Программа кружка
проект (старшая группа)
программа театрального кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_teatr_moya.docx | 43.31 КБ |
proekt.docx | 186.88 КБ |
проект активные строители | 58.84 КБ |
доклад на РИП | 18.69 КБ |
rip_29.11.22.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко»
Принято Утверждаю:
На педагогическом совете № 1 Заведующий МБДОУ Д/С № 79
Протокол № 1 _______Н. Г . Слисаренко
от ___________________ года
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги по речевому развитию "Театральный сундучок"
Составил: Н.А.Гаврилова
г. Нижневартовск 2017
№ | Содержание | Номер страницы |
1 | Содержание | 3 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4 |
3.1 | Цели и задачи | 5 |
3.2 | Планируемые результаты | 6 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 6 |
4 | Содержание Программы | 7 |
5 | Организационно-педагогические условия | 17 |
5.1 | Учебный план | 17 |
5.2 | Расписание занятий | 17 |
5.3 | Программно-методическое обеспечение | 18 |
5.4 | Материально - техническое обеспечение | 19 |
6 | Мониторинг | 20 |
7 | Список используемой литературы | 21 |
2. Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДОУ по речевому развитию "Театральный сундучок".
|
Основания для разработки Программы | Нормативные документы:
|
Заказчик программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Система организации контроля за исполнением Программы | Заведующий МБДОУ Наталия Григорьевна Слисаренко
|
Пояснительная записка
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала,
способностей и интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия.
Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - подготовительная группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
3.1. Цель программы
Развитие способностей детей по средствам театральной деятельности. Развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театральных игр и игр-представлений.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
3.2. Планируемые результаты
1. Дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. Дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. У детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5.Дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. Дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
3.3.Объем образовательной нагрузки
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. (7 год жизни)
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут.
Группа включает 8 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации программы 1 учебный год.
4. Содержание программы
СЕНТЯБРЬ | Занятие Тема | цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Знакомство | Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; | Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году. Знакомство с новыми детьми. Игра «Назови свое имя» | Мяч, музыкальный центр, | |
2 Мир театра | Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации. | Беседа с детьми «Что такое театр». Ряженье в костюмы. Игра «Измени голос». Хоровод-игра «Мышки на лугу. | Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски. | |
3 Музыка осени | Познакомить детей с понятиями: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. | «Выразительное движение». Игровые упражнения. Игра – импровизация «Листочки в саду». Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс» | Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение, осенние листочки | |
4 Наш богатый урожай | Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку. | «Язык жестов». Игра «Где мы были, мы не скажем». Отгадывание загадок. Инсценировка «Мышка - норушка». Хороводная игра «Огород у нас хорош» | Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков. | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 Бабушка Забава | Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности. | Игры с бабушкой Забавой. Игры и упражнения: «Диктор», «Изобрази героя». | Ширма, театральная кукла «Бабушка». | |
2 В гостях у сказки | Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. | «Колобок – колючий бок». Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра. Вопросы по содержанию. Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. | Настольный театр, иллюстрации к сказке. | |
3 В гостях у сказки | Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки | «Колобок – колючий бок». Рассматривание костюмов. Ряженье в костюмы. Отгадывание загадок. | Маски героев по сказке, костюмы | |
4 Колобок- Колючий бок | Развивать творческие способности; вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями. | Драматизация сказки « Колобок – колючий бок». | Декорация к сказке, музыкальное сопровождение. |
НОЯБРЬ | Занятие Тема | цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Наша дружба | Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры. | Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Игра « Скажи о друге ласковое слово». | Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение. | |
2 Если с другом вышел в путь. | Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания | Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи образа с помощью мимики и жестов. | Зеркало, музыкальное сопровождение /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского. | |
3 Все мы делим пополам. | Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия. | Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья». Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам». | Маски зверей, музыкальное сопровождение. | |
4 Лучшие друзья | Развивать творческие способности. Постановка сказки для детей детского сада | Подготовка и драматизация сказки «Лучшие друзья». | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение |
ДЕКАБРь ДЕКАБРЬ | ||||
1 Мимика | Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации. | Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б.Заходера «Вот как я умею». Упражнения на выразительность движений и мимики. Мимические этюды у зеркала. | Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок. | |
2 Страна воображения | Создать положительный эмоциональный настрой; Учить действовать с воображаемыми предметами | Упражнения на развитие воображения и внимания: «Ковер-самолет», «Давайте потанцуем». | Музыкальное сопровождение. | |
3 Наше настроение | Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях | Этюды на выражение основных эмоций: «Чуть-чуть грустно», «Курица с цыплятами», «Гусь». | Иллюстрации к основным эмоциям. | |
4 Играем в театр | Развивать способности детей; дать заряд положительных эмоций; | Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих развитию памяти, внимания, воображения. «Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише». | Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик. |
ЯНВАРЬ ЯНВАРЬ | ||||
1 Лесная сказка | Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета | Провести беседу. Словесные игры. Пересказывание детьми сюжета по ролям сказки “Рукавичка” , используя ростовые куклы Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев. | Фланелеграф, иллюстрации к сказке. | |
2 Лесные жители | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации | Игровые упражнения, передающие образы героев сказки /зайчики, лисички, медведи, подружки/. Выбор костюмов к сказке. | Маски зверей, костюмы. | |
3 Музыка в сказке | Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения. | Разучивание музыкальных номеров /хоровод подружек, песня Машеньки, общий танец/. | Музыкальное сопровождение. | |
4 Три медведя | Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности | Подготовка и драматизация сказки "Рукавичка" | Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение. |
ФЕВРАЛЬ | Занятие Тема | цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Храбрый петух | Порадовать детей просмотром кукольного театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку. | Знакомство с кукольным театром. Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Храбрый петух». | Ширма, куклы бибабо к сказке. | |
2 Наступили холода | Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции. | Игра – разминка «Холодок». Имитационные этюды /Метель, ласка и т.д./, игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю». Этюд – упражнение «Как воет ветер». | Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов. | |
3 Музыкальное путешествие | Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности. | Музыкально-ритмические композиции «Веселые путешественники», «Разноцветная игра». | Музыкальное сопровождение | |
4 Веселые этюды | Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах. | Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./ Игра «Ай, дили, дили.» Разминка для голоса «И-го-го!» Игра – оркестр «Музыка для лошадки». | Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра |
МАРТ
| Занятие Тема | цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Добрые слова | Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. | Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра « Назови вежливое слово». Музыкально-ритмическая композиция «Если добрый ты». «Волшебная дверь» | Цветок, музыкальное сопровождение, ключик. | |
2 Домашние любимцы | Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание. | Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»? Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». | Настольный театр, маски зверей по сказке. | |
3 Мой щенок | Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании. | Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» | Маски –шапочки зверей. | |
4 Кто сказал мяу? | Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением. | Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»? | Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы. |
АПРЕЛЬ | Занятие Тема | цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1 Весенний дождь | Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности. | Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию. Игра «Дождливо - солнечно». Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс». | Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение. | |
2 Выйдем мы в лесок | Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку. | Загадки по сказке. Игра-конкурс «Попросись под грибок». Рассматривание иллюстраций к сказке. Игра «Узнай, кто попросился под грибок». | Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей. | |
3 Пойми меня | Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности. | Игра-имитация «Пойми меня». Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке. Заключительная пляска. | Карточки с изображением героев сказки «Под грибком». Музыкальное сопровождение в записи. | |
4 Под грибком | Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус. | Драматизация сказки В.Сутеева « Под грибом». | Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение. |
МАЙ | Занятие Тема | цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
1,2,3,4 По следам сказок | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы. | Итоговое занятие кружка. Драматизация сказки "Кошкин дом" Драматизация сказок по желанию детей. Загадывание загадок к сказкам. | Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации. |
5. Организационно-педагогические условия
№ | Наименование услуги | Количество часов в неделю | Возрастная группа |
1 | Обучению детей игре театральной деятельности | 1 | Старший дошкольный возраст (6-7-лет) |
5.1 Учебный план
5.2 Расписание занятий
Дни недели | Время проведения занятия |
Пятница | 17.20-17.40 |
5.4. Программно - методическое обеспечение
Наименование услуги | Наименование программы |
Проведение занятий по развитию речи и обучению театральной деятельности через игру. | Дополнительная образовательная программа по развитию речи "Театральный сундучок" |
Принципы, лежащие в основе программы
Доступности ( простата, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
Наглядности ( иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Демократичности и гуманизма (взаимодействия педагога воспитанников в социуме)
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные; игры, загадки, музыкальное сопровождение, просмотр сказок.
Методы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, загадки).
- Наглядный (иллюстрации, показ ( выполнение) педагогам и др,).
- Практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- Репродуктивный– дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- Фронтальная – одновременная работа со всеми детьми.
- Индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
- Групповой– организация работы в группах.
Индивидуальный– индивидуальное выполнение заданий.
5.5 Материально-техническое обеспечение
Ширма для кукольных театров.
Костюмы для переодевания
Магнитофон
Интерактивная доска
Маски
6. Мониторинг результатов освоения программы
Карта обследования уровня развития детей
№ | Ф.И. ребенка | Знает сказку "Кто сказал мяу?" | Участвует в драматизации сказок. | Сумма баллов | Уровень | |||||||||||||||||||
Умеет отгадывать загадки | Отвечает на вопросы | Знает сказку "Колобок-колючий бок" диагональ | Рассказывает сказку "Лучшие друзья" партнеры | Выполняет движения в танце | Выполняет жестами упражнения черные | Знает сказку "Под грибом" | Играет в игры | Принимает участие в беседе | Наряжается в костюмы | Выполняет самостоятельно муз. -ритмич . композиции ничья | Читает стихотворения | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||
Сумма баллов | 72-61 баллов | 60-37 баллов | 36-24баллов |
Уровненный показатель | Высокий | Средний | Низкий |
Присваиваемый балл | 3 балла | 2 балл | 1 баллов |
6. Литература:
1.Сорокина Н.Д.Сценарии театральных кукольных занятий Москва 2004
2.Буренина А.И. “Театр Всевозможного” Санкт-Петербург.2002
3.Ватаман В.П. “Воспитание детей на традициях народной культуры” программа Волгоград., Учитель 2008.
4.Доронова Т.Н. и др “Радуга” программа М., 2000.
5.Картушина.М.Ю. “Русские народные праздники в детском саду”М. Творческий центр 2007.
6.Маханёва М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду” пособие. М., Творческий центр 2001.
7.Минаева В.М. “Развитие эмоций детей” пособие М., АРКТИ 2001.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Моя малая родина - Югра»
Гаврилова Наталья Алексеевна
Тема: «Моя малая родина - Югра»
Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста
Направление воспитания: патриотическое.
Цель : Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем.
Задачи :
1. Развивать интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Обогащать знания о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах Севера.
3. Познакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов.
4. Воспитывать интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному поселку. Расширять представления о том, что делает малую родину, родной поселок красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
6. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Любовь к родине это не просто чувство, - это основа государственности. Если мы как граждане не будем любить нашу страну, она просто перестанет существовать.
Задача детского сада, как можно раньше сформировать интерес и любовь к Родине, воспитать бережное и созидательное отношение к природе родного края.
Результативность проекта
Родитель Воспитанники
Воспитатель
Итог проекта: Встреча с представителями народа ханты.
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители.
Сроки выполнения проекта: c 1 ноября до 11 декабря 2019г.
Тип проекта: Практико - игровой, краткосрочный.
Актуальность проекта:
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Основные этапы проведения
Этапы | Задачи | Содержание | Методы | Средства |
1 Этап -Подготовительный | Постановка проблемы и темы проекта. Определение основных задач. Подбор материала: художественная литература, музыкальные произведения, конспекты занятий, игр, развлечений. | Ознакомление родителей с предстоящей работой (участие в выставке рисунков родителей: «Мой дом –Югра» ; пополнение выставки литературных произведений писателей и поэтов ХМАО-Югры, участие родителей из числа народов севера на тематической встрече . | Объяснительно-иллюстративный метод | Словесный
Учебно-наглядное пособие |
2 Этап - Основной | Работа с детьми Знакомство с богатым миром природы ХМАО-Югры Знакомство детей с традициями, обычаями народов Севера. Знакомство с устным народным творчеством, с писателями и поэтами Югры. Знакомство с хантейскими национальными орнаментами. Знакомство с коренными народами Севера Знакомство с образом жизни, бытом народов Севера через игру. Художественное творчество | Экскурсия в краеведческий музей «Природа нашего края –Югры». Экскурсия в краеведческий музей. Зал народов севера (жизнь, быт, промыслы). Организация выставки литературных произведений писателей Югры Чтение литературных произведений писателей Югры Ю. Шесталова, А. Тарханова. Чтение хантейских и мансийских народных сказок. Знакомство с пословицами, поговорками народов севера. Слушание хантыйских песен на электронных носителях. Рассматривание национальной одежды на воспитателе. Раскрашивание хантыйского узора «Заячьи уши» Гость группы. Встреча с представителями народа ханты. Рассказ о народе ханты, его истории, обычаях. Хантыйские игры с гостями. Дидактическая игра «Где ты живешь?». Подвижные игры народов Севера: «Пастухи и олени», «Поймай оленя», «Прыгни через нарты». Групповая аппликация «Поздравительная открытка для родителей ко Дню рождения ХМАО. | Объяснительно-иллюстративный метод Практический метод Практический метод Практический метод Практический метод Практический метод Практический метод | Словесный Словесный Учебно-наглядное пособие Словесный Учебно-наглядное пособие Словесный Учебно-наглядное пособие Учебно-наглядное пособие |
3 этап - Заключительный | Встреча с представителями народа ханты | Встреча с представителями народа ханты Рассказ о народе ханты, его истории, обычаях. Хантыйские игры с гостями. | Объяснительно-иллюстративный метод | Словесный |
Дидактическая игра по ознакомлению с природой и культурой коренных народов родного края для дошкольников
Цель: расширять кругозор и познавательный интерес к природе и культуре народов ханты и манси.
Материал для игры: Шестигранный куб на каждой стороне куба обозначена тема, то, что дети должны назвать. Разноцветные жетоны.
Правила игры: Воспитанники по очереди передают куб и называют, то, что им выпало на стороне куба: (рыбы, птицы, животные, растения и фольклор-родного края)
- птицы Югры
-Звери Югры
- растения Югры
- рыба обитающая в Югре
- Удача (участнику даем жетон)
- фольклор Югории
У одного ум — в словах, у другого — в делах.
Что сделал спешно, то очень трудно переделать.
Говори спокойно, а молчи достойно.
Что лентяй руками не может, то он языком всегда одолеет.
Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц.
Семье, где работящий муж, нечего бояться зимних стуж.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 «Былинушка»
Проект группы общеразвивающей направленности «Активные строители»
Воспитатели:
Гаврилова Н.А.
Егорова Т.А.
Тема: Профессия «Строитель»
Вид проекта: групповой
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Срок: с 01.11.22 по 31.12.22
Актуальность:
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу людям.
Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.
Беседы о профессиях, часто сопровождаются стихами, загадками, вопросами, заставляющие ребенка логически мыслить, развивать речь, активизировать память и внимание. Воспитывать профессиональные качества в детях нужно с ранних лет. По этому, в данном проекте, мы начинаем знакомить детей с профессией «Строитель».
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И актуальны, и важны:
Спасатель, фермер, гувернер,
Телеведущий и актер,
Автомеханик, финансист,
И менеджер, и визажист…
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
В ходе работы с детьми выяснилось, что они мало знакомы с нераспространенными видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей. ( Бухгалтер, архитектор, строитель и т.д.).
Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей, а в частности одной из необходимых профессий- Профессией строителя.
Цель проекта:
Цель: расширять представления детей о профессиях. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.
Задачи проекта:
• познакомить детей с профессией строителя и ее особенностями;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
• активизировать внимание и память;
• развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
• развивать словесно-логическое мышление и речь детей;
• развивать коммуникативную компетентность детей
• воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
• Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях.
• Развивать мелкую моторику пальцев
•Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
• Разработать план мероприятий по изучению профессий, в частности, профессии строителя.
Планируемые результаты:
Расширение знаний детей знания детей о профессии строитель.
Пополнение словарного запаса на тему «Строитель»
Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда
Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада
Совместная работа родителей и детей в изготовлении мини-альбома «Профессия моих родителей»
Основные направления реализации проекта:
- совместная деятельность воспитателя с детьми – беседа, наблюдение за работой строителя, чтение художественной литературы, беседы с детьми, изготовление работ из пластилина, выполнение аппликаций, постройка домов из конструктора Лего
- непосредственно образовательная деятельность на тему «Дом для друзей».
- совместная деятельность родителей и детей – беседа о профессиях родителей, составление альбома «Как мы играем дома в Лего».
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору материала для проекта;
- подбор художественной литературы;
- подбор соответствующих иллюстраций.
План
День недели Тема дня | Даты | Виды детско-взрослого взаимодействия |
Понедельник День строителя | 07.11-14.11 21.11-28.11 05.12 26.12 | Беседа «Профессия – строитель». Чтение стихотворения Е. Благининой «Я дома не люблю сидеть» Беседа "Без труда чести не получишь" Пальчиковая игра «Замок» Цель: Формирование и закрепление у детей этических представлений о понятиях “трудолюбие Чтение рассказа Л. Кузьмина «Солнечные окошки» Виртуальная экскурсия на стройку |
Вторник Строительные профессии | 01.11-08.11 15.11-22.11 29.11-06.12 13.12-20.12 27.12 | Рассматривание и беседы на тему: «Строительные профессии» Презентация «Стройка» Экскурсия на стройку. Игра «Предмет бери, кому и для чего он нужен, расскажи» Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть» Разучивание стихотворений «Строители» Б. Заходера. Лото «Профессии» Пальчиковая гимнастика «Профессии» Чтение рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны» |
Среда Строительные инструменты и материалы | 02.11-09.11 16.11-23.11 30.11-7.12 14.12-21.12 | Рассматривание и беседы на тему: «Строительные инструменты» Отгадывание загадок об строительных инструментах Пальчиковая игра «Дом» Лепка «Домик для любимой игрушки» |
Четверг Строительные машины | 03.11-10.11 17.11-24.11 1.12-15.12 | Рассматривание и беседы на тему: «Строительные машины» Игры с машинами «Строительные машины» интегрированное непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с профессией строителя» |
Пятница Виды зданий, возводимых строителями (жилые дома, мосты, детские сады и школы) | 19.11-03.12 10.12-17.12 24.12-31.12 | Рассматривание и беседы на тему: «Виды зданий» Составление рассказа строим дом Раскраски на тему профессий Рисование на тему: «Моя улица» «Жилища» разных животных» Пальчиковая гимнастика: «Улитка» Подвижная игра: «Зайцы и лиса» Подвижная игра «Строительная эстафета» |
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный.
В ходе данного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор методического, научно – популярного материала, разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессией строителя.
- индивидуальные беседы с детьми кто такой строитель, что он делает, важность профессии;
- внесение в уголок книги открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников;
- вовлечение родителей в проект
Посещать с детьми экскурсии проводимые в ДОУ.
Беседовать, играть, рисовать, рассматривать фотографии, картинки, закреплять ПДД и техники безопасности ,игры дома с конструктором ЛЕГО.
2 этап — Организационный:
Оформление информационного стенда для родителей.
Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье»
Презентация для детей: «Все работы хороши — выбирай на вкус»
Организация развивающей предметной среды: подбор художественной литературы в книжном уголке, подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение уголка сюжетно-ролевых игр атрибутами.
3 этап-Основной этап.
Организовать непосредственно образовательную деятельность:
-социально – личностное развитие, знакомство с профессией строитель.
-речевое развитие – рассматривание картины «На стройке».
-продуктивная деятельность (аппликация); (лепка) ;(конструирование)
Совместная деятельность воспитателя с детьми
-. Беседы о профессиях, в частности, о профессии строителя. Беседа «Кто построил новый дом? » (строители). Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»
- Загадки, стихи и пословицы о профессиях, в частности строителя, об инструментах
-. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители».
-Пальчиковые игры «Дом»«Дом и ворота», и др.
- Настольно-печатные издания: лото «Кем быть».
- Экскурсия на стройку
- Просмотр виртуальной экскурсии «Мы на стройке»https://www.youtube.com/watch?v=ZadXHp0vG1A#action=share
- Организация сюжетно-ролевой игры «Строительство», «Мы строители»
-Изготовление макета улицы.
-НОД по лепке, аппликации, конструированию
-Организация дидактических, словесных и настольных, игр:: Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Кто больше расскажет о профессии», « «Угадайте, что я делаю», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет»,«Чей инструмент?», «Назови профессию по действию».
настольные игры: лото «Все профессии важны», Собери картинки: строитель, , рабочий,;
- Чтение художественных произведений: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалкова «Кем быть?», С. Младовой «Как пчелы дом строили».С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,
-Показ театра по мотивам сказки «Три поросенка», «Заюшкина избушка»
Самостоятельная деятельность детей:
- раскрашивание раскрасок «Профессии», «Все работы хороши».
- настольные и дидактические игры «Профессии», ««Профессии», «Кому нужны инструменты. «Профессии», «Кем быть?»;
- сюжетно – ролевые игры «Строительство», «Мы строители»
- Рассматривание иллюстраций, открыток, фото по теме.
Конструирование
Постройки из крупного деревянного
строителя: «Магазин», «Больница»,«Гаражи»,
Постройки из пластмассового «Лего»: «Город»,
«Детская площадка
3 этап Заключительный.
Игры с макетом.
Составление рассказа о своих родителях.
Приложения.
Результат проекта:
Проект реализовал поставленные задачи.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда).В частности профессии строителя
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Приложение №1
Пальчиковая гимнастика
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Дом и ворота
На поляне дом стоит,
«Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт.
Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,
средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем.
Профессии
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
Дом
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
.
Домик
Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )
Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Пальчиковая гимнастика «Строители».
Мы строители, мы строим, Ребенок стучит кулачком о кулачок.
Много мы домов построим, Загибает по очереди пальцы на обеих руках.
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.
В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх.
Приложение № 2
Стихи о профессии «Строитель»
Архитектор
Большой красивый новый дом
Растет в квартале нашем.
Как много башенок на нем,
И как он весь украшен!
Чтоб этот дом построен был,
Работал архитектор:
В уме сначала сочинил
Десятка два проектов.
Потом один он отобрал
И на листе бумажном
В разрезе дом нарисовал –
Здесь все детали важны.
Вот здесь – карниз, а здесь – фасад,
Здесь – арка и балконы,
Окон высоких строгий ряд,
Внизу деревьев кроны.
Ну да, деревьев. И о них
Подумал архитектор –
В каштанах новый дом густых
Быть должен по проекту.
Но вот уже, смотри, вокруг
И стройка закипела.
Здесь тысяча рабочих рук
Взялись скорей за дело.
Красуясь, новый дом растет.
И смотрит архитектор,
Как здесь строительство идет –
Согласно ли проекту?
С рулоном толстым чертежей
Почти без остановки
Он башню в десять этажей
Проходит шагом ловким.
Вот дом построен, наконец,
Любуемся с балкона.
А архитектор – молодец:
Он дом рисует снова!
Строители
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся
Строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка!
(Б. Заходер)
Будущий строитель
Не дарите мне игрушек:
Зайцев, мишек, безделушек.
Мне совсем-совсем не надо
Ни конфет, ни шоколада.
Я люблю пилить, строгать,
Гвозди ловко забивать.
Стану взрослым я когда,
Буду строить города!
А пока не вырос, братцы,
Надо мне тренироваться.
Подарите мне набор:
Молоток, пилу, топор.
(Т. Ашмарина)
Строитель
Точно в срок построит он:
Небоскрёб и стадион.
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже дом, скажу вам я,
Где живет моя семья,
(и другие жители)
Строили – строители!
(И. Ильх)
ЗАГАДКИ
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я ... (СТРОИТЕЛЬ)
***
С утра до вечера
Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный...
(Грузовик.)
***
Кто не может жить без грузов,
У кого огромный кузов?
Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
По дороге напрямик
Груз доставит...
(Грузовик.)
***
На дыбы поставил кузов
И избавился от груза.
(Самосвал.)
***
Он легко одной рукой
Строит дом для нас с тобой
Что за чудо-великан?
Скажут все – ...
(Подъемный кран.)
***
Из железа парень стойкий
Честно трудится на стройке.
Однорукий великан
С именем — подъемный...
(Кран.)
***
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъёмный кран.)
***
Снизу – вверх, по этажам
Дом растит для горожан.
(Подъёмный кран.)
***
Стальной журавль за окном
За разом раз поклоны бьет.
Он помогает строить дом
И клювом плиты подает.
(Подъемный кран.)
***
У меня – одна стрела,
Строю новые дома,
Я здесь главный великан,
И зовусь ...
(Подъёмный кран.)
***
Ходит по небу рука,
Задевает облака,
А под нею – гам и гром –
Вырастает новый дом.
Длинной шеей поверчу
Груз тяжелый подхвачу:
Где прикажут – положу,
Человеку я служу.
(Подъёмный кран.)
***
Я открыл на кухне кран
И набрал воды стакан.
Но на стройке городской
Есть ещё и кран другой!
Из него никак водицы
Не набрать и не напиться.
Кто же этот великан?
Великан – ...
(Подъемный кран.)
***
Я – великан:
вон ту громадную
многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
слона и верблюда сцапаю, –
Я их обоих буду рад
поднять, как маленьких ребят!
(Подъёмный кран.)
***
Что за машина:
Шея, как у гуся, сила, как у слона?
(Подъёмный кран.)
***
Это что за великан
Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы?
(Подъёмный кран.)
***
Быстро яму без лопаты
Вырыть может…
(Экскаватор.)
***
Гусь железный с гибкой шеей
Роет длинную траншею.
(Экскаватор.)
***
Гусь по улице идет,
Клювом улицу грызет.
(Экскаватор.)
***
За высокою горою
Гусь железный землю роет.
(Экскаватор.)
***
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор.)
***
Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает...
(Экскаватор.)
***
Начинает он копать,
заменяет сто лопат.
(Экскаватор.)
***
Не живой я, а шагаю,
землю рыть я помогаю.
Вместо тысячи лопат
я один работать рад!
(Экскаватор.)
***
Не крот, а землю роет,
Не зверь, а рычит.
(Экскаватор.)
***
Однорукий Великан
Глубокий роет котлован.
Самосвал подставит спину
На спину вывалит он глину.
Самосвал задрожит
И со стройки побежит.
Нагруженный!
Натруженный!
(Экскаватор.)
***
Однорукий Землехват
Заменяет сто лопат.
Он своей рукой-ручищей
Постоянно что-то ищет.
Ты не прятал, я не прятал
Что же ищет ...
(Экскаватор.)
***
Там, где нужно сто лопат,
Я один трудиться рад.
(Экскаватор.)
***
Он в земле карьер копает,
Гравий, щебень загружает.
Ковш железный, не лопата...
Как зовут все? ...
(Экскаватор.)
***
Для цемента и бетона –
Для постройки дачи, дома –
Машина с бочкою-мешалкой
Зовется...
(Бетономешалка.)
***
Приложение №3
Беседа «Профессия – строитель».
Цель: познакомить детей с профессией строителя, обогатить тематический словарь детей, воспитывать уважение к труду строителей.
Ход занятия:
Вводная беседа. Мы с вами живем в красивой и богатой стране. Как она называется?(Россия). Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди). Именно от их труда зависит, какой будет наша страна. Сегодня мы поговорим о профессии строителя.
Основная часть. Рассказ воспитателя. «Профессия строителя существует давно, столько, сколько существует человечество. Благодаря тем, кто строил, украшал и отделывал здания, мы многое знаем сегодня о людях и событиях далекой-далекой поры.
Человек всегда нуждался и нуждается в зданиях, где бы он мог жить, учиться, работать, развлекаться. Поэтому работа строителей так важна и необходима. Постройкой здания занимается множество людей разных специальностей – все они строители. Архитектор проектирует здания, делает их чертеж. Экскаваторщик работает на экскаваторе, роет котлован под будущее здание. Крановщик укрепляет краном, поднимает и доставляет тяжелые части дома: кирпичи, панели, рамы. Кровельщик кроет крышу здания. Штукатур отделывает стены. Маляр красит стены, потолок, рамы, пол, двери. Стекольщик вставляет стекла. Строитель должен быть очень внимательным, добросовестным, ответственным человеком. Ему нужно много знать, уметь, чтобы хорошо выполнить свою работу.
-Подумайте, дети, для чего строителю нужна специальная одежда: каска, рукавицы, комбинезон и т. д.
Физминутка.
Тук-тук-постук
Раздается где-то стук
Молоточки стучат
Строят домик для зайчат.
Вот с такою крышею!
Вот с такими стенами!
Вот с такими окнами!
Вот с такою дверью!
Вот с таким замком!
(выполняются движения в соответствии с текстом).
Вопросы для закрепления.
-Какие строительные специальности вы знаете? В чем заключается их работа?
-Какими качествами должны обладать представители этой профессии?
-Что помогает им в работе?
Заключительная часть.
-О чем сегодня говорили на занятии?
-Что нового узнали?
- Почему профессия строителя — одна из самых важных?
- Из чего строили в старину? Почему?
- Из чего теперь строят дома?
- Как называют строителей строящих деревянный дом? Какими инструментами пользуются плотники?
- Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
- Как называют рабочих, укладывающих кирпичи?
- Как называют рабочих, которые кроют крышу?
- Каких рабочих называют «отделочниками»?
- Кто красит окна, двери, рамы, клеит обои?
- Кто устанавливает оконные рамы, двери?
«Экскурсия на стройку»
Цель:
Расширять представления о профессии строителя.
Задачи:
• Дать детям элементарные представления об архитектуре;
• Развивать представление о труде, о некоторых профессиях, доступных восприятию дет: Продолжать знакомить детей с профессиями, познакомиться людьми строительных специальностей ( каменщик, крановщик, штукатур ), Познакомить с содержанием труда рабочих, с транспортом , который требуется для строительства ( кран , бетономешалка, экскаватор камаз) .Помочь детям сделать вывод о пользе работы строителей для людей. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
ей(архитектор, каменщик,маляр, строитель, крановщик.) ;
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы: Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом»; С. Михалков. «Три поросенка»,
• рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним,
• проведение сюжетно-ролевых («Строим дом», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Что лишнее?», «Угадай по описанию»).
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня мы отправимся на экскурсию туда, куда обычно детям вход воспрещён, даже висит табличка "Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!". Догадались куда? Ну, конечно же, на строительную площадку.
Как вы думаете, кто работает на стройплощадке? На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д.
Ну что ж готовы? Отправляемся!
Чтение стихотворения С Баруздина. « Кто построил этот дом» Рассматривание иллюстраций .Беседа по картинам.
2 Экскурсия Дети рассматривают место стройки.
Воспитатель: Дети, что вы здесь видите , давайте посмотрим с чего начинается строительство дома , кто знает?( с фундамента) Фундамент –это такая огромная яма , которую выкладывают плитами и блоками А уже потом начинается само строительство дома Строители кладут кирпичи , смазывая их между собой , чем , кто знает? (бетоном)
Дети, А кто из вас знает какой транспорт требуется для выкапывания ямы под фундамент ( правильно экскаватор)
Дети , а это что за машина?( бетономешалка)
Для чего она нужна ? ( делает бетон)
А для чего нужен бетон? ( чтобы кирпичи не рассыпались , держались друг на друге.) Дети ,а это что за транспортное средство? ( кран)
Для чего он нужен? ( для того чтобы поднимать для стройки кирпичи , бетон на высокий этаж, поднимать тяжелые плиты.)
Дети ,а на чем привозят материалы для стройки (камаз)
Ребята , а теперь мы с вами познакомимся с профессиями строителей
Кто знает какие профессии нужны для строительства ( каменщик)
Что делает каменщик ? Кладет кирпич.Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.
Каменщики с помощью специальных ручных инструментов (молоточек-кирка, лопата и др.) сооружают, стены и прочие конструкции. Они работают и на старых зданиях, ремонтируя кирпичную кладку. Некоторые каменщики занимаются укладкой брусчатки на мостовых, тротуарах и т.д. Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.
Но не только каменщики занимаются постройкой стен здания. Им в этом помогает строительная техника. Какую строительную технику вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!
А что делает крановщик? (он управляет краном , подает строительные материалы)
Дети ,а еще есть такая профессия , штукатур.
Как вы думаете , что делает штукатур? Замазывает стены бетоном, чтобы стены были ровные , красивые и теплые.
Кто же такие маляр и штукатур? Они готовят под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции. Поверхности окрашивают вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. Владеют приемами работы высококачественной и декоративной штукатурки, а также приемами многоцветной окраски фасадов, зданий специальными составами.
Как вы думаете, легко ли работать маляром или штукатуром? Почему?(Ответы детей).
Штукатуру и маляру необходимы физическая выносливость, подвижность тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение (острота, цветоразличение), хороший глазомер, наглядно-обзорное мышление и память. Они должны быть аккуратными, иметь художественный вкус.
Как вы думаете нужная профессия строить дома?
Почему?
Дети , а кто из вас хочет стать строителем
Приложение №4
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для средней группы «Знакомство с профессией строителя»
Цель: формировать у детей представления о труде взрослых
Задачи:
• познакомить детей с профессией «строитель», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами;
• обогащать словарный запас;
• развивать любознательность в процессе экспериментальной деятельности;
• развивать трудовые навыки детей в ходе игры;
• воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Материалы и оборудование: картинки с изображением строительства, атрибуты строителя.
Предварительная работа: беседы о труде строителя, чтение художественной литературы, рассматривание картинок, слайдов.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, а кто же пришел сегодня к нам в гости?
Дети: Лунтик.
Воспитатель: Но посмотрите какой он грустный….Наверное, что-то у него произошло. Что с тобой случилось, почему ты такой грустный, Лунтик. «В нашем лесу недавно был сильный ветер и мой домик сильно пострадал и теперь он не пригоден для жилья». Бедный Лунтик, где же ты теперь будешь жить! Ребята, мы можем помочь нашему гостю и построить ему новый дом?
2. Беседа о профессии строителя.
Воспитатель: Много труда надо затратить, чтобы построить дом. Надо трудиться очень добросовестно и дружно. Кто же трудиться на стройке?
Дети: каменщик, плотник, маляр, электрик, сантехник.
Воспитатель: А какая техника помогает людям на стройке?
Дети: Бетономешалка, экскаватор, самосвал.
Воспитатель: Посмотрите на изображения строителей разных профессий и определите кто из них – каменщик. Почему вы так решили? Какие инструменты использует в своей работе каменщик?
Дети: Каменщик кладет стены домов из кирпичей, которые подвозят на машинах с кирпичного завода.
Воспитатель: А как кирпичи попадают на верхние этажи? Какая машина помогает каменщику?
Дети: (подъёмный кран)
Воспитатель:Есть специальная машина, называется транспортер. По нему кирпичи поднимаются вверх. А на самые верхние этажи блоки с кирпичами поднимает подъемный кран.
Воспитатель: Как каменщик выкладывает стену?
Дети: Он кладет кирпичи друг на друга.
Воспитатель: А чем скрепляют кирпичи?
Дети: Цементом.
Воспитатель: Покажите на картине каменщика и скажите, какие инструменты помогают ему в работе?
Дети: Мастерок - для раскладывания цемента, молоток – отбивать кирпич, терка – для затирания раствора.
Воспитатель: Как вы думаете, трудна ли работа у каменщика? Нужна ли эта работа? (труд всех строителей трудный и почетный)
3. Познавательно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Представьте, что мы – каменщики. Для того чтобы начать строить дом, нужно замесить раствор для наших кирпичей (брусков). Возьмем сухую смесь и воду. В смесь добавим воды и посмотрим что произойдет через некоторое время (затвердеет). Вот таким образом кирпичи крепко-накрепко соединяются друг с другом. Попробуйте разъединить кирпичики. Только с помощью крупной техники можно сломать стену.
4. Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
5. Художественное творчество (конструирование)
Воспитатель: А теперь мы научимся из кирпичей делать кладку (воспитатель показывает пример кладки, а дети на своих местах повторяют постройку). Ну вот, мы и научились строить крепкие стены из кирпичей, и нам не составит труда построить хороший прочный дом для нашего гостя – Лунтика (ребята переходят на ковер и с помощью строительных деталей сооружают постройку
Занятие по лепке в средней группе «Домик для лисички»
Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать воображение и творчество при создании поделки..
Раздаточный материал. Пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.
Предварительная работа: Рисование по теме; конструирование из крупного строителя по теме «Мой дом». Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Ход занятия
Показ настольного театра «Заюшкина избушка»
(после просмотра заходит лиса)
-Ребятки, не обижайтесь на меня, что я зайика выгнала Просто у меня нет домика Вот и опять на улице поздняя осень,холода А у меня так и нет домикадеревянного, как у зайчика (плачет).
Воспитатель: Ребята, как же жаль лисоньку А может быть поможем ей?
Из чего мы можем ей сделать домик?(……………)
Я предлагаю вам сделать его из пластилина
Воспитатель: Давайте уточним облик дома, его части: крыша, окна, двери, их расположение.
Нужно скатать много столбиков, выравнивая их по длине при помощи стеки. Затем собрать стены дома на картонке-подставке, располагая столбики в горизонтальном положении друг на друге. Крыша тоже делается из столбиков, расположенных под углом к стенам. Затем дети самостоятельно оформляют дом окнами и дверью. Возле дома на картонке-подставке можно сделать садик – посадить цветы. |
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Дом для друзей»
Задачи:
Образавательная:
- Формирование чувства уверенности в своих возможностях
- Развитие мелкой моторики, умения использовать свойства и качества предмета (цвет, форма, размера)
- Расширение и обогащение словарного запаса детей
- Закрепление навыков диалогической речи.
Развивающие:
- Развитие творческого воображение, общей и мелкой моторики пальцев рук; речевого дыхания и силу голоса, фонематический слух, пространственное восприятие, умение сравнивать размер предметов, развитие мыслительных операции, самоконтроля, классификации, зрительного восприятия;
Воспитательные:
- Продолжать работу по поддержанию положительного эмоционального состояния у детей, по формированию доброжелательных взаимоотношений друг с другом оказывать помощь.
Планируемые результаты.
1. Дети должны различать и называть детали конструктора.
2. Конструировать по выбору детей.
3. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
4. Умение детей работать в коллективе;
5. Уметь рассказывать о постройке.
Методы и приемы: чтение письма от поросенка Ниф-Нифа, создание мотивация для познавательной деятельности, д/игра «строители», рассматривание картинок, знакомство с строительными профессиями.
Материал и оборудование: строительный материал (деревянный, пластмассовыйконструктор, лего, животные. Использование картинок из мультфильма.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок про Чебурашку, Три поросенка, Теремок, Рукавичка д/игра «Строители».
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, кто нам его написал «Здравствуйте дорогие ребята. Мне нужна ваша помощь. Наш дом стал очень мал и крыша прохудилась, места стало не хватать для нас. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать? Мои братья Наф-наф, Нуф-Нуф будут вам очень и благодарны».
- Ребята как вы думаете, от кого письмо? Правильно от Ниф-Нифа. (картинка из мультфильма). Ну, что, ребята, как будем помогать? Что делать? (Беседа с детьми) Дети: «Мы поможем построить им каждому новый дом.
2. Актуализация знания.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить дом?
А, как стоить дома, из чего? (беседа)
Из каких строительных материалов.(из кубиков, из конструктора)
Сколько надо материалов для дома? (много).
Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (прочные, теплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие).
Какая должна быть у дома крыша? (Не промокаемая, прочная.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Ну как нам определиться, какие нам нужны дома. Кто нам может, помочь, как вы думаете? (Ответы детей).
Где узнать? (Ответы детей).
Сначала нужно выбрать место для строительства дома. Хорошо, а что дальше (беседа)
4. Открытие нового знания
Ребята как вы думаете, кто придумывает, каким должен быть дом? (Архитектор).(Картинки)
Посмотрите, у архитектора специальный стол, где много разных линеек, и с помощью их он рисует чертеж дома.
А как вы думаете, кто следующий помогает построить дом? (Инженер)
что делает Инженер? Инженер считает, сколько строительного материала нужно привезти на стройку, чтобы построить прочный дом
. А уже по чертежам дальше работают кто? Строители.
Какие строительные профессии вы знаете? (каменщики, плотники, маляры, крановщик). Видите ребята, сколько профессий задействовано в строительстве дома.
Перед тем как вы начнёте строить, дома давайте поиграем
Проводится физкультурная пауза (аудиозапись)
Целый день тук да тук, Кулачок об кулачок
Раздается громкий стук. Руки в стороны
Строим дом, дом большой Руки вверх
И с крылечком и с окном. Руки перед грудью
Разукрасим мы дом Красим руками
На верху флажок прибьем. Флажок из пальцев
Будут жить в доме том Показ Зайка с мишкой и котом.
Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)
Строим, строим новый дом. (Пилим)
Ты пила пили быстрей.
Строим домик для друзей.
5. Включение нового знания в систему знаний. Работа за столами
Ребята предлагаю вам побыть архитекторами и инженерами, строителями. Представить план вашего дома, потом сделайте расчеты, сколько вам понадобиться строительного материала и постройте дом для Ниф-Нифа.
На столе предложены разные материалы(конструктор, лего, веточки, деревянный, бумажный).
Беседа, какой из этих предметов подойдёт. Каждый выбирает и объясняет свой выбор.
После этого воспитатель предлагаетдрузей по выбору и ребёнок после постройки дома беседа с детьми:
Как вы думаете, ребята, у вас дома прочные, теплые.
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами учились быть строителями, наш сказочный архитектор спроектировал вот какой Дом для поросят (с изображением домика).
Давайте рассмотрим картинку, что вы видите? Дети перечисляют (в центре домик, справа от домика елочка, вверху 2 тучки). Из каких геометрических фигур состоит домик?
- Сколько прямоугольников (10, квадратов (3, треугольников вы нашли? (3)
- Какие геометрические фигуры я не назвала (круги? Сколько их (4).
- А чего не хватает у нашего дома? (лесенок-ступенек).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Вы очень все старались, помогали друг другу и построили поросятам замечательные Домики. Недаром есть такая пословица: «Дружба - в делах помощница». Как вы считаете, нашим поросятам понравится новый дом?
- Чем мы сегодня с вами занимались?
- Что нового узнали?
- В чем дружба помогает (в строительстве, в общем деле) Молодцы!
Предварительный просмотр:
Работа с родителями по ранней профориентации детей дошкольного возраста
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Ведь не редко именно дети это отражение либо своих родителей, либо бабушек и дедушек. Родные люди всегда рядом и именно они могут дать много знаний о своей профессии, о том почему они выбрали именно ее и почему она доставляет им радость и удовлетворение.
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и.т.д. Поэтому рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. Когда мы с детьми беседовали о том, кем они хотели бы стать, когда вырастут, многие затруднились ответить. Точнее путались в названиях профессий, у детей недостаточный уровень представлений о разнообразии профессий и функциях труда.
Беседы о профессиях, часто сопровождаются стихами, загадками, вопросами, заставляющие ребенка логически мыслить, развивать речь, активизировать память и внимание. Воспитывать профессиональные качества в детях нужно с ранних лет.
На ряду с многими целями и задачами возникает проблема: это
недостаточность знаний у детей об особенностях профессий; низкий словарный запас у детей по данной теме; незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии. (слайд 4. )
В сентябре месяце наша группа была названа «АКТИВНЫЕ СТРОИТЕЛИ» ( слайд 5)
Мы составили проект по реализации задач, которые поставили себе на учебный год по ознакомлению с профессией строителя. Цели и задачи данного проекта изображены на слайде (сдайд 6)
На информационном стенде для родителей , присутствует эмблема группы и девиз. ( Слайд 7)
Девиз с воспитанниками обсудили и выучили. В группе организован уголок строителей. Там также находится эмблема , ( слайд 8) иллюстрации строительных инструментов. Также лежат некоторые атрибуты строителя. Разработаны мероприятия в процессе проведения которых дети получают намного больше информации по профессии строителя. Знакомятся с некоторыми смежными профессиями. Которые используются на стройке.
Цель проекта:
Цель: расширять представления детей о профессиях. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей.
Задачи проекта:
• познакомить детей с профессией строителя и ее особенностями;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
• активизировать внимание и память;
• развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
• развивать словесно-логическое мышление и речь детей;
• развивать коммуникативную компетентность детей
• воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
• Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях.
• Развивать мелкую моторику пальцев
•Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
• Разработать план мероприятий по изучению профессий, в частности, профессии строителя.
В сентябре месяце нами было проведено родительское собрание. На котором родители были ознакомлены с названием группы, с целями и задачами нашего проекта. У родителей возникало не мало вопросов в связи с таким названием зачем, да почему такое название и зачем необходимо так рано учить детей профессиям.
Нами были проведены консультации по данному вопросу.
Мы просили родителей помогать нам в реализации данного проекта. Родители сфотографировали себя на своем рабочем месте и отправили нам фото для оформления альбома по профессиям родителей.
Нами было проведено комплекс занятий на тему «Активные строители». Проведены беседы, организована экскурсия виртуальная на стройку, учили стихи о стройке. Отгадывали загадки . слушали пословицы и поговорки. К экскурсии привлекали родителей и они вместе с детьми просмотрели видеоэкскурсию и на вопросы которые возникли у детей ответили родители.
Проект способствует воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и помощнику воспитателя в детском саду.
Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Но очень большое значение в выборе будующей профессии играют роль родители, бабушки и дедушки. И чем раньше они начнут беседовать со своими детьми о профессиях . тем больше выбор детей будет более профессиональным. Дети определятся какая профессия им больше по душе и кем они захотят стать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект группы общеразвивающей направленности «Активные строители»
Вид проекта: групповой Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители. Срок: с 01.11.22 по 31.12.22 Тема: Профессия «Строитель»
ЗАДАЧИ: 4 Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием. Разработать план мероприятий по изучению профессий, в частности, профессии строителя. обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности; Цель проекта : Цель : расширять представления детей о профессиях. Формировать у детей первичное ценностное представление и положительное отношение к профессии строителя, результатам труда строителей. познакомить детей с профессией строителя и ее особенностями; развивать коммуникативную компетентность детей, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях. Развивать мелкую моторику пальцев
На информационном стенде для родителей , присутствует эмблема группы и девиз
6 В группе организован уголок строителей. Там также находится эмблема группы
Планируемые результаты: Расширение знаний детей знания детей о профессии строитель. Пополнение словарного запаса на тему «Строитель» Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада Совместная работа родителей и детей в изготовлении мини-альбома «Профессия моих родителей» 7 Предварительная работа: поисковая работа по подбору материала для проекта; подбор художественной литературы; подбор соответствующих иллюстраций.
8 Основные направления реализации проекта: совместная деятельность воспитателя с детьми – беседа, наблюдение за работой строителя, чтение художественной литературы, беседы с детьми, изготовление работ из пластилина, выполнение аппликаций, постройка домов из конструктора Лего непосредственно образовательная деятельность на тему «Дом для друзей». совместная деятельность родителей и детей – беседа о профессиях родителей, составление альбома «Как мы играем дома в Лего».
Проект способствует воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и помощнику воспитателя в детском саду. 9
Спасибо за внимание 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...