дети должны угадать, какому животному принадлежит хвост, лапы, уши и т.д.
- Давайте зарисуем зайца… Пошли дальше.
- Встречаем медвежонка, он говорит, что в лесу кто-то громко кричит и разбудил его. Давайте пожалеем его, назовём ласково.
- Мишутка.
- Мишенька.
- Медвежонок.
- Мишка.
- Споём ему колыбельную:
«Спи в берлоге Мишка,
Маленький Топтыжка.
Спи Мишутка до весны,
Пусть тебе приснятся сны.
Спи, малыш, засыпай,
Говорим тебе мы баю, бай.
- Вот и уснул. Зарисуем Мишку тоже.
- А вот и домик Лесовика. Он нас ждёт.
- Лесовик спрашивает, как вы добрались, что видели интересного?
- Давайте расскажем, как добрались? С чего у нас всё началось?
- С кем встречались?
- Что случилось?
- Как закончилось? Помогут нам составить рассказ наши зарисовки.
Коллективный рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."
Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....
Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.
Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето» (решение задач на противоречия)
Развитие воображения, творческой речевой фантазии....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)
Цель: развитие связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...