Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)
Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста
Название | Цель | Содержание |
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата | ||
«Вкусное варенье» | Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата. | Воспитатель, держа куклу в руках: «Ела Маша клубничное варенье и испачкала верхнюю губу. Маша вот так (показывает как) широким язычком слизала варенье с верхней губы «Затем он предлагает детям слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка сделать движения сверху вниз, как бы облизывая верхнюю губу. |
«Вот так грибок!» | Отработка длительного, плавного ротового выдоха. | Воспитатель, держа куклу в руках, напоминает детям, что у гриба есть ножка и шляпка. Шляпка широкая, а ножки бывают разные. Потом кукла Маша предлагает детям сделать язычок, как грибок. Для этого надо его поднять и прижать спинкой кверху, тогда .хорошо будет видна тоненькая ножка (подъязычная уздечка) |
« Игра в хоккей» | Активизация мышц языка. | Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: «Дети, вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком. Педагог показывает, как нужно производить упражнение. Раздает фасолинки. Начинает игру. Кто быстрее гоняет шайбу. Кукла Таня наблюдает как дети выполняют упражнения, хвалит их. |
« Слоники» | Активизация мышц губ. | Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. В руках у него кукла. Кукла показывает детям картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь « побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды. |
«Эхо» | Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса. | Педагог с помощью куклы в руках распределяет детей на две группы, одна группа говорит: Мы в лес пойдем, Грибов найдем, Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау! Никто не отзывается, Лишь эхо откликается. Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Затем от лица куклы педагог предлагает, поменяться ролями. |
Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. | ||
«Угадай, кто жужжит». | Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильное произношение изолированного звука ж. Развитие речевого слуха, голоса, выработка длительного ротового выдоха. | Воспитатель держит в руках куклу и произносит: «Дети пошли гулять в лес. На поляне было много цветов. Над ними летала и жужжала пчела (громко, длительно произносит звук «ж»). Идут дети дальше, а в кустах сплел паук паутину. Попала туда муха, хочет выбраться, из сил выбивается и жужжит (тихо, менее длительно произносит звук «ж»). А теперь послушайте и угадайте, кто жужжит - пчела или муха « (произносит звук «ж» то громко и длительно, то тихо и недолго). Дети определяют и называют. Если возникают затруднение кукла помогает детям. |
«Чей это голос?» | Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. | Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Мяу- мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок. - Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. ( «Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».) |
«Улавливай шепот» | Развивать остроту слуха. | Дети сидят полукругом. Воспитатель держит в руках куклу и от ее лица, голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным. |
«Подскажи кукле звук» | Умение выделять звук | Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны. Просим поправить куклу, где необходимо. На солнышке грелся черноухийкотено... (К). На него смотрел белолапыйщено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М) и т. д. |
Воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха | ||
«Кто позвал куклу Таню?». | В игре, надо было услышать и назвать имя ребёнка, позвавшего куклу. Каждому ребёнку хотелось, чтобы кукла услышала именно его. Игра проходила в полной тишине, дети напрягали своё внимание, слух и отгадывали, кто позвал куклу Таню. Ребёнок мог взять и посадить её к себе на колени и игра продолжалась. (Детям эти игры очень нравятся, они просят поиграть в них ещё раз. Эти игры мы проводим как со всей группой детей так и небольшими подгруппами. | |
«Что как звучит?» | Все действия обыгрывались с куклой: кукла предлагала детям отгадать, какой музыкальный инструмент звучит, ребёнок, определивший правильно звук инструмента, играл на нём, а кукла Таня танцевала под его мелодию. | |
Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха | ||
«Кто больше» | Нахождение звука в названиях предмета по картине | Педагог держит в руках куклу и показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков. |
«Поймай рыбку» | Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков. | Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок получает балл, выигрывает тот, кто наберет больше баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с куклой для формирования звуковой культы речи у детей младшего дошкольного возраста
Выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ В ВОСПИТАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация: В статье раскрыто значение дидактических игр с куклой для успешного освоения звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.Ключевые слова: язык, сензитивный, звукопроизношени...
Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста...
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КУКЛОЙ В ВОСПИТАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь помогает ребенку познавать мир, способствует умственному развитию, позволяет ребенку общаться с другими детьми и взрослыми, формирует соответствующие возрасту формы общения....
"Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста"
Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую речевые гимнастики:Каждый комплекс содержит речевой материал по определенному звуку или группе звуков. Разработанные компле...
Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Система работы по формированию ЗКР в младшей группе...