Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР Тема: “Путешествие в лес”
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 по развитию речи в средней группе

с использованием методов ТРИЗ-РТВ и ЭОР

Тема: “Путешествие в лес”

                                                                     Воспитатель:

                                                                    Тунева И. В.

     

               

г.о. Тольятти

 2013г.

Программное содержание:

  • Формировать умение составлять описательный и повествовательный рассказ, придерживаясь композиционного построения, используя зарисовки, схему (начало, середина, конец).
  • Упражнять в подборе определений и действий к заданным словам, используя прямую аналогию переносить признаки одного предмета на другие.
  • Используя игру: «Наоборот» уметь различать и подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
  • Используя МТ уметь образовывать сложные слова (определение из двух простых слов).
  • Формировать умение применять ЭОР (электронные образовательные ресурсы) в ходе коммуникативной деятельности;
  • Упражнять в употреблении предлогов, словообразования с помощью умений ласкательных суффиксов.
  • Развивать интонационную выразительность.
  • Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животным, желание им помочь.

Материалы и оборудование:

  • ЭОР (интерактивная доска, телевизор, флеш-карта);
  • Письмо от Лесовичка;
  • Игрушки: лиса, заяц, кошка.

Ход занятия:

-    Ребята, мы получили письмо от Лесовика.

  • Как вы думаете, где живёт Лесовик?
  • В лесу.
  • Он приглашает нас в гости к зверятам, полюбоваться красивыми ёлочками, деревьями, повеселиться вместе со зверятами. Где живут зверята?
  • В лесу.
  • Значит они какие?
  • Лесные.
  • Они нас ждут на поляне, а если поляна находится в лесу, то она какая?
  • Лесная.
  • Пойдём по тропинке. Лесная тропинка узкая.
  • А что ещё может быть узким?

(аналогии по признаку)

узкая лента

узкая река

узкий поясок

узкое отверстие и т.д.

  • Молодцы, продолжаем путешествие. А чтобы лучше его запомнить, давайте зарисуем, что мы увидим в лесу…
  • А вот мы и в лесу! Как красиво в лесу! А сколько много снега в лесу! Поднимайте ножки повыше – сугроб высокий.
  • Ребята, а хорошо это или плохо, что снега так много?

Игра «Хорошо – плохо»

Хорошо:

  • тепло травке, корням, деревьям;
  • хорошо в берлоге медведю;
  • ему тепло спиться;
  • красиво;
  • зайчика не видно на снегу.

Плохо:

  • ветки ломаются;
  • занесло все тропинки;
  • зайчику трудно найти еду;
  • леснику трудно идти и т.д.

  • А снег какой?
  • Белый, пушистый, блестящий, холодный.
  • А что ещё бывает пушистым?

(аналогии по признакам)

кошка

белка

волосы

ковёр

  • А снег можно назвать ковром? Какое интересное слово мы придумали про снег? Давайте скажем теперь, что снег лежит, как белый, холодный, пушистый ковёр.
  • Что это из сугроба торчит?
  • Рыжий хвостик.
  • Чей это может быть хвостик, если он пушистый и рыжий?
  • Лисий, беличий.
  • Но он совсем ещё маленький. Значит это хвостик лисёнка, бельчонка. Да это же бельчонок! Не плачь, бельчонок, мы тебя согреем. Чем можно согреть его?
  • Укрыть, завернуть, а можно согреть добрыми словами, они как солнечные лучики согреют бельчонка, мы солнышко ему подарим из добрых слов.
  • Мы расскажем какой ты. Кто скажет слово – тот подарит лучик.
  • Пушистый, рыжий, игривый, проворный, озорной, красивый и т.д.
  • А если у бельчонка длинный хвост, то он какой?
  • Длиннохвостый.
  • А давайте поиграем в игру: «Придумай слово из двух». Эта игра поможет придумать интересные слова про зверят.
  • Сначала скажите, что есть у зверят.

Игра «Части – целое» (интерактивная доска)

(голова, ушки, хвост, лапы, глаза, мордочка, ноги)

Морфологическая таблица

большой

быстрый

острый

пушистый

белый

чёрный

Глаза

Уши

Мордочка

Лапы

Хвост

Голова

Ставим кружок и читаем: быстрый, ноги. Получается быстроногий.

  • Какого бельчонка мы встретили по настроению?
  • Грустного, испуганного, невесёлого, печального.
  • А когда мы успокоили его, каким он стал?
  • Радостным, весёлым, довольным.
  • Бельчонку захотелось поиграть с вами, он прячется, а вы говорите где он.
  • На пеньке.
  • В дупле.
  • За ёлкой.
  • Около пенька.
  • Между ветками.
  • Зарисуем бельчонка. Мы его первого встретили.
  • Идём дальше.
  • В городе дороги широкие, а в лесу тропинки … узкие.
  • Деревья – высокие, а кусты – низкие.
  • Смотрите, вон зайчик что-то кричит. Он хвастается. Какие у меня красивые усики, лапки, хвостик, глазки. Ребята, давайте представим, а что было бы, если зайчик встретил бы на пути Волшебника Увеличения. Заяц бы стал какой?
  • Огромным, громадным.
  • Теперь у него стали не глазки, а глазища

не усики, а усища,

не хвостик, а хвостище,

не зубы, а зубища,

не лапы, а лапища.

Игра «Хорошо – плохо» жить такому зайцу в лесу.

Хорошо:

  • никого не боится;
  • видит издалека;
  • много еды.

Плохо:

  • нигде не спрячется;
  • не с кем играть и т.д.

Игра «Угадай кто это».

По телевизору демонстрируются иллюстрации с частями тел животных. Дети должны угадать, какому животному принадлежит хвост, лапы, уши и т.д.

  • Давайте зарисуем зайца… Пошли дальше.
  • Встречаем медвежонка, он говорит, что в лесу кто-то громко кричит и разбудил его. Давайте пожалеем его, назовём ласково.
  • Мишутка.
  • Мишенька.
  • Медвежонок.
  • Мишка.
  • Споём ему колыбельную:

«Спи в берлоге Мишка,

Маленький Топтыжка.

Спи Мишутка до весны,

Пусть тебе приснятся сны.

Спи, малыш, засыпай,

Говорим тебе мы баю, бай.

  • Вот и уснул. Зарисуем Мишку тоже.
  • А вот и домик Лесовика. Он нас ждёт.
  • Лесовик спрашивает, как вы добрались, что видели интересного?
  • Давайте расскажем, как добрались? С чего у нас всё началось?
  • С кем встречались?
  • Что случилось?
  • Как закончилось? Помогут нам составить рассказ наши зарисовки.

Коллективный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам "Снеговик и заяц."

Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения....

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.

                            Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием метода наглядного моделирования: Составление рассказа по сюжетным картинкам:"Снеговик и заяц" (Альбом № 4)

Цель:   развитие  связной речи детей;Задачи:учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным...